М. М. Кириллов Парусная регата. очерк

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

ПАРУСНАЯ  РЕГАТА

Рассказ

     Как-то со своей давней знакомой дого-ворились принять участие в тренировке к традиционной парусной невской регате в день Военно-морского флота СССР. Знако-мая была уже многолетней  яхтсменкой, а я совершенным новичком в этом деле.
Сказано-сделано. Вечером, накануне тре-нировки поехали в яхт-клуб, который зате-рялся где-то на берегу Финского Залива, на   Васильевском острове.
     Июль - светлый месяц, но было уже темно, когда мы приехали на базу. На чёр-ной воде залива тесно стояли на якорях не-сколько десятков яхт различной величины. Паруса на них были спущены. К лодкам с берега вели мокрые дощатые мостки. Рядом громоздились невысокие бараки. Фонари  на высоких  столбах тускло освещали тер-риторию базы и ближайшие воды залива. Вдали угадывались невысокие волны. С моря дул прохладный ветерок.
В ближний барак входили и выходили прибывающие спортсмены, чувствовалось напряжение сборов. Приехавшая со мной яхтсменка сразу окунулась в свою друже-любную среду и, можно сказать, тотчас же утонула в ней. А я, хоть мне и было многое в новинку и интересно,  чувствовал здесь себя как-то одиноко. У меня, в отличие от дру-гих, не было никакого дела.
  В бараке объявили, что подъём будет ранним. Топилась плита, все как-то переку-сили и на кушетках улеглись спать, оставив дежурного у входа. Одежду вешали в шкаф-чики. Всё здесь было продумано и, видимо, привычно. Главным для всех   был зав-трашний поход в город. Регата проводилась на Неве напротив Петропавловской крепо-сти.
     Ранний подъём. Завтрак и за работу. Лодки в определённом порядке на вёслах отогнали от причальных мостков в устье реки.  Подошли два небольших буксира. По-сле некоторой организационной суеты лод-ки потянулись за буксирами вверх по Неве. Встречное течение реки было значитель-ным, и потому движение нашего лодочного каравана происходило медленно.
Берега у реки вначале были низкими и топкими. Долго плыли мимо целых гор брё-вен, щебня и песка. Такими были торгово-промышленные ворота Ленинграда.
     В каждой лодке было человек по пять: на носу, на корме и у мачты. Команда была в спортивных костюмах, со спасательными жилетами. В центре яхты, рядом с мачтой, имелась небольшая каюта.  Меня  устроили на скамейке у самой кормы. Вода за бортом здесь бурлила, и до неё было совсем подать рукой.
Я был устроен, и на этом забота обо мне моей знакомой закончилась.  Она всё время торчала где-то на носу лодки. Правда, пе-риодически спортсмены  менялись местами. Пока тащились на буксире,  работы у ко-манды было мало,  и они действительно бы-ли вроде пассажиров.
     По мере приближения к городу набе-режные реки стали одеваться в гранит. Мы плыли по Большой Неве. Яхты с помощью буксиров последовательно прошли под мос-тами. И я заметил, что с реки город  смот-рится  совершенно необычно.
    Приблизились к Дворцовому мосту. Не-смотря на ранний час, вдоль набережных ходили редкие прохожие. Долгое время сле-ва от нас просматривались какие-то одина-ковые и скучноватые проспекты Васильев-ского острова. Но вот  по правую руку пока-зались хорошо узнаваемое здание Синода и фигура Медного Всадника, а впереди пока-залось  Адмиралтейство. Слева увидели Кунсткамеру и здание Биржи (Военно-морского музея). Наконец, вплыли в самую большую акваторию Невы между Киров-ским (ныне Троицким) и Дворцовым мос-тами и между набережной Зимнего Дворца и Заячьим островом с Петропавловской кре-постью. Это было восхитительно!
   Дождались, когда прибыли все яхты, и буксиры отпустили. На яхтах дружно под-няли паруса, и хозяева стали осваивать реч-ные просторы. Активность команд резко возросла. Сейчас ветер и паруса решали всё.
Лодки как большие белые чайки бесшум-но заскользили по реке, выполняя различ-ные галсы. Спортсмены, держась за канаты и опёршись о борта, по команде старшего, то и дело меняли расположение парусов и, со-ответственно, направление  движения лод-ки. Иногда яхтсмены при этом чуть не ло-жились спинами на воду, но, даже зачёрпы-вая её, выравнивали положение своего суд-на, и оно устремлялись вперёд. При этом старались избежать столкновения со своими соседями. Это было не легко. Площади для манёвра было много, но ведь и лодок было до двадцати. А я из пассажира превратился в мученика.
Над лодками летали шустрые чайки, на набережных толпился народ. Люди скапли-вались у перил на мостах и даже на песча-ном берегу под мрачными стенами Петро-павловской крепости. Какое-никакое собы-тие даже для Ленинграда.
Я всё это время буквально вжимался в своё место на корме, чуть не отрывая дере-вянные поручни скамьи и боясь вылететь при резких поворотах лодки. Меня не раз окатывало водой. Меня даже подташнивало. Из спокойного наблюдателя я  превратился в страдальца, мечтавшего только о том, что-бы лодка, наконец, остановилась где-нибудь в тихом месте. Помните, у Горького: «Толь-ко глупые гагары…». Вот и я превратился в глупую испуганную птицу. А мои друзья по кораблю, перелетая от паруса к парусу и от борта к борту, только счастливо смеялись. Так им было хорошо.
Наконец, лодку причалили  к тому месту у Кировского моста, что недалеко от Крон-веркского деревянного мостика, идущего к крепости, где его опоры становились низ-кими, и я смог выбраться на  него.
  Как я был рад! Твердыня моста под но-гами меня успокаивала, и я благодарно и долго-долго махал рукой своим друзьям, ос-тавшимся на воде. В том числе, и своей при-ятельнице.
 Как спокойно можно было, наконец, на-блюдать с высоты моста за стремительными перемещениями яхт! Чуть позже, когда  я уже уходил, яхты выстроились в тот поря-док, в котором должны были участвовать вскоре на параде по случаю Военно-морского Флота.
Кем в своей жизни я только не был: воен-ным врачом, учителем, учёным, даже пара-шютистом. Но я никогда больше не согла-шался участвовать в парусных соревнова-ниях.
 Июль 2017 года, г. Саратов.