Тёмное царство

Гасан Салихов
   ТЁМНОЕ ЦАРСТВО
Действующие лица:
ЦАРЬ – лис в шкуре льва
ЛИСИЦА
ЛИС 1
ЛИС 2
ЛИС 3
ВОЛК – 1-й министр
КОЗЕЛ – 2-й министр
ЛЕВ
ТИГР и другие звери

Драма темного царства в одном действии

Сцена первая

На сцене собрались лисы разных мастей, идёт совещание.  Слово берёт лисица в трауре, дочь главного лиса и бывшего царя, которого они недавно похоронили, но пока ещё скрывают о том от остальных зверей, в надежде сохранить за собой власть и свои привилегии.

ЛИСИЦА. Пока был жив мой папа, он вам дозволил всё и всё вам преподнёс. Да, это так, вы получили всё, что хотели – свободу, демократию и несметные богатства: леса и земли, недра, реки и моря, без труда вы взяли в руки. Естественно, благодарю за то, что про меня вы тоже не забыли.
ЛИС 2. Да, конечно, это так, но…
ЛИС 3. Скоропостижно нас покинул царь.
ЛИС 1. Давай, дослушаем лисицу, ей хитрости не занимать. Пусть скажет нам свои суждения, начнём мы после рассужденья.
ВСЕ ХОРОМ. Да! Верно! Говори наша царица!
ЛИСИЦА. Нет-нет, неправильно вы поняли меня – я не метила в царицы. Тут вопрос стоит иначе, в наших руках должна остаться власть, другие звери просто нас растопчут, если тайны наши все раскроют.
ЛИС 2. Ой, даже слышать страшно мне о том, будет нам кутья-хана потом.
ЛИС 3. Нас ждёт тогда Сибирь, а может и расстрел…
ЛИС 2. А в лучшем случае – тюрьма.
ЛИС 3. Если ты богат, то и в тюрьме – лафа…
ЛИС 1. Ага, если власть уйдёт из рук, и сумки ваши не спасут…
ЛИС 2. А мы рванём в другие царства.
ЛИС 3. И много унесёшь?
ЛИС 2. Вагоны мы отправим за границу, и новую откроем там страницу, новую построим мы столицу и на трон посадим там лисицу.
ЛИС 1. Оставь ты лучше эти басни, времени на это уже нет. Что умер царь, узнали уже звери, надо принять экстренные меры. Всю ночь вчера с лисицей говорили и разные вопросы обсуждали. Решили с вами всё обговорить, окончательно чтобы вопрос решить.
ЛИС 2. Как скажете, во всём согласен с вами.
ЛИС 3. Всегда я с вами, верный ваш слуга.
ЛИС 2. Скажите, что нам делать?
ЛИС 3. На шаг любой готовы мы ступить.
ЛИС 1. Только один выход есть у нас, своего царя толкать во власть.
ЛИС 2. Это вряд ли нам теперь удастся, снова в царские бразды прорваться. Звери уже ненавидят нас, хитрыми лисами обзывают, брату нашему они не доверяют. Будто мы свободу отобрали, и права жизни всех зверей лишили, подчинив себе законы все, расставив свои правила везде. 
ЛИС 3. И требуют, чтоб царством правил лев.
ЛИСИЦА. Их голоса слышны теперь повсюду.
ЛИС 1. Раз требуют – дадим, чего хотят.
ВСЕ. Что?! (Растерянно переглядываются друг с другом.)
ЛИСИЦА. Да-да, дадим им льва – пусть царствует на славу.
ЛИС 1 (вздохнув и покорно глянув на царицу). Но, это будет преданный нам лев.
ВСЕ. Нет-нет! Никак не может лев быть предан нам! Он в клочья всех нас раздерёт, хвосты нам всем он оборвёт! Уж лучше сразу всем нам принять яд!
ЛИСИЦА. Ну, что вы сразу в панику, друзья? Отчаиваться нам никак нельзя.
ЛИС 1. И в прошлый раз хвосты зажали все, пока я выход не нашёл для всех.
ВСЕ. Но всё иначе было в прошлый раз, и шёл в цари не лев, а косолапый.
ЛИС 2. А если честно, и в прошлый раз я не меньше был напуган.
ЛИС 3. Узнав о том, что получил он больше голосов…
ЛИС 2. Как будто горло мне петля зажала, и с жизнью расставаться вдруг пора.
ЛИС 3. Кто думал, что верзила так пуглив.
ЛИС 1. И сразу он на задницу упал, со страху подняв лапы свои вверх. «Ну, что ты, Миша, - я сказал ему, - как ты сможешь править царством всем? Подумал бы о себе, наш брат… Придёт зима и в спячку ты уйдёшь, с живого шкуру во сне с тебя сдерут, - и задрожал он, лапы вверх подняв, и даже зуб на зуб не попадал. А я смотрю и дальше продолжаю. – А так, дадим тебе столько богатства, что заживёшь как никогда и ты».
ЛИСИЦА. Хватит прений, пора дела решать. Да и тема, знаете, одна, как сохранить за собою власть.
ЛИС 2. Слаще слова я не знал на свете.
ЛИС 1. Вместе мы должны теперь ответить.
ЛИС 3. Когда у власти свои люди, и такие не страшны нам беды.
ЛИС 1. Есть крутые на примете лисы, кто и дальше мог точить бы лясы.
ЛИСИЦА. Одного я выбрала средь всех. Лиса – ещё да та, любого вокруг пальца обведёт, и все беды на него навесит, что во всём – сам виноват.
ЛИС 2. Было бы конечно хорошо…
ЛИС 3. Снова мы зажили бы красиво…
ЛИС 2. Но одно не можем мы понять…
ЛИС 3. Согласятся ли ему власть отдать?
ЛИС 2. Всех зверей не обмануть никак.
ЛИС 1. Мы это обсуждали и не раз.
ЛИСИЦА. Оденем маску на лису, и будет царь, как настоящий. А ум и хитрость всё решат. Когда получит власть, кто сможет, что сказать… Пушиста грива, хвост горит огнём. Чем не лев? Ну, чем не царь зверей?
ЛИС 2. Ну, если так…
ЛИС 3. Вопросов больше нет.
ЛИСИЦА. Обманом, хитростью и златом, поставим мы печать на этом.
ЛИС 1. Тогда оставим все вопросы и пригласим на трон лису, доверившись своей лисице, как настоящей провидице.
ЛИСИЦА. Но вы запомнить все должны, получит власть – для всех он лев, как всем зверям – также и нам. И пусть запомнят это все, я повторяться не люблю.
ЛИС 2. Пусть будет так, и с этим мы согласны.
ЛИС 3. Верно мы поклонимся ему, чтоб никто ни в чём не сомневался.
ЛИС 2. Но волнует всё же нас вопрос…
ЛИС 3. Кто даст гарантию нам после?
ЛИС 2. А если он сотрёт нас в порошок?
ЛИС 3. Когда получит в руки власть…
ЛИСИЦА. И у него рыльце в пушку, немало он нагадил за собой. У нас уже продумано всё тут. И обещал во всём он потакать, свободы нашей он гарант. В другие царства зверят он продавал, грязными делами занимался, чтобы свои богатства умножать, никаких обманов не стеснялся.
ЛИС 1. Конечно, были и другие лица…
ЛИСИЦА. Главное же не они, а маска, которая позволит управлять…
ЛИС 1. Хотя покойный папа был и против, но лисица выбрала его. Тот ещё пройдоха этот лис, хуже даже и подвальной крысы.
ЛИСИЦА. Он клялся мне и обещал, пока у власти – быть гарантом нашим.
ВСЕ. На вас теперь все уповаем мы.
ЛИС 1. Пришла пора богатства отпускать, зверей немало придётся подкупать.
ЛИСИЦА. К утру на стол валите всё подряд, процентов десять с присвоенных богатств.
ЛИС 1. Ждём с утра всех на поклон, вечером воссядет царь на трон, поклявшись верным быть во всём и особенно всем нам.
ВСЕ (подходят, расписываются и, поклонившись, уходят). Да будет справедливым к нам наш царь…
ЛИСИЦА. Нас никак он трогать не посмеет.
ЛИС 1. Хитра лиса, а шкура-то всех греет…
ЛИСИЦА. Всё решено, да здравствует наш царь.
ЛИС 1. В унисон теперь придётся петь, если хвост не станет задирать.

Уходят.
 
Сцена вторая

На троне царь-лис в маске льва. Рядом, по правую руку от него стоит волк, по левую руку – козел. В очереди на приём стоят звери разных мастей и приносят к трону свои дары. После всех заходит Лис 2. С улыбкой приближается к трону царя, но владыка, подняв  руку вверх, держит его на расстоянии.

ЛИС 2 (покорно остановившись, кланяется). Повинуюсь, наш великий царь, но…
ЦАРЬ. Что, ты смеешь возразить мне? Ты просто лис, а я зверей всех царь!
ЛИС 2. Нет-нет, мой царь, я просто думал…
ЦАРЬ. Думал?! Ха-ха-ха! Индюк тоже думал – в суп попал…
ЛИС 2 (косо посмотрев на волка и козу). Наедине хотел бы пообщаться, и чувствами своими обменяться.
ЦАРЬ. Наедине… Ну что ты, не смеши, лучше ноги подальше унеси, чтобы твоя ехидная ухмылка, не сложила голову в могилку.
ЛИС 2. Зачем так грубо, чем не угодил я? Из кожи лез, чтобы…
ЦАРЬ. Не обо мне ты пекся, о себе… Ах да, к чему, оставим разговоры…
ЛИС 2. Меня другие лисы ждут, ответ твой должен я услышать.
ЦАРЬ. Это – мои доверенные лица, и нет секретов у меня от них. Когда грозили мне тюрьмой, они спасли и помогли. И потому они возле меня, и ни в чём ещё не упрекнули. И слушаются они меня во всём, исполняя мой любой указ.
ЛИС 2. Не поймите вы меня неверно, возражать вам не намерен я. Вам совет хотел я дать, как казну обогащать,  царства мощь тем укрепляя, власть за собою закрепляя.
ЦАРЬ (ухмыляясь). Совет… Я сам кому угодно дам совет, а  в чужих советах не нуждаюсь.
ЛИС 2. Не спешите вы ответом, царь. Времени я много не займу, всему свободу объявили  вы, обрадовав указом всех зверей.
ЦАРЬ. И потому, дружок, не забывайся, и поскорей отсюда убирайся.
ВОЛК. Может хвост мне оторвать ему?
КОЗЕЛ. Или на рога поднять его?
ЛИС 2. А я… разве мало я потратил, царь…
ЦАРЬ (перебивая его). Что?! Прошлое посмел ты мне напомнить, без даров явившись во дворец?
ЛИС 2. Но…
ЦАРЬ. Не сметь! Не сметь!! Не сметь!!!
ВОЛК (рычит). Разреши, я кровь ему пушу…
КОЗЕЛ. Под хвост рога свои пущу…
ЦАРЬ. В яму его!.. В Сибирь!.. В тюрьму его, в тюрьму!.. Пусть неповадно будет остальным.

Волк и козел, схватив за хвост и бока, выводят его, царь, давая тумаков, нервно подгоняет их. Уходят.


Сцена третья

На сцене Лисица в дорогих мехах и золоте, Лис 1 и Лис 3.

ЛИСИЦА. Что, он посмел его арестовать? Как рука на это поднялась?
ЛИС 1. К сожалению, Лисица, это так. За себя теперь боимся мы, не станет церемониться он с нами.
ЛИС 3. Признаться честно, слишком хвост задрал, что даже с нас он требует на лапу. «Хотите жить – учитесь всем делиться» - у него один этот девиз, забыв о том, кто посадил на трон.
ЛИСИЦА. Может он по-своему и прав, на то и царь…
ВМЕСТЕ. Что?
ЛИСИЦА. Что было, то прошло, быльём всё проросло. Порядок должен быть для всех один.
ВМЕСТЕ. Но…
ЛИСИЦА. Вот и меня вы снова перебили, и досказать не дали. А он – он царь, и сказано всё этим.
ВМЕСТЕ. Хорошо, согласны с вами мы. Но объясните, что теперь нам делать?
ЛИСИЦА. А то же, что и остальные.
ЛИС 1. Это же нечестно так, Лисица.
ЛИС 3. Мы же в руки ему дали власть.
ЛИСИЦА. Мы спасенье для себя искали, другого выбора не знали.
ВМЕСТЕ. Список кандидатов был немалый.
ЛИСИЦА. Теперь он в шкуре льва – и львиные повадки.
ВМЕСТЕ. В одном царстве жизни нам не будет.
ЛИСИЦА. Гордыню вам придётся тут смирить. А делиться – тут само собой.
ЛИС 1. Обидно нам, лисица, ой обидно…
ЛИС 3. Чужие стали мы теперь ему…
ЛИСИЦА. Зато налоги платим небольшие, хоть накопили немало мы богатств. Процентов столько – сколько остальные, в других царствах платят пять раз больше.
ЛИС 1. Мы не воры – мы хитрые лисы, и всего своим умом добились.
ЛИСИЦА. Ага, с доброй руки папы моего, кто бумаги обернул в богатства, всех зверей оставив в дураках, в миллионы цены все убавив.
ЛИС 3. И верно мы всегда служили вам, умножая вашу мощь и силу, заполняя ваши закрома.
ЛИС 1. Ни на шаг от вас не отходили, ваш покой мы свято берегли.
ЛИСИЦА. Увы, но царь теперь не мой отец. Команды нет – тут каждый за себя. Прощайте, лисы, я умываю руки. (Уходит.)
ЛИС 1. Придётся мне уехать за границу, под его дудку не смогу плясать.
ЛИС 3. Как не хочу, а плясать придётся, и все его капризы исполнять.

Уходят.

Прошло время. Царь, став полновластным хозяином всего царства, начал разорять все недра и богатства страны, умножая закрома свои и накопляя личные богатства, потеряв в хищениях контроль. Обогащались и другие приближённые к власти звери, а остальные вынуждены были жить впроголодь, прозябая в ужасных условиях. А это всё больше и больше толкало их на отчаянные шаги. Но управляющие, в целях своей безопасности, старались сталкивать их друг с другом, разделяя и властвуя в свою пользу.



 
Сцена четвёртая

Царь-лис и приближённые.

ЦАРЬ. Хоть я и лев – по должности своей… ну, что скрывать, люблю лисиц-красавиц, и ими пополнять гарем. Расслабляться надо временами, к жизни интерес свой сохраняя. Пусть они танцуют нам стриптиз, колесо веселья белки крутят. Пусть побольше носят куры яйца, пополняя мне отряд цыплят – утки, гуси, индюки, павлины, подойдёт и страус под парад. Но больше хомяков чтобы не видел, хоть они красивы и пушисты, только – те же мыши и вонючки. Хвост теребить приятно мне лисицам, радуясь их симпатичным лицам. А на обед шинкуют пусть курей – обожаю нежные грудинки.
ВОЛК. Будет всё исполнено наш царь.
КОЗЕЛ. Даже Медведь рогов моих боится, когда они от золота светятся.
ВОЛК (ухмыляясь в сторону). Золото не светит, а блестит…
ЦАРЬ. А теперь послушайте указ мой, общаться я хочу со всей страной. Чтоб мой голос мог услышать каждый и со мной общаться по прямой, устройте связь и телемост настройте, чтобы вопрос свой мог задать любой. Но аккуратно всё устройте так, чтобы лишних не было вопросов. И ответы пусть мне подготовят, чтобы лицом мы не полезли в грязь.
ВОЛК. Да, наш царь, придумано умно, и будет всё исполнено как надо. На майдан мы созовем зверей и охраны выставим кордон, чтоб глупостей никто не натворил, лишних слов не говорил.
КОЗЕЛ. Всех козлов рогатых соберу.
ВОЛК. Тигров из Тайги я приглашу и вдоволь быками откормлю, чтобы верно нам они служили.
ЦАРЬ (довольно улыбаясь). Мне преданы всегда вы были, и друг друга мы кормили. Вместе власть удержим за собой, пока мы живы на земле святой.
ВМЕСТЕ. И впредь, клянёмся, служить вам до конца, и не допустим к трону подлеца.
ВОЛК. На всех зверей найдём свою управу.
КОЗЕЛ. Ума и хитрости вам не занимать, а лапши тут хватит на все уши.
ВОЛК. Из года в год ваш имидж лишь растёт, звери сытые за вас стоят горой.
КОЗЕЛ. И армия за нами разной масти. (Уходит.)

С улицы доносится шум и голоса зверей. Царь и Волк растерянно переглядываются. Быстро вбегает Козел и закрывает за собой дверь.

КОЗЕЛ (глаза так и бегают от страха). О, наш царь, просит встречи тигр, а глаза его горят огнём…
ЦАРЬ. Тигр?.. Откуда он, из каких краёв?
КОЗЕЛ. Говорят, что прямо из тайги…
ВОЛК. И знает он повадки всех зверей…
ЦАРЬ (со страху падает на трон и вжимается в него, глаза полны слёз). Ти-ти-тигр?.. И… и что он хочет? Чем, скажи, он недоволен так? Разве тигров обидели мы в чём? Где дорогу перешли мы им? Или прав каких лишили их? Охотиться что ли запретили?
ВОЛК. Пожалуй, нет, они ни в чём запрет не знали…
КОЗЕЛ. Мы ни в чём их прав не ущемляли…
ЦАРЬ (смелея). Что вы тогда страху так нагнали? Да пусть войдёт, что мне какой-то тигр, мне с вами зверь не страшен никакой. (Волку.) Скорей рукав засучивай, мой друг,  (Козлу) и будь на страже как всегда, Козел. Откройте дверь, пускай заходит.

Козел открывает дверь и впускает тигра, на всякий случай навострив рога. Не отходит от царя и Волк, крутя хвостом и скаля свои зубы. Тигр проходит и, остановившись посередине, важно оценивает обстановку.

ТИГР (кланяется). Приветствую вас, царь, и здравия желаю.
ЦАРЬ. И вам беды не знать. Но, что за печаль в твоих глазах, мой брат? Говори, чем сможем мы поможем.
ТИГР (передавая царю лист бумаги). Тигры подняли мятеж и послом меня послали к вам. Вкратце тут всё описали и вожди все расписались.
ЦАРЬ (берёт лист и пробегает по нему глазами). Так-так, и не стыдно жаловаться вам, как трусливым зайцам и котам? Разве в чём-то вас мы обделили?
ТИГР. Близко к власти нас не допустили.
ЦАРЬ. Зато всё дозволили мы вам… и слабых притеснять не запретили. Закрома свои обогащать и зубами куш себе срывать.
ТИГР. Да, конечно, но…
ЦАРЬ. Я клятву дал царём быть справедливым и быть со всеми однобоко равным. Свободу всем я обещал.
ТИГР. Вся тайга за вас горой стояла, и выборы ваши поддержала.
ЦАРЬ. Спасибо, но могли бы не напомнить. Всё добро я помню, как и зло. И передай о том всем братьям полосатым. Живите, каждый, кто на что горазд. И на том, давай, базар закончим. (Волку.) Окажите почести ему и дары от нас преподнесите. (С улыбкой провожая тигра.) На нас вы зубы больше не точите. (Козлу.) И ты, Козел, дорогу уступи, и рога свои побереги, тебе они ещё не раз сгодятся.

Уходят друг за другом.


Сцена пятая

Царь, Волк и Козел.

ВОЛК. О чём задумался, наш царь?
ЦАРЬ. Да вот, всё думаю, почему в царстве нашем, звери отучились от труда, и каждый хочет умножать богатства, выезжая на чужом горбу. Посмотрите, как живут соседи, трудятся от мала до велика – и муравьи, и пчёлы, и слоны. Да любого ты возьми зверька, добивает корм в поте лица. Так и везде, но только не у нас.
КОЗЕЛ. Смотрят друг на друга наши звери, видят, как жируют тут одни, расхищая недра всей страны. С их зверят берут пример другие, и как они безбедно жить хотят, без труда карманы набирая и ни в чём себе отказ не зная.
ЦАРЬ. И я сейчас тоже о том же думал, но…
КОЗЕЛ. Даже Медведь, забыв про зимний сон, сосёт лапу, мечтая всё о власти. И даже Волк повадки позабыл, ослабли ноги, заржавели зубы.
ВОЛК (косо посмотрев на Козу). А ты опух от спячки словно Слон, и рога уже блестят от жира.
ЦАРЬ. Как теперь всех приучить трудиться?
КОЗЕЛ. Вряд ли это нам теперь удастся…
ВОЛК. Скорее всем в трубу продуть придётся…
КОЗЕЛ. На всех у нас не хватит и рогов, и зубов на всех не оберёшься.
ВОЛК. Да, у многих уже своя сила…
КОЗЕЛ. Других они готовы разорвать, чтобы свои богатства защищать.
ЦАРЬ. Тогда, продолжим,  друг на друга травить, чтобы себя могли мы обезопасить.
ВОЛК. Не нравится мне эта петля…
КОЗЕЛ. Как бы ноги не пришлось нам делать …
ВОЛК. На всякий случай купим мы себе, в тёплых океанах острова, куда умчат нас тотчас самолёты,  если станет вдруг невмоготу.
КОЗЕЛ. Но чтобы там были леса и горы…
ЦАРЬ. Так действуйте, вперёд, мои друзья. (Волк и Козел уходят.) Умные покинули страну, разграбив дотла казну. За три моря уехала лисица, купила остров, принца там нашла. (Быстро уходит.)



Сцена шестая

Царь ещё в постели. С открытого окна слышны крики и голоса разных зверей. Шум и гам.

ЦАРЬ (спросонья). Что за крики, что за шум с утра? Ещё темно, мне выспаться не дали…
ВОЛК (вбегая на зов царя). Зверья всякого на площади собралось, друг с другом воевать они устали, друг другу гнёзда разорять, и разрушать берлоги и хоромы. В одном царстве мирно жить хотят, и найти какой-то компромисс. И требуют, указ чтобы издали и ровно всем всё разделили, чтобы равными все были.
КОЗЕЛ (вбегает, открыв дверь задом и рогами закрыв их за собой). Уф-ф, еле-еле я от них отбился. Бесполезно что-то обещать, никаким словам уже не верят. Одним словом, требуют царя, чтоб вопрос решил бесповоротно и, поставив точки все над и, утвердил законы и порядки, да чтобы им подвластны были все, как и царь, так и его министры, и от льва до зайца все равны, чтоб никто друг друга не боялся, от закона только лишь дрожали – и судья, и прокурор, и братки, и даже сам министр ФСБ.
ЦАРЬ. Да что они, с ума что ль походили? У нас демократия такая, что даже я теперь не всем указ. Столько получили звери власть, что, один лишь только шаг – и все откроют пасть, и вырвут сердце мигом из груди, бесчувственно отправят они в ад. Просто так они тут не сдадутся и от богатств своих не откажутся, как бы того не требовал весь сброд, а мой указ им, что коту под хвост.
ВОЛК. И что теперь прикажете нам делать?
КОЗЕЛ. Какой-то выход мы должны найти …
ЦАРЬ. На свободу отпускаю вас, и себя за вами в тот же час… А звери все между собой пусть сами разберутся…

Стучат в дверь.

ВОЛК. Поздно, царь, шакалы в дверь ломятся…
КОЗЕЛ. Тут рога  уже не в помощь, как бы мне без ножек не остаться.
ВОЛК. От страха даже жилки затряслись. Могут вилы в бок наставить мне, слишком стал отчаянным народ. Вовремя мне надо было в лес…
КОЗЕЛ. Меня смогли бы скалы уберечь…
ЦАРЬ. Вот те на! Вы меня уже готовы бросить?..
ВМЕСТЕ (опомнившись). Нет-нет, наш царь, ещё мы повоюем – и за вас, и за эту власть.
ЦАРЬ. Нельзя нам в панику впадать. Скорей на трон – я на троне лев, я царь зверей! К любому диалогу я готов, выслушать и принять свои меры. Обещать, не значить исполнять, а время всё расставить по местам. Будем живы – будет время обо всём подумать. Только смерть лишает шансов нас. Как никогда я жить хочу теперь – за спиной несметные богатства.
КОЗЕЛ. Да и я ещё пожить не против…
ВОЛК. С богатством я готов и на тот свет… На десять поколений моих хватит, только бы не растерять всё это.
КОЗЕЛ. Не дать бы дикарям себя разграбить…
ЦАРЬ. Давай-давай, откроем дверь скорей, и с улыбкой встретим мы гостей.

Открывают дверь и впускают Льва. Лев подходит к трону и кланяется царю, Козёл и Волк остаются за его спиной.

ЦАРЬ (не сходя с трона, с улыбкой). О, какие звери! Брат мой лев, я видеть тебя очень, очень рад! Прости, что тотчас, не смог тебя я принять. С министрами своими совещался, за каждый шаг мне надо воевать, свои указы в жизнь чтобы  внедрять. На штыки приходится всех ставить, точат свои зубы злые звери. Ах, увольнять придётся скоро всех… (Вздохнув.) Может, сможешь в чём помочь мне, брат? Не звери рядом – твари ненасытные одни…
ЛЕВ (теряясь от неожиданности вопроса). Я?..
ЦАРЬ. А что ты сразу испугался так?  С царя – так спрос, а сами что – в кусты? Разве в силах царь один решать всё? Взялись бы все скопом помогать…
ЛЕВ. Да я… Я разве против, царь?.. Вы только подскажите, что мне делать. От меня если зависит что, придти на помощь согласен как никто.
ЦАРЬ. Вот это вот – это другое дело… Если б все мне были верны как ты, давно бы в жизнь я претворил мечты. И мы зажили б дружною семьёй, на зависть царствам запредельным всем. Не только юго-западные страны – завидовали б и Запад и Восток. Шли бы к нам с поклоном все послы, процвела б торговля всей земли. Гордились бы все звери мира нами, очередь росла бы в гости к нам, чтоб у нас учиться честной жизни, как богатств добиться и успехов. Чтобы все от мала до велика, жили мирно, дружно и счастливо, прославляя своего царя, преданно его благодаря. (Козёл и Волк хихикают в сторонке, за спиной льва.)
ЛЕВ (радуется). Так, это правда, наш великий царь?! Тогда нам с вами, верно, по пути, не только львы пойдут теперь за вами. Я обещаю вместе всех свести и за собою повести. Куда, скажите, мне их привести? Готов приказ исполнить ваш любой.
ЦАРЬ. Ну-ну… Как только соберёшь в отряд единый всех… Но не спеши, чтоб не наломать тут дров. Через три дня жду тебя во двор. Поведём всех верных за собой и напугаем остальных тюрьмой.
ЛЕВ. За вас горой мы станем, царь любимый. Поднимем всех, кому не сладко жилось, с верой, что мечта теперь сбылась. Царь впереди, за ним все остальные. Всем зверям теперь ты будешь люб. Вместе с вами горы мы свернём, и в кулак единый всех зажмём.
ЦАРЬ. Ох-х! Наконец-то я вздохнул спокойно… Ну что, вперёд! Я – здесь, ты – там, дружно скажем «мяу» всем, и котятам, и зверятам, и даже маленьким утятам. (Улыбается.) Извини, я это так, от счастья, что закончилось всё так. (Волку и Козлу.) Проводите… проведите льва, у него теперь забот не мало, за три дня прольёт он пота много, за собой надо поднять зверей, чтоб царя родного поддержать, законы и порядки наставлять. Всех задравших хвост (все тайно прячут хвосты) по местам сажать, тигров чтобы рядом не осталось, без кого не смогут выступать. (В сторону.) А  не пора ли тут мне замолчать… (Закрывает себе рот, зажав ладонью.)
ЛЕВ. Разрешите мне уйти, мой царь?
ЦАРЬ. Ах да, конечно, да… Иди, мой верный Лев!

Лев уходит, Волк и Козел учтиво провожают его. Царь-лиса смеётся, потирая ладони и пушистым хвостом вытирая слёзы.

ЦАРЬ. Господи, какой дурак наивный! Хи-хи… ха-ха… Ну, лев – есть лев, что с него возьмёшь, ни хитрости и ни ума. Сразу всем словам моим поверил. Грязь за мною он готов смывать, и зверей всех побежал сзывать. Хи-хи-хи… Ой, ха-ха-ха… Пустой оставлю я вам трон и маску льва, что все годы эти выручала, когда со страху все дрожали. Ой-й… Пойду, пора мне чемоданы собирать и на дальний остров уезжать. (Уходит.)

Царь-лис собирает чемоданы. Вбегают Волк и Козел.

ВОЛК. Извольте, царь, ну, как нам картину эту понимать?..
КОЗЕЛ. Вы льву такое говорили…
ВОЛК. И искренно вели беседу так, что у нас коленки задрожали.
КОЗЕЛ. Даже мы поверили всему…
ЦАРЬ. Да ладно вам, с ума что ли сошли?.. Надо было что-то говорить, хитростью его заворожить.
ВОЛК. Так значит вы всё это специально?
КОЗЕЛ. Чтобы время выиграть для нас?
ЦАРЬ. С деньгами нам во всей планете рай, а без денег – ложись и умирай. Тут, сдаваться не намерен я. За три дня решим мы все вопросы, и будем недосягаемо далеки, жёнами и чадами своими.
ВОЛК (Зевая, показывая зубы). Богатствами забиты чемоданы.
КОЗЕЛ (облизывая губы). Завтра же закажем самолёты.
ЦАРЬ. Разлетимся в разные края…
ВОЛК. Я на Восток.
КОЗЕЛ. Я б выбрал Юго-запад.
ЦАРЬ. На Западе меня давно все ждут.
ВОЛК. Жаль прощаться с вами, умный царь.
КОЗЕЛ. Уроков хитрости вы дали нам немало.
ВОЛК. В дар от нас оставим трон пустой …
ЦАРЬ. Маску я оставлю от себя…
КОЗЕЛ. Выжженная вся дотла земля.
ВОЛК. И моря, и горы, и леса…
ЦАРЬ. Прощайте, верные друзья…
КОЗЕЛ. Я без вас пропал бы зря, мне не помогли бы и рога.
ВОЛК. По мне бы плакала тюрьма – столько костей я за собой оставил.

Обнявшись, расходятся в разные стороны, каждый взяв свой чемодан.


Сцена седьмая

Пустые апартаменты царя. Входят Лев, Тигр, а за ними и все звери.

ЛЕВ. Почему открыты двери все? Где наш царь, министры, генералы? Никого…
ТИГР. За ними лишь остался один трон, лживый, как и сам пропавший царь.
ЛЕВ (подняв маску). И маска льва… Ах, лисы, лисы… Ой, хитрый лис! И нас все эти годы они водили за нос…
ТИГР (подходит и смотрит в окно.) Тишина. Всё, крысы убежали, и увезли с собою, что смогли. Стоят закрытыми амбары все и склады, выкачаны недра и богатства, разорены леса все и поля, пустыми стали реки и моря.
ЛЕВ. Нет царя – его мы упустили, а без царя не нужен нам и трон.
ЗВЕРИ (вместе). Да как же так, нельзя нам без царя… Без царя кто скажет нам как жить? Ой, пропадём, кто нас объединит? Нельзя так жить, как лебедь, рак и щука.
ЛЕВ. Мы так и жили при царе – без царя в голове… Уж хватит! (Берёт трон и бросает в окно.)
ТИГР. Аура тут плохая от него. Жизнь новую пора нам начинать.
ЛЕВ. От каждого зверька, кому смогли б доверить, выбирайте кандидата вы, чтоб законы новые издать, и в стране порядок утвердить.
ТИГР. Как жить теперь решать мы будем сами. Утвердим порядок и закон, и будем сами мы вести контроль.
ЛЕВ. Начнём работать каждый, кто как сможет, и встанем крепко на ноги свои, и поднимем за собой страну, на зависть даже убежавшим крысам. Это я, Лев, вам обещаю, и в обиду никого не дам.
ТИГР. Ну, что болтать, пора нам за работу. Давай, засучив рукава, скажем дружно мы «ура». Один за всех и все за одного, поднимем из руин свою страну.
ЛЕВ. Своим примером укажем всем мы путь.
ЗВЕРИ. Мы за вас будем всегда горой.
ТИГР. Царь-лис бежал – он прикрывался маской, теперь же маска не нужна. Отныне царь наш – настоящий лев…
ЛЕВ. Если все вы за меня, то я согласен стать царём и верно вам служить…

ЗАНАВЕС