Туркестанский альбом. 1871-1872 г. г

Айдын Гударзи Наджафов 2
INFOLIB
ИНФОРМАЦИОННО БИБЛИОТЕЧНЫЙ ВЕСТНИК
2017 г.ВТОРОЙ НОМЕР
ISSN 2181-8207
(стр72)
___________________________________

ЗНАЧЕНИЕ "ТУРКЕСТАНСКОГО АЛЬБОМА 1871-1872 г.г.",
ВО ВСЕМИРОНОЙ ИСТОРИИ

30 мая 1872 года, Россия отмечала  200 летие со дня рождения последнего “Царя всея Руси”, и с 1721 года Всероссийского Императора Петра Великого, преобразователя и реформатора, превратившего Российское царство, в державную российскую Империю. В честь столь значимой юбилейной даты, по инициативе «Императорского общества любителей естествознания, антропологии, и этнографии», было принято решение  провести Общероссийскую Политехническую выставку», государственного значения. Экспозиции Выставки должны были рассказать об итогах развития Российской державы, за период правления Императора Александра II-Освободителя, превратившего страну в одну из немногих в мире промышленно-развитых государств. Место и период проведения Выставки – город Москва, с даты 30 мая по 1 сентября 1872 года. Августейшим Председателем Выставки, стал младший брат Российского Императора Александра II, Великий Князь Константин Николаевич. Почётные члены «Комитета по устройству Выставки» - все действующие имперские министры, генерал-губернаторы Москвы и Туркестанского Края.

Известный исторический интерес Императора и реформатора Петра Великого, к исследованиям Среднеазиатских земель, и недавнее присоединение некоторой её части к России, придавало участию  Туркестанцев в юбилейном мероприятии,  особое значение. После оповещения о юбилейном мероприятии, по указанию Туркестанского генерал-губернатора, была сформирована группа из учёных и специалистов, многие годы занимающихся изучением Среднеазиатского региона. Профессионализм группы работающей над грандиозным проектом, получил должную оценку уже в первой половине 1872 года. На прилавки книжных магазинов Москвы, появились экземпляры «Путеводителя по Москве и её окрестностям». На его страницах, в «Очерке о политехнической выставке», сообщалось о высоком уровне участия, в её работе Туркестанцев: “Всех главных отделов на выставке будет 23, кроме того несколько местных, из которых наиболее удовлетворяющим требованиям важнейших специальных частей выставки, являются: Туркестанский и Кавказский, устраиваемые на средства местной администрации, и под её наблюдением” . Это признание не было единственным. Многие популярные периодические издания отмечали высокий уровень Туркестанских выставочных экспозиции, размещённых в специально возведённом павильоне номер 25. Например, обозреватель популярного еженедельника журнала «Нива», комментируя Выставки, у же в дни её работы, не скрывая восторга написал: “Туркестанский отдел - из самых интересных, самых, самых замечательных на выставке. Павильон его резко отличается от других своей восточною архитектурою,  гигантским фасадом, с стрельчатой аркой посередине, и с башенками (минаретами) по бокам, расписанный по восточным образцам. Внутри здания собрано множество предметов, знакомящих с этим интересным краем, выставлены целые коллекции местных произведений промышленности, карты, фотографии, снимки, образцы почв и минералов, коллекция местных растений и животных, черепа человека и животных, наконец, предметов, касающихся этнографии края… ”

Предметный обзор Выставки, публиковался и на страницах, авторитетного многотиражного еженедельного издания «Всемирная иллюстрация» . В его тексте был особо отмечен огромный интерес посетителей к павильону Туркестана, “вошедшего незадолго до этого события в состав Российской Империи”. В комментарии к Туркестанскому павильону сообщалось,  о великолепии уменьшенной, в два с половиной раза, копии медресе Ширдар в Самарканде.

Большое впечатление производило цветовая гамма и разнообразие орнаментов ковровых изделий, кошм, паласов и десятков видов тканей – шёлковых, шерстяных и хлопковых. Вызывали удивление шелковичные черви, для сравнения здоровые и больные, и коконы, представляющие разные географические части обширного региона Средней Азии. Там же, были выставлены готовые изделия по технологии местных народов, и “русских заведений”. Внутри павильона летали туркестанские пчёлы, и тут же  из специальных посудин, можно было продегустировать образцы мёда из пчельника самого Таиб Махсума, живущего в “восьмидесяти верстах” от Ташкента.
Почётное место в туркестанской экспозиции занимало “горное масло (нефть)”, из источника Майбулак и Майли в окрестностях Намангана в Кокандском ханстве, а также изделия из него, - керосин и асфальт, изготовленные на заводе купца Захо в Майли.  Результат интеграции России, в экономику региона демонстрировала коллекция выработки маслобойного завода провизора И.И. Краузе в Ташкенте: ореховое, маковое, кунжутное, льняное подсолнечное, каперцовое и сурепное масла.
Главным научным источником о работе Выставки, на всех этапах её трёх месячной работы, были несколько десятков периодически издаваемых номеров «Вестника Московской политехнической выставки – 1872».

В одном из его первых номеров сообщалось (прим АГ-Н\ здесь и далее фрагменты):  «Обойти Выставку и осмотреть её только поверхностно…, возможно не менее как в два дня, да и то, при таком осмотре едва ли что могло остаться в памяти из-за масштабов увиденного. Для подробного же осмотра были нужны две-три недели, месяц… В выставке приняли участие 10 тысяч отечественных предпринимателей, 2000 зарубежных. У Комитета по её проведению были свои уполномоченные в 12 городах за рубежом, в том числе Берлине, Лейпциге, Вене и Лондоне…, Выставку осмотрело 750 тысяч человек, из которых 100 тысяч рабочих и учащихся, посетивших её бесплатно”.

В начале июня 1872 года, выставку посетил её главный Российский гость, Его Величество Государь Император Александр II, и сопровождавшие его  Государыни Цесаревны. Это событие комментировали в последующие дни многие российские газеты. И каждая публикация упоминала о внимание публики, к экспозициям  Туркестанского павильона. Почётные гости Выставки были представлены и некоторыми другими, членами Российской Императорской семьи. В числе почётных гостей, всероссийского мероприятия были и известные политиками, военными деятели, учёные, промышленники, купцы, иностранные дипломаты, и изобретатели. Успех Выставки, определило общее мнение, которое можно свести в единый  тезис – посетители не скрывали своего интереса, удивления и восторга, от всего достигнутого Россией  в после Петровский период.

Одним из важных итогов проведённого всероссийского мероприятия – для хранения, демонстраций уникальных коллекций Выставки, и связанных с ними будущих исследований, были создание два крупных музея – Исторический и Политехнический. 

В конце октября 1872 года в Ташкент вернулся, переполненный впечатлениями Туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович фон-Кауфман.  Понимая, что достигнутый в Москве успех, в скором времени перейдёт в категорию, пусть важных, но всё же прошлых событий, даёт указание подготовить к выпуску практически готовые четыре части «Туркестанского Альбома 1871-1872 гг». Его содержание – в том числе, и тематические фотографии с экспозиции Туркестанского отделения прошедшей Выставки. Четыре тематических части Альбома, должны быть дополнены новыми фото-сюжетами, копиями акварельных рисунков, и картин художника Верещагина, изображением физических карт по географии региона, или отдельных его областей, и фотографий по военной тематике.   Возглавить новую группу, было предложено известному российскому востоковеду Александру Людвиговичу Куну. К работе также были привлечены M.T. Бродовский, Н.В. Богаевский, и фотограф Н.Н. Нехорошев. Итогом их работы стали 1200-и изображений, в том, числе двадцать одна акварель, четырнадцать архитектурных плана, тринадцать военно-топографических карт .  Литографические работы, поэтапно, по мере готовности для каждого отдельно взятого тома Альбома, выполнялись в Ташкенте, в Военно-топографическом отделе военного округа. Активное ознакомление и популяризация Туркестанского края, успешно представленного в 1872 году на «Московской Политехнической выставке», с комментариями в периодической печати, и номерах «Вестника Московской политехнической выставки», этим не закончилась. Только некоторые примеры. В том же 1872 году, в Москве с небольшим интервалом вышли в свет:
- в авторстве Н.А. Маева «Первый выпуск Сборника» «Русский Туркестан» “изданный по поводу Политехнической выставки». География и статистика.
- в авторстве А.Д. Гребенкина «Второй выпуск Сборника» с некоторыми “статьями по этнографии, технике, сельскому хозяйству и естественной истории таджиков, изданный по поводу Политехнической выставки” .

В 1873 году на Всемирной выставке в Вене, была представлена коллекция Туркестанского отдела Политехнического музея. В 1874 году, коллекции туркестанского шелководства  имела успехи  на Лондонской выставке.
Но в этом, не полном перечне, наше внимание привлекла изданная в январе 1875 года, в Санкт-Петербурге, брошюра «Технические производства в Туркестанском крае». Его содержание представляло собой “Приложение к промысловому альбому Туркестанского края, составленного и изданного по распоряжению Туркестанского Генерал Губернатора Генерал-Адъютанта К.П. Фон-Кауфмана 1-го”. Автор-составитель: Секретарь Туркестанского Отделения Императорского общества Любителей Естествознания, Этнографии и Антропологии , М.И. Бродский.  Автор предисловия, датированного “19 -Ноября 1874 г. С. -Петербург”,  А.Л. Кун. 
В Предисловии, его автор, сообщает: “В 1870 году, согласно поручения Туркестанского генерал-губернатора, и при содействии данной мне в распоряжение фотографии…, было предпринято составление Туркестанского альбома, имевшего цель представить по возможности наглядно все проявления общественной жизни новоприобретённой окраины. Подробности этой программы изложены, в предисловии к нему. Труд этот, заключающий в себе более 1200 видов, сцен, типов и т.д. окончен в начале  этого года. (прим.АГ-Н., т.е. 1874 года). Вследствие дороговизны издания он был отпечатан, в весьма ограниченном числе экземпляров, и в видах дающих возможность ознакомиться с краем, хотя бы в главных книгохранилищах. В настоящее время эти полные (Прим. АГ-Н, - пять) экземпляры туркестанского альбома находятся в Императорской Публичной библиотеке, Императорской Академии Художеств,  Императорском С-Петербургском Университете, Московском политехническом  музее и Ташкентской публичной Библиотеке. Первый выпуск Приложения, к «Техническому производству в Туркестанском крае» только одна, часть из предполагаемых (АГ-Н\ имеется в виду их создание) четырёх:
“1) Технические производства,
 2)Этнографические очерки,
3) Самаркандские древности,
4) Военно-исторический очерк движения русских в Среднюю Азию. 
При этом считаем долгом оговориться, что цель настоящего выпуска Приложения, дать объяснения тем фотографиям, которые представляют промышленную деятельность страны, без намерения объявить их научным исследованием данного предмета, на что по нашему мнению, (здесь и далее курсив АГ-Н) время ещё не настало. Представляемое описание следует принять как первый опыт собрания материала для указанного вопроса”. Если исходить из текста А.Л. Куна, по всей видимости, работа над последними частями томов «Альбома», завершилась в 1874 году, что корректирует некоторые сообщений в дореволюционных и позже современных источниках о готовности всех его четырёх частей в 1872  .

  О биографии всех сопричастных к изданию «Туркестанского альбома …» написано достаточно много. Но как сложилась судьба томов Альбома, в Советский период истории.

В 1874 году, одним из обладателей нескольких  экземпляров двух “Кауфманских альбомов” стал Центрально-азиатский фонд Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). Описание этой коллекции по разным объективным причинам было составлено только в 1937 году. На момент составления описи “обнаружить сведения об авторах, составителях, собирателях и условиях создания и поступления в музей этих коллекций можно было только частично и то в результате изысканий в литературе, и архивных фондах”  .
Сегодня,  пусть сжатая, но самая доступная для читательской аудитории информация  о «Туркестаном альбоме … гг», с возможностью видеть качественные изображения всех её четырёх частей, предоставлена только Интернет-сайтом Библиотеки Конгресса США . Этой работе предшествовало ряд важных событий.  В 1934 году, Библиотека Конгресса США, приобрела полный комплект, прекрасно сохранённого «Туркестанского  альбома» у нью-йоркского книжного торговца Нью-Йорка Израэля Перлштейна.

По прошествии нескольких десятилетий, в 1983 году,  в осеннем номере печатного ежеквартального журнала Библиотеки Конгресса США , был опубликован первый краткий аналитический обзор уникальной коллекции, и сообщение . Там же сообщалось о создании микрофильма, в целях сохранения оригинал этого бесценного сокровища.

С внедрением в работу Библиотеки Конгресса, более современных технологий была создана электронно-цифровая копия изображений Альбом, размещённая на отдельной странице Библиотечного сайта. На той же странице сайта, опубликован краткий обзор Heather S. Sоntag. Избегая повторения его содержания, только уточню – содержание статьи не более чем уже известная фактура об Альбоме. Впрочем, в обзоре присутствует важное уточнение: “Cегодня известно о семи экземплярах многотомного Альбома. Кроме США, ими располагают Узбекистан и Россия».

___________________________
p/s
НЕ ОПУБЛИКОВАННОЕ
"Уникальный, по содержанию «Туркестанский   Альбом 1871-1872 г.г.»,  с его штучным количеством экземпляров, сразу после издания своих томов, обрёл статус библиографической редкости.  В послереволюционный (1917 г.) период, доступ к нему в Советских библиотеках был искусственно ограничен. Главная причина - его содержание не совпадало с “видением” советских идеологов того, что было в Туркестанском Крае, до начала трактуемого ими  перехода региона, в советскую  историческую эпоху. Прошлого -  самобытного, уникального, и многообразного. Cj всеми исторически известными метаниями, между прогрессом и регрессом развития жизненно важных для азиатских народов инфраструктур. И только в реалиях поэтапной интеграции России, в регион, во второй половине 19 и начала 20 столетия, получивших перспективу стабильного развития. Но именно это упоминание, было неприемлемо, для процесса массового перевоспитания старого и воспитания нового поколения коренных народов Средней Азии. Их сознание, в новой послереволюционной эпохе, должно было впитать тезисы, предающие забвению усилия и достижения, России в дореволюционный период. 
Некоторое возрождение интереса к содержанию «Альбома» в Республике Узбекистан и Российской Федерации началось после обрушения СССР. Но даже при этом условии, не считая редких компилированных зарисовок, число научных исследований, тематически посвящённых уникальному изданию, вряд ли обнаружатся в библиографическом списке. Уже в век информационных технологий, распространение слабо, или вовсе не комментируемых копий Альбомных снимков в Интернете, ещё более снизил порог публичной информированности об истории их появления и уникальности их главного источника.

Несомненно, настоящий очерк представленный в жанре публицистики, не только авторская попытка напомнить массовому читателю, историю формирования «Туркестанского Альбома 1871-1872 гг». Это  и дань должного уважения к создателям уникального Альбома, российско-туркестанским учёным, представителям  гражданских, военных специальностей, и живописцам, и конечно к согласившимся с ними сотрудничать, представителям разных народностей края.
Посвятившие свою жизнь, многоотраслевым научным исследованиям Среднеазиатского региона, они уже при жизни  служили примером самого глубокого уважения и бережного отношения к истории и культурологии, его коренных народов, с их веками сложившимися традициям  светской  трактовки  Ислама.