Ч. 4 Прорыв в Арктику

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/07/02/899

В начале холодной войны военно-морской флот вероятного противника имел несомненное преимущество перед советским флотом. В чём оно состояло?  Прежде всего, в том, что у вероятного противника были выгодные позиции в Мировом океане, его базы располагались в непосредственной близости от территории СССР.

Флоты враждебных государств  контролировали все проливы и узкости, которые предстояло пройти советскому флоту в случае войны. Военно-географические условия, о которых упоминалось в первой части статьи, были неблагоприятными для СССР.

Выход советского флота  в океан и в Средиземное море во время войны можно было обеспечить только захватом проливов, например, тех же турецких проливов. Для этого, в первую очередь, требовалась морская пехота.

Но она после войны была фактически расформирована. Главком принялся её воссоздавать. У него был большой боевой опыт использования морской пехоты во время командования Азовской и Дунайской флотилиями.

Требовались средства доставки морской пехоты, специальные десантные корабли, которых раньше в Советском Союзе никогда не было. Их стали строить. Нужна была морская дальняя бомбардировочная авиация, чтобы подготовить высадку морской пехоты для овладения проливами. Морских пехотинцев принялись целенаправленно обучать захвату и удержанию плацдармов.

В послевоенное время, до принятия на вооружение ракетной техники, авиация была единственным носителем ядерного оружия. С появлением ракет на кораблях и в береговых частях, которые могли теперь наносить ядерные удары по военно-морским базам и береговым неподвижным объектам, задачи морской авиации расширились.

Лётчики учились уничтожать не только неподвижные цели на берегу, но и соединения кораблей, различные подвижные и быстроходные малоразмерные цели на море.

Сергей Георгиевич Горшков считал, что роль авиации в будущем возрастёт по сравнению со второй мировой войной. Её главной задачей станут поиск и уничтожение подводных лодок в отдалённых районах морских и океанских театрах.
 
По событиям, которые сейчас происходят в Сирии, видно, как российским военно-морским командованием на практике реализуются мысли, изложенные автором «Морской мощи государства».

С кораблей в Каспийском море наносились удары по неподвижным удалённым наземным объектам, а также самолётами берегового и корабельного базирования по неподвижным и подвижным объектам на земле. Однако, следует иметь в виду, что удары наносились при отсутствии противодействия противника.

Для обеспечения круглогодичного действия Северного флота Сергей Георгиевич Горшков настаивал на создании ледокольного флота. В этом отношении Горшков продолжал традицию адмирала Степана Осиповича Макарова, инициатора постройки первого ледокола «Ермак».

 Во время второй мировой войны Советский Союз располагал тремя ледоколами: «Сталин», «Каганович», «Микоян», которые в 1942 году переоборудовали во вспомогательные крейсера.

 Служба ледоколов, что в военное, что в мирное время – одинаковая, заключается в проводке судов по Северному морскому пути, снабжении полярных городов и, естественно, гарнизонов.

Горшков добился создания мощного ледокольного флота, который обеспечивал проводку военных и торговых судов круглый год. В 1960-х годах на Севере находились в строю свыше двадцати дизельных ледоколов. В 1959 году в строй вошёл первый атомный ледокол «Ленин».

Все ледоколы строились с учётом их использования в военное время. На ледоколе «Ленин» и на дизельных ледоколах послевоенной постройки имелись фундаменты для установки артиллерийского и зенитно-ракетного вооружения.

 Вооружение в мирное время находилось в мобилизационном резерве. Кроме того, на ледоколе «Ленин» имелся вертолёт, что позволяло использовать ледокол как патрульный корабль.

В 1960-е годы срок навигации на Северном морском пути увеличился до 4-5 месяцев от Баренцева моря до Берингова пролива и до 7 месяцев - в западной части Арктики. Навигация осуществлялась в июне-декабре.

 В это время года плотность льда не достигает максимума. В 1974 году ввели в строй атомный ледокол «Арктика».

С того времени была обеспечена круглогодичная навигация для Северного флота во льдах Карского моря и моря Лаптевых, а при более лёгкой ледовой обстановке обеспечивалась навигация  в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Ледокольный флот Советского Союза стал самым мощным в мире.

По практическому значению тогда это было равносильно прорыву в космос. Затраты на создание ледокольного флота потребовались колоссальные, но они в ту пору окупались за счёт стоимости перевозки грузов, не говоря уже о геополитическом влиянии Северного морского пути.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/07/04/1199