Одна такая жизнь

Инна Коротаева
Письмо недели

     Добрый день или вечер, здравствуйте, милая дорогая редакция! Извините вы меня, пожалуйста, за мою неграмотность. Война не дала выучиться. Мне вот уже 76 лет, а я жизни совсем не видела, живу как на каторге.

     Мужу скоро будет 80 лет, а он все звереет, водку всю жизнь любит, деньги мне никогда не давал, не даёт, хотя работает, и пенсию получает. Я детей растила как могла, он их видел мало, когда учились – в школе не бывал. Не сказать, что он полный пьяница, но очень большой самолюб, упрямый, злой человек. Прожили мы с ним 57 лет, но доброго слова я от него не слышала и по имени он меня мало называл, всё курва, лярва, да стерва. Стану детям жаловаться, а они отвечают: мы видели, как свёкор над семьёй  издевается, а чего от отца ждать. Надо было от него давно уходить… Теперь-то я поняла, какая дура была. Что мне делать? Я больше так жить не могу, руки на себя наложить – греха боюсь».

     Шесть страниц печального текста, фамилия, адрес. А чем помочь человеку? После войны она завербовалась «на торф». Поблизости в частном домишке жила семья её будущего супруга: отец, мать, три брата и дед. Мать болела, в доме нужна была работница. Вот и позвали они девушку из общежития в свой домишко.

     Старший сын был тогда в армии, а когда приехал в отпуск, устроили свадьбу. В большой семье работал один свёкор и пил хорошо. Но после военных лет невестке все равно казалось, что она попала в рай. Работать умела, младшие братья её любили, свёкор не обижал. А она куску хлеба была рада, в войну на одной крапиве жила. Но вот к мужу за все годы так и не смогла «приладиться». Картошку курам сварит, муж ругается – надо чтобы не разваривалась, собаке тоже не так приготовила. «Сам от картошки отказывается, макароны не ест, лук с огурцами не любил, никого другого не признавал, себя во всем считал правым. А уйти мне было некуда – две дочки и сын, и совета не у кого спросить, вокруг были чужие люди.

     Как пришел муж из армии, и начался ад. Здоровья у меня совсем не стало – семь раз была оперирована. Только молитва помогала мне все это перенести. Вот теперь плачу и думаю, за что меня Бог наказал такой судьбой?»

     В гости приглашает пожилая женщина, о помощи снова просит. А история её, думается, содержит самый важный вопрос – о краткости и неповторимости жизни, о ее ценности, которую часто осознаешь только в конце пути. В молодости всё кажется бесконечно, поправимо или подчинено какому-то тайному смыслу. Потом приходит осознание: прошла жизнь мимо.

     Северный край, 14 августа 2007