Михаил Васильевич. Из семейного фотоальбома

Ян Кунтур
 М. В. Малиновкину


1.
"Тревожное у нас нынче время, непонятное.
Оно вибрирует часто-часто в груди,
словно что-то просится оттуда на волю,
но не находит выхода.
И от той вибрации просто невыносимо жить в этой
быстро меняющейся на глазах
повседневности.

Мой дорогой, хоть и совсем незнакомый внучатый племянник,
на этом фото, с которого я, мой отец, брат
и сестрицы со своими малютками всматриваемся в тебя,
ты не увидишь ни подписи, ни даты,
но можешь определить ее
по моему белому эмалированному кресту с императорским венцом и орлиными крыльями -
это "Знак успешного окончания школы прапорщиков".
Не знаю, могу ли я быть горд этими
новоприобретёнными полу-офицерскими погонами российской армии,
но они позволят мне чуть выше приподняться  во время боя с германцами
над всеми серыми шинелями...
чуть-чуть...
ту самую малость,
которая позволит первому принять пулю...
Младшие командиры этой войны живут на передовой  не более двух недель.
Те, кто продержится дольше - счастливчики, а тем более те,
кто получил легкое ранение и попал в тыл.
Но, видит Бог, своей семьи я не опозорю,
ни памяти давно покойной маменьки...
...уже почти не помню ее...
...хорошо, отец пока крепок и уверенно стоит на своих инженерских ногах
при хорошей должности, позволяющей жить немного лучше среднего,
иметь гимназическое образование...

Правда, Коле еще учиться и учиться, - всего 13 лет,
но и он уже не даром ест отцовский хлеб -
нанялся рассыльным к Каменским, всё-таки какой-то доход.
Старшие сестрицы, вроде бы, успешны и счастливы в замужестве...
Только младшенькая, наша милая Лидонька, пока еще  в 3 классе гимназии...
Но ты ведь лучше меня знаешь судьбу своей прабабушки...
да и всех нас, живущих в этом тревожном и непонятном и постоянно вибрирующем
времени
третьего года Германской войны.
Скоро мне на фронт, верю, что нам удастся победить,
и Коля всё-таки избежит моей участи.
Вспомни обо мне,
мой дорогой, хоть и совсем незнакомый внучатый племянник,
когда будет уже некому вспоминать,
хотя бы через век.
Я тоже часть тебя".


2.
Поздно я родился.
Увы, слишком поздно.
И еще позднее услышал это никогда ненаписанное обращение ко мне,
когда сам уже был отцом,
и когда поколение моей бабушки, выросшее в СССР и воспитанное "как надо",
почти забыло рассказы своих матерей.
Что помнило - невольно исказило до противоположности.
А о чем-то просто не знало.
Факты в их головах путались, менялись местами так,
как казалось желаннее и правильнее,
что-то дорисовывалось, что-то перечеркивалось и замазывалось.
Даже определить, кто есть кто
на этом дореволюционном фото,
кроме отца семейства и моей собственной прабабушки,
было почти невозможно.
Бабушкины перечисления сбивались и путались под тыкаюшим пальцем,
смешивая детей и внуков:
"Тетя Аня, тетя Маня... тетя... м-м-м... Лёля, тетя Вера, тетя Зина...
дядя Коля, дядя... да... Миша..."

Только спустя годы я понял, что две девочки в кружевных платьицах,
не сёстры, как утверждала бабушка, а уже дочки сестёр.
Про Михаила бабушке с трудом удалость выскрести из сусеков
только то, что жил он потом где-то в Краснокамске
и сначала вроде бы руководил строительством, а потом и работой ЦБК "Госзнак".
Сперва я поверил ей, но это оказалось преувеличением, легендой.
И никаких других фактов.
Её брат, дядя Юра, подтверждая проживание в Краснокамске и связь с ЦБК,
был на 100 % уверен,
что в 1942-м дядя Миша ушел добровольцем на Отечественную войну
и там погиб.
Тогда ему должен был идти уже пятый десяток,
как мне сейчас.


3.
Многое понял,
когда в "Книге памяти жертв политических репрессий Пермской области",
изданной "Мемориалом",
я нашел две записи:

    
     "Малиновкин Михаил Васильевич
     Родился в 1894 г., г. Горький; русский;
     Проживал: г. Краснокамск, Пермская обл.,
     Арестован 27 июня 1941 г.
     Приговорен: 21 августа 1941 г., обв.: антисоветская агитация.
     Приговор: 10 лет лишения свободы".
 
    
     "Малиновкин Михаил Васильевич
     Родился в 1896 г., г. Горький; русский; Проживал: ИТЛ Соликамстроя НКВД.
     Арестован 9 января 1942 г.
     Приговорен: 16 мая 1942 г., обв.: антисоветская агитация,
     контрреволюционная агитация.
     Приговор: ВМН (высшая мера наказания) с заменой на 10 лет лишения свободы".

Скорее всего, один и тот же человек, только спутаны даты рождения.
И родился не в Горьком, а еще тогда в Нижнем Новгороде.
По другому источнику удалось выяснить, что был инженером-электриком,
на Краснокамском ЦБК...

...Краснокамск строили на пустом месте
тысячи зэков, раскулаченных, спецпоселенцев,
одновременно и завод, и ТЭЦ и город.
А после успешного запуска началась охота за шпионами: 69 человек (расстреляны).
Всего репрессировано 1317 человек (356 расстреляно, 40 умерло при следствии).
Из них 369 человек осуждены за антисоветскую агитацию.
Под репрессии попало всё руководство ЦБК и ТЭЦ-1,
вплоть до директоров Горячева и Хорошева,
как руководителей "троцкистско-зиновьевской группировки",
первый сослан на 8 лет, второй - расстрелян.

Так и Малиновкин в августе 1941 г. загремел в ГУЛАГ на 10 лет,
в Соликамский исправительно-трудовой лагерь,
не очень далеко от прежнего места,
и работа похожая:
мастер по электрооборудованию на строительстве другого ЦБК,
но уже как бесплатная раб.сила, ЗэКа.
Здесь 16 мая 1942 года он был повторно осужден,
уже за контрреволюционную агитацию,
и приговорен к "высшей мере",
но расстрел был заменен, возможно, как нужному специалисту 
на дополнительные 10 лет...
Дальше моя информация обрывается.
Видимо, этого срока он уже не выдержал.

От его племянников,
детей красного командира гражданской войны,
(тоже попавшего под удар, но не сильный)
настоящая правда была скрыта.

*
Дореволюционное фото.
Солидный бритоголовый мужчина с усиками - в центре большого дружного семейства.
Три сестры в похожих темных платьях
с крупными вышитыми белым по белому воротничками.
Две девочки-снежинки - у их колен.
Подросток в толстовке, подпоясанной форменным ремнём с большой пряжкой,
еще чуть-чуть и рассмеётся.
Совсем юная девушка с внимательным настороженным взглядом.
Молодой высокий стройный прапорщик с памятным нагрудным знаком.
Михаил Васильевич.
Дядя Миша...

И у нас сегодня тоже тревожное непонятное время.
И так нестерпимо вибрирует оно в груди,
словно что-то просится оттуда на волю
и не имеет выхода...
Найдется ли через 100 лет кто-нибудь, кто сможет вспомнить обо мне...
Вообще, найдётся ли кто-нибудь...

25.01 - 04.02.2017