Праздничный концерт

Галина Горбашова 2
Галина Горбашова

Рассказ








   Женский день  8 Марта Лена ждала всегда с нетерпением  и надеждой .

  Перед праздником всегда стоял предпраздничный ажиотаж, все мужчины раскупали  всё  в магазинах на подарки для любимых , а, может, и не очень любимых, женщин.  Причём  любимые – это , наверное, все-таки любовницы, потому что не будет же он держать любовницу, которая, по его мнению, его не любит. Здесь предельно ясно. А вот в категорию не очень любимых  входят, как ни печально, и некоторые жёны. Есть еще категория женщин, которая получает от мужчин подарки независимо от того, любят их или не любят. Это рядом живущие мамы, сёстры, тётки, сослуживицы- женщины, которых поздравляют оптом в ответ на такое же оптовое поздравление на 23 февраля.

  Еще  есть просто хорошие подружки, которым не жаль сделать какой-нибудь душевный подарок, если она под настроение придёт на ум. Но такие подарки делать опасно, потому что женщины, особенно одинокие, могут вообразить себе невесть что и тогда придется отбиваться  и нарушать гармонию, которая была раньше.

  Каждый мужчина обременён мыслями о подарках, потому и раскупают всё подряд.

  Лена испытывала небольшую зависть  к  женщинам, которым делают подарки. Можно было бы сказать, что она вообще не завидовала им, но это не было бы правдой. Лена не завидовала кому-то конкретно, просто это была нереализовавшаяся  мечта о подарке. И еще бы букетик цветов, пусть маленький. И она бы тогда , как большинство женщин, шла домой, укутав букетик от мороза в газету, немножечко под шафе, ведь угощали шампанским, шла бы домой и все бы думали, что вот идет женщина, которую поздравили с женским праздником.

  Отделение сберкассы, в котором работала Лена, было маленьким филиалом, их там было всего трое, на самом конце города. Все женщины. И причем все холостячки, правда, у  тех двух были кавалеры. У Лены тоже был кавалер, но она никому о нём не рассказывала, потому что  стеснялась об этом говорить. И кавалера своего стеснялась. Он был очень прагматичным, нет, не жадным, просто прагматичным. Покупать цветы зимой – большей глупости для него не было; отдать такие деньжищи за несчастные цветы, которые и запаха-то приличного не имеют и увянут на следующий день, нет, -этого он не понимал.

-  Лучше уж я тебе колбасы килограмм куплю, - говорил он, но Лена колбасу не любила, поэтому, когда  Гриша, так звали ее кавалера- сожителя  покупал колбасу, но ел её сам .Нет, конечно, колбасу он и так покупал, но когда он впервые сказал , что «лучше куплю колбасу», Лена  так и стала связывать колбасу с цветами, которые он мог бы купить на эти деньги. Такая вот  продуктовая аналогия.

  Цены на цветы, конечно, кусались, но и летом, когда можно было купить любые цветы за  копейки, он , все равно, предпочитал им что-то существенное, как  он говорил. Покупать себе самой цветы Лена  не могла, ей казалось , что она тем самым будет обманывать всех, кто увидит цветы у неё в руках. Потому что будут думать, что цветы ей подарил мужчина. И от того она будет чувствовать себя несчастной обманщицей. Душа ее восставала против дарения себе самой. Это было искусственно и неправда, ведь цветы – это, прежде всего, знак внимания и любви или уважения.  Летом он не покупал цветы, потому что никаких праздников не видел: день рождения у Лены был в декабре, а 8 Марта уже прошло .Значит, и повода для покупки цветов не было. Лена, когда  раздумывала об этом, всегда расстраивалась. Просто так – купить цветы и подарить ей – этого не могло быть в принципе. Лена и не ждала их никогда. Она сжилась с этой мыслью.

  А где-то в глубине души была все-таки надежда на то, что когда-нибудь появится мужчина в ее жизни, который будет дарить ей цветы, не взирая на  отсутствие праздников, просто так, оттого что любит ее,  хочет сделать ей приятное .  И Лена  не будет удивляться этому, потому что так и надо, так  и заведено везде, что мужчины дарят женщинам цветы. Только будет зарываться носом в букет, нюхая их, и  благодарно целовать своего любимого  в щёчку, а , может, в губы, как получится. Дальше этого Ленины  фантазии  не шли. А потом она будет ставить их в вазу,  предварительно обрезая нижние листики и подрезая стебли для освежения среза, чтобы вода сразу начинала питать цветок. Тогда букет должен стоять долго. Впрочем, в этом нет особой нужды, ведь он будет часто  дарить их. И цветы будут стоять  в нескольких местах в красивых вазах, услаждая взор и благоухая.
 
 Лена была романтическая женщина. Мысли ее время от времени отрывались от земного и парили где-то там, в другой жизни, выдуманной ею для украшения собственной. Она любила читать книги  о чужой жизни, где все красиво, размеренно и спокойно, представляя себя на месте героини.

 Нравилось наблюдать  за природой, за небом, за облаками на небе, смотреть на воду, на костер и думать, думать и мечтать.

  И вот опять приближается этот волшебный день 8 марта, неужели опять все пройдет , как раньше. И опять год придется ждать  нового праздника. Почему-то она считала, что восьмое марта - самый подходящий  день для перемен в жизни. Причем  хороших перемен. Блажен, кто верует, - эту простую истину любит повторять мама. Это красиво звучит, поэтому Лена  думает, что это именно о ней.  Вот верит она , что в этот день может произойти что-то хорошее в ее жизни, и всё. И не беда, если не произойдёт в этом году, она будет ждать следующего.

 А сегодня Лена отправилась на концерт, посвященный женскому дню. Они с подружками всегда ездили в этот день на концерт, который организовывали  городские власти.

  Устроители  концерта , конечно , расстарались. Стоило подружкам войти в фойе, их повстречали  выстроившиеся в ряд мужчины, которые приветствовали входивших женщин радостной улыбкой и поздравлениями  с праздником. Мужчины были элегантны, в костюмах и при галстуках  и улыбались, как будто были просто счастливы всех видеть. Во всяком случае, Лена именно так расценила их улыбки и это сразу создало ей праздничное настроение, с которым она и приготовилась смотреть концерт. Гардеробная работала в полном объеме, всех приглашали снять верхнюю одежду, уверяя, что температура в зрительном зале позволит им чувствовать себя комфортно.
 
  После такого радушного приема и не менее радушного  приглашения раздеться, трудно  было не  воспользоваться гардеробом, что Лена и сделала, сдав шубку  и получив взамен алюминиевый номерок, который сунула в сумочку. Она была в серенькой юбочке и черном свитерочке с у-образной  вырезом. На шее  в один оборот был намотан серый мягкий шарфик, концы которого спокойно свисали вниз. Бежевые сапоги и бежевая кожаная сумочка  с длинной ручкой довершали наряд . Лена посмотрела в зеркало, которых было  на всю стену, так, что никто никому не мешал прихорашиваться, осталась довольна собой, потому что праздничная атмосфера уже захватила её и ей всё  нравилось, даже она сама. Время от времени  в фойе делали объявление о том, что в антракте их ждет сюрприз. Это  было приятно, чувствовалось, что организаторы очень стараются.

  Походив немного  в фойе перед залом и  насмотревшись на публику, подруги  вошли в зрительный зал, который поражал своим великолепием, красивой отделкой, паркетным полом и мягкими креслами. Они расселись, заняв места в восьмом ряду. Наклонный пол в зале давал возможность всем хорошо видеть сцену. Концерт начался, между рядами кресел  посередине шли мужчины и раздавали женщинам желтые  тюльпаны.

-  Эх, надо было поближе к проходу сесть, -  посетовали подруги, Лена только улыбнулась, не с их счастьем, как говорится, все внимание её было устремлено на сцену.

 Концерт начался. Первое отделение промелькнуло, Лена не заметила как. Начался антракт, кто-то остался в зале, а Лена  пошла в фойе и  не потому , что там  ожидал сюрприз, просто захотелось  походить  побольше среди людей, проникаясь  праздником. И не пожалела. Официанты сновали между  зрителями с подносами , полными фужерами с шампанским, и угощали всех желающих. Немного застеснявшись, Лена все-таки взяла фужер и теперь, очень довольная,  потихоньку  отпивала  полусладкое шампанское, поглядывая вокруг и видя таких же, как она,  девушек и женщин с шампанским в руках. Лена поискала глазами, куда бы поставить пустой фужер. Подскочивший официант  предложил новый фужер, но Лена отказалась, поставив на его поднос свой  пустой. Все были предупредительно вежливы и улыбчивы, Лена просто таяла от мужского внимания, почувствовав в себе женщину, много ли для этого надо?  Кто- то тронул ее за локоть.  Улыбаясь от хорошего настроения, Лена повернула голову. Перед ней стоял мужчина неуловимо знакомой наружности.

-  Простите, -  Лена не поняла, почему он смотрит на неё , улыбается и молчит, - мы знакомы с вами? - Лене трудно было держать паузу.

-  Неужели не узнаешь, Леночка?-  мужчина уже взял  Лену  за оба плеча и немного сдавил.

   Лена  испытывала неловкость от того, что незнакомый мужчина так  ведёт себя, держа её за две руки и практически не давая возможности вырваться, сам же при этом улыбается счастливейшей улыбкой, так что ей просто неудобно одернуть его строгим тоном, как она сделала бы , не  заподозрив в нём  своего одноклассника.

-  Господи,  Максим!-  Лена  произнесла  его имя почти шепотом от внезапного ощущения комка в горле.
 
  Это был Максим, её одноклассник, с которым Лена встречалась два года, потом у него умерла мать и  отец увез его  в другую  часть страны  за тысячу километров отсюда.  Лена очень страдала тогда, не находила себе места, бегала к почтовому ящику в надежде, что он напишет ей письмо. Ничего не было. Что-то отгорело в ее душе  через год, поселив в ней обиду. А еще через год она случайно наткнулась на его письма у матери в коробочке, где хранился семейный архив. Оказывается, мать  получала письма  и складывала их, не смея выкинуть, но и не распечатывая. Таким образом  поступая, она надеялась, что дочь  забудет свою любовь. Лена перечитала письма, вскрыв конверты. Они были пронизаны тоской и любовью, потом недоумением, что на них нет ответа. В последнем письме Макс писал, что женится.

  После этого контакт  с матерью был нарушен. Лена не могла простить ей того, что она сделала, ушла из дома, долго жила одна, пока к ней не прибился Гриша, одинокий, безразличный и прагматичный человек. Никакой радости. Просто сошлись два одиноких человека и стали жить вместе.

  Лена улыбнулась, наконец, взяв себя в руки.

-  Давай, присядем, - Макс  потянул ее за руку  за ближайший столик. Сделал знак подбежавшему официанту, тот удалился, кивнув головой.

  Через пару минут на столе стояла бутылка с шампанским и конфеты. Официант открыл бутылку, разлил шампанское по фужерам и исчез.

-  Ну, а ты как? – Лена успела уже в двух словах рассказать  Максу свою жизнь, не упомянув о Григории. Собственно, они  не расписаны, он ни разу не делал ей предложения. Рассказывать было особенно нечего, - дети, наверное, ты женился , я слышала?

-  Я  же писал тебе, Лена, почему ты не ответила ни разу? - Макс пропустил ее вопросы мимо ушей.

-  Максик, - Лена вспомнила, как называла Макса в школе, - я твои письма увидела только через два года, мама их получала.

  Макс  опустил голову,  Лена увидела, как ходят желваки под кожей щек. Потом он  посмотрел на нее.

-  Леночка, я сюда из-за тебя вернулся. Ни жены у меня нет, ни детей, мы разошлись через полгода после свадьбы;  я не смог тебя забыть.

   Лена не знала, что сказать, все было настолько неожиданно…, прошлое всколыхнулось в ней виной перед ним, хотя вины её здесь не было. Звонок вторично приглашал  зрителей в зал.  Этим воспользовалась Лена, чтобы перенести разговор.

-  Максик, прости, я должна идти; девочки будут беспокоиться, увидимся после концерта, - с этими словами она поднялась  со стула.

-  Я встречу тебя здесь, -  Макс и сам был  взволнован.

  Оставшуюся часть концерта Лена просидела, ничего не слыша и не понимая. Девочки обменивались репликами, она кивала в знак согласия, мысли были заняты совсем не концертом. Эта встреча выбила её из колеи, она не представляла, что будет дальше, но чувствовала, что в её жизни что-то начинает меняться.

-  Чего ты задержалась? – спросила одна из подруг, обратив внимание на Ленину меланхолию.

-  Одноклассника встретила, - Лена сказала правду,  больше ничего не добавив, подругу это не заинтересовало.

  Второе отделение промчалось быстрее первого, да оно и было короче, на самом деле. В завершение концерта  вышли все мужчины- участники концерта, среди них был и  Макс.

   Одна из подруг сказала в сторону Лены:

-  Это новый директор Дворца, - она всегда знала все новости.

-  Это мой одноклассник, - ответила ей Лена , с улыбкой глядя на сцену.
 
  Пока стояли в гардеробе за одеждой, а  потом  оглядывались в зеркале, люди немного разошлись.  Из бокового коридора показался Макс с большим букетом розовых и красных тюльпанов.

-  Вот кому-то повезёт! – одна из подружек заметила его.

  Макс  подошел  к Лене и протянул ей цветы,  Лена приняла их двумя руками. Сердце её стучало, готовое выпрыгнуть из груди.

-  С праздником тебя, Леночка! -  он улыбался ей , как будто и не было  стольких лет разлуки, - я подвезу тебя?

-  Нас трое, - Лена не была готова к такому предложению.

-  Значит, подвезу троих, -  Макс слегка поклонился  подружкам, - прошу, пойдемте.

  Лена жила дальше всех, поэтому сначала высадили подружек, живших в одном доме, а потом Макс повёз Лену. Лена испытывала дискомфорт от того, что не сказала Максу о Грише. Было еще не поздно и, возможно, Макс рассчитывал, что Лена пригласит его к себе. Она озадачилась и теперь обдумывала, как бы помягче отказать Максу.

-  Леночка, -  Макс  первым прервал молчание, которое установилось в машине после того, как они остались вдвоём,- я все понимаю и не тороплю тебя . И ты не торопись.Но, Лен, на этот раз я не отступлюсь.
 
 Последняя фраза была произнесена как бы в шутку, она разрядила   обстановку  и заставила их рассмеяться.

  Машина подъехала к дому, на который указала Лена, и остановилась у крайнего подъезда. Макс вышел из машины, зашёл  с Лениной стороны и помог ей вылезти  вместе с букетом.

-  Да, чуть не забыл, - он достал визитку и сунул ее в букет с улыбкой, - позвони, хорошо?

  Лена ничего не ответила, только кивнула головой, ее било мелкой дрожью и она боялась, что Макс это заметит. Повернулась и быстро пошла к подъезду.

  Макс дождался, пока она войдет в подъезд, захлопнул дверцу и некоторое время смотрел  на свои руки. Они немного дрожали. Ему стоило усилий  сохранять спокойный тон и сдержаться, чтобы не  напроситься к Лене на чай.  Он  выжал сцепление и включил первую скорость.


  Лена открыла дверь своим ключом. Еще с улицы она увидела, что свет  в гостиной горит.  Зашла в  прихожую, закрыла дверь изнутри  и, держа в руках букет, стала снимать сапоги. Гриша сидел в комнате перед телевизором, он чуть повернул голову в её сторону и вновь уставился в экран.

  Разуваться было неудобно, она боялась поломать хрупкие стебли тюльпанов. Наконец,  с сапогами  справилась и стряхнула шубу с одного плеча. Перехватила букет другой рукой, стряхнула шубу со второго плеча. Теперь она держала шубу в одной руке, тюльпаны – в другой. Сунула ноги в тапочки.

 Гриша даже не шелохнулся, чтобы помочь, он по-прежнему смотрел рекламный блок. Это так контрастировало с сегодняшним вечером… .

-  Позвоню, Максик, -  еле слышно прошептала Лена.

-  Ты что-то сказала?-  Гриша по-прежнему не поворачивал голову.

-  Тебе послышалось, - ответила Лена.


6 06 12