Бесчеловечное общество

Жайлыбаева Нурсулу
Современное общество мы называем нечеловеческим, потому что оно не приспособлено к человеку. В «человеческом обществе» все организуется ради развития каждого, и человек стремится к полному развитию и постоянно не удовлетворяется сознанием ограниченности и неполноты своей личности. А это есть нечто совсем другое, чем стремление человека к обладанию, в котором он не удовлетворен даже «миллиардами».  Его не удовлетворяют уже ни  потребление и ни обладание, но он достигает всей полноты своей жизни, соединившись в этом отношении с людьми и преодолев отчуждения. Разве является «несбыточной утопией» любовь, дружба, человеческое отношение к человеку? Напротив, это наша насущная потребность, нужда, мечта, но никогда не достигаемая только в денежных отношениях. И наша денежная психология загоняет все наши благородные чувства в тупик. И если, как поэты, мы хотим мыслить этими категориями, значит, мы просто мечтаем и стремимся к человечности. Отсюда развитие самого общества, основанного на развитии человека и человеческих отношений, не может иметь предела. Здесь богатству мира соответствует богатство человеческой личности. И мир здесь неисчерпаем и как знание, накопленное историческим развитием человечества, и как духовное освоение мира. Плодотворная жизнь человека измеряется наслаждением творческим развитием, дающим удовлетворение жизнью. Потребление же есть природная функция человека, абсолютизированная в современном мире и соответствующая только общественному развитию, которое до сего дня совершалось безотносительно к человеку. И оно не может дать полного удовлетворения жизнью потому, что человек ограничен определенным пределом – материальным осуществлением и своим стремлением к своему собственному благу, которые осуществляются за счет других. Она именно поэтому принимает превратную форму, в которой идеалы человека ограничиваются роскошным дворцом и в которой он, тем не менее, чувствует себя опустошенным, одиноким.
Здесь мы имеем дело просто с принципом обладания, который полностью соответствует экономическим законам и экономическому осуществлению человека. Но в момент, когда экономические отношения разлагаются, они превращаются в денежные и тем просто в облике денег характеризуют человека. Вступление же в силу человеческих законов коренным образом преобразует жизнь  и общество применительно к развитию каждого человека, в котором действует не принцип обладания, а принцип развития человека. Материальная ориентация направлена на экономическое осуществление человека, которое соответствует развитию общества как экономической формации. Духовное осуществление есть другое направление. И переход к нему подготавливается исподволь. Когда же общество станет человеческим обществом, то экономика для них уже не будет иметь современного значения. Поэтому материальная ориентация соответствует общественному развитию человека, а не его развитию как личности. Просто здесь функция общества смешивается с призванием человека.
Таким образом, завершается эпоха, когда человек бессознательно жил ради своего экономического осуществления и в этом своем стремлении противостоял обществу. Он столь же бессознательно вступает в сферу своего духовного осуществления, внутренне стремясь к всеобщему богатству – деньгам.
Искать какой-то смысл в этом отношении в западном мире, который, как мы уже знаем, сам гибнет бессознательно, не имея даже элементарного представления о том, что у них происходит в действительности, это значит просто заблуждаться, не понимая собственное существование и забывая свою неповторимость. Мы никогда не были ниже Запада и не будем им и впредь, рас мы первым вступаем на историческую полосу духовного осуществления человека.
Сейчас уже каждый образованный человек знает, что экономическое процветание Запада отнюдь не означает и его духовного расцвета. Запад гибнет духовно. И это сегодня признают все даже в самом западном мире. Духовно же гибнущий мир, как правило, не интересуется реальной жизнью, а только потусторонней, существующей только в человеческом воображении, но который, тем не менее, является лишь перевернутым пониманием реальной жизни и следствием ее преобразования в сознании. В таком обществе люди утешаются только мифами, надеясь, что будет отсрочено существование. Поэтому западный мир  усиленно производит мифы, питающие духовный мир людей. Люди же,  рас материально они пресыщены, лишь отталкиваются от этого мира и бессознательно ищут иные способы выражения, являющиеся уже нематериальными. Страх же смерти есть лишь боязнь, преследующая каждого в этом искусственном мире с угрозой разрушить его и лишить человека иллюзии эгоистического блаженства. Материально завершенный мир порабощает дух человека, а дух, в свою очередь, развивается по материальным законам, еще не осознавая свое происхождение и воображая себя суверенным. Он парит во вселенной и ищет нечто экзотическое, не похожее на себя, стремясь к своей противоположности. В поисках ее этот дух устремляется в прошлое и создает будущее, отталкиваясь от настоящего. Очевидно, отталкиваясь от реальной жизни, порабощающей его своей низменностью, человек стремится лишь к идеальной жизни, в которой свобода ему представляется свободой духа, но обусловленной деньгами. И это говорит о том, что даже сказочное богатство убивает дух познания, превратив его в голого потребителя, каким он является в реальной жизни и в то же время от чего и отталкивается, не находя в нем творческого удовлетворения.
Таким образом, человек не может освободиться от общества, поработившего его в вещных отношениях. Но деньги его как раз освобождают от этого, индивидуализируя его и принудительно отделяя его от вещей и этого общества, предоставляя людей себе. И он инстинктивно стремится к превратности жизни, чтобы перевернуть ее наизнанку. А современный мир не предлагает человеку другую форму выполнения его личности, кроме иллюзорной в его стремлении к его собственному благу, в котором он как раз отчужден от реального мира в процессе его отделения от него. Ибо человеческое лицо капитализма создается деньгами, воспроизводящими эгоизм, как единственную сущность человека в сознательном его отношении к жизни, за которым глубоко спрятана его общественная сущность и историческое происхождение. В этом смысле человек западного мира не имеет перспективу в иллюзорной духовной свободе и обречен на деградацию в сказочном богатстве. Таким образом, духовная нищета становится уделом каждого, а духовное богатство – идеалом.