Дольче Вита. Федерико Феллини и Джульетта Мазина

Евгения Торпачева
Феллини утверждал, что жизнь – это смесь магии и макарон, фантазии и реальности. И так как гений кинематографа предпочитал исключительно магию, выуживать из этого странного коктейля макароны пришлось Джульетте. Они прожили вместе 50 лет и один день – звучит кинематографично, не правда ли? Несмотря на отдельные горькие нотки, мне все-таки кажется, что «сладкая жизнь» у них получилась. Ведь Феллини трактовал свою знаменитую картину совсем иначе, чем многочисленные критики: нет, господа, дольче вита – это не о бессмысленности существования богачей, это об умении наслаждаться волшебными моментами жизни, смаковать их, как молодое итальянское вино на залитой вечерним солнцем веранде.

В мире грез

Когда маленький Федерико впервые попал в цирк, он был совершенно очарован! Ему казалось, он наконец-то дома. Этот удивительный, ни на что не похожий мир, состоящий из грез и реальности, манил его с невероятной силой. Один раз он даже сбежал к циркачам на несколько часов, но его привели домой. Цирк долго снился ему потом…Много лет спустя Феллини утверждал, что прожил там год. Великий режиссер часто выдавал свои иллюзии за реальность: например, рассказывал, что из книг ничего, кроме «Трех мушкетеров» не читал, хотя был выдающимся интеллектуалом.
Реальная жизнь представлялась Федерико лишь декорациями, разрисованными картонками, которые служат фоном для мечты. Он полностью отрицал реальность, весь этот скучный быт и серая повседневность казались ему невыносимыми.

Время шло, а Феллини так и оставался ребенком, живущим своими фантазиями. Впрочем, говорят же, что любой творческий человек – это ребенок, который выжил.
 
«Маленькая женщина с глазами потерявшегося щенка»

Из родного Римини Феллини переехал в Рим, где стал подрабатывать рисунками, рекламными текстами, сценариями. Писал для радиопостановок. Однажды, услышав голос актрисы, озвучивавшей одну из ролей в его пьесе, Феллини пришел в восторг! «Дива, богиня…» -- шептал он, слушая этот восхитительный тембр. В мечтах он видел свой идеал – высокую, статную блондинку. Каково же было его разочарование, когда он познакомился с «девушкой мечты». Ее звали Джулия Анна, начинающая актриса годом моложе Феллини. Худенькая, маленькая, тогда еще темноволосая, с  огромными «глазами потерявшегося щенка». И хотя Мазина была совсем не в его вкусе, Федерико разговорился с ней. Оказалась, малышка умела слушать, более того, она понимала все то, что он хотел ей сказать! Может быть, именно это – секретный ингредиент любви, а не локоны или огромный бюст?

Магия и макароны

Они поженились через две недели после знакомства. Федерико настоял на том, чтобы молодая жена взяла имя Джульетта – ведь так красивее, а мы же помним, Феллини с детства любил приукрашивать действительность.

Однако реальность врывается в красочный мир режиссера. Джульетта, которая вскоре после свадьбы забеременела, упала с лестницы и потеряла ребенка. Один только бог знает, чего ей стоило это пережить… Она забеременела вновь, родила малыша, но мальчику суждено было прожить только две недели. И – приговор врачей: «У вас больше не будет детей». Горе несостоявшейся матери было невыносимым! Феллини предлагал взять малыша из приюта, но Джульетта отказалась.

С тех пор Федерико, этот вечный ребенок, стал ее чадом. А для самого Феллини детьми были его фильмы. Именно под чутким руководством жены карьера начинающего режиссера пошла в гору, именно она подбадривала его, давала необходимые советы, сводила с нужными людьми. Феллини становится величиной мирового масштаба. Джульетта, актриса с огромным потенциалом, которая могла бы сыграть множество ролей у разных режиссеров, посвящает себя только Феллини.

Джульетта была идеальным партнером для Федерико – озорная и веселая, она поддерживала в беседах все его выдуманные истории. Они словно слаженно играли спектакль, получая неимоверное удовольствие. В то же время (помните «магию и макароны»?), Джульетта умудрялась не забывать и о реальной жизни, руководя карьерой мужа и пытаясь сводить баланс в конце месяца. Федерико спускал все, что зарабатывал: только на одни свои любимые шарфы он потратил неимоверное количества денег, не замечая, что у Джульетты не было ни шуб, ни бриллиантов, хотя и она тоже была звездой. Но она только улыбалась, снисходительно глядя на свое «дитя». «Не думаю, что мог бы найти жену лучше!» -- говорил Феллини.

Теперь ты можешь плакать, Джульетта

Без Джульетты не обходился ни один фильм Феллини. Даже, если она не снималась, она все время была рядом с Федерико. Только, когда на площадке присутствовала Мазина, работа спорилась и волшебство случалось.

Случались и ссоры. Как-то репортер спросил Джульетту: «Трудно ли жить с гением?» «Трудно, - ответила она. – Но лучше, чем с идиотом!»

Удивительно тонкий человек, действительно живший на грани реальности и иллюзии, Феллини по сей день является одним из самых титулованных режиссеров: только «Оскаров» у него 5, не считая других престижных наград.

Когда Феллини получал свой пятый «Оскар», он заметил в зале плачущую от счастья жену. «Перестань плакать, Джульетта!» - крикнул он, а та еще сильнее залилась слезами.

Через несколько месяцев Федерико не стало. Он умер в больнице, через день после их с Джульеттой золотой свадьбы.

«Без Федерико меня нет», -- растеряно прошептала Джульетта, хватая пальцы мужа, не желая отпускать того, кто был для нее всем.

На похоронах, на которые, кажется, съехалась вся Италия, она очень старалась не плакать. Ведь Федерико ей запретил.

Она пережила мужа на пять месяцев. Все это время она почти не разговаривала. Джульетта завещала похоронить себя рядом с любимым, с его фотографией в руках.
На их надгробии выбита надпись: «Джульетта, теперь ты можешь плакать!»