Памяти Бориса Пастернака

Тамара Осипова
«Свеча горела на столе
Свеча горела…»

Так я назвала свой рассказ о замечательном русском поэте и прозаике, лауреате Нобелевской премии по литературе 1958 года Борисе Леонидовиче Пастернаке.
Да, не тлела, а именно горела его поэтическая строка в костре русской национальной поэзии двадцатого века.
 Борис Леонидович Пастернак родился в 1890 году  29 января (10 февраля) по старому стилю в Москве, в доме Веденеева у Триумфальных ворот, где семья поселилась, переехав в Москву из Одессы за год до его рождения. Он был первым ребёнком в молодой семье художника Исаака Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Кауфман.

ГАМЛЕТ
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Этим стихотворением Бориса Пастернака открывался спектакль по Шекспиру в театре на Таганке, где главную роль 317 раз сыграл Владимир Высоцкий. Строки этого стихотворения Бориса Пастернака можно отнести и к тому и к другому поэту. Оно было написано, как мне кажется под влиянием поэта Райнера Марии Рильке, с которым в1900 году ещё десятилетним подростком Борис случайно познакомился на Курском вокзале и произведения которого приобщили Пастернака к поэзии.
             Детство Бориса прошло в среде художников, музыкантов и литераторов. Академик Петербургской академии художеств Исаак Пастернак, отец поэта, иллюстрировал роман Льва Толстого «Воскресенье». Летом на даче детство поэта проходило в общении со знаменитым русским композитором  Александром Скрябиным, восхищаясь которым Борис занимался серьёзно музыкой, даже сохранились две сонаты, написанные им, но став студентом, Борис Пастернак понял, что не обладает безупречным музыкальным слухом и перевёлся с исторического на философский факультет Московского университета.
Философией Борис Пастернак тоже занимался очень серьёзно и продолжил обучение в немецком Марбурге у знаменитого тогда главы Марбургской неокантианской школы профессора Германа Кофмана, который также пророчил ему карьеру философа. Но и это не сбылось
Все эти события в жизни поэта только готовили его к призванию стать писателем и поэтом, давая ему блестящее воспитание и образование.
Борис Леонидович Пастернак был человеком с чуткой, нежной и легко ранимой душой, так присущей русской самобытной культуре. И безусловно в его произведениях отразились не только все события эпохи, в которую он жил, но и все терзания души открытой и не защищенной панцирем притворства и фантазии.
В его жизни огромную роль сыграли женщины, которых он любил. Первая его юношеская любовь Ида Высоцкая своим отказом выйти за него замуж заставила навсегда расстаться с философией и стать поэтом.
Первый сборник стихов «Близнец в тучах» вышел в свет декабрём 1913 года в издательстве «Лирика». В это же время Пастернак начинает серьёзно работать над переводами, в основном с немецкого, как бы предчувствуя, что через много лет эта работа станет единственным средством к существованию. Он очень трепетно относится к самому понятию «книга» и в 1918 году сформулировал это так:
«…Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести – и больше ничего… Без неё духовный род не имел бы продолжения. Он перевёлся бы. Её не было у обезьян.
Её писали. Она росла. Набиралась ума, видала виды, - и вот она выросла и – такова. В том, что её видно насквозь, виновата не она. Таков уклад духовной вселенной.
А недавно думали, что сцены в книге – инсценировки. Это – заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас.
Неумение найти и сказать правду – недостаток, который никаким уменьем говорить неправду не покрыть. Книга – живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены – это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть…
Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум она зарождается Бог весть где, и растёт, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый тёмный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись…»

Вращаясь в кругах московской поэтической молодёжи, Пастернак в 1914 году знакомится с Владимиром Маяковским, который учился в университете на одном курсе с младшим братом Александром. В 1921 году Пастернак знакомится с Александром Блоком, в 1922- с Анной Ахматовой и Осипом Мандельштамом; начинается переписка, а затем и тёплая дружба с Мариной Цветаевой.
В этом же году Борис Пастернак знакомится с Художницей Евгенией Лурье, которая станет его первой женой, родит ему сына Евгения, и он вместе с матерью, несмотря на распавшийся впоследствии брак, бережно сохраняли память о русском поэте.
Второй женой Бориса Пастернака стала Зинаида Нейгауз, которую вместе с двумя сыновьями он увёл у своего друга Генриха Нейгауза. Она тоже родила ему сына Леонида, который умер в возрасте доктора Живаго.
Короткий период известности в своей стране для Бориса Пастернака приходится на тридцатые годы и практически заканчивается с расстрелом Бухарина в 1938году, который на одном из съездов писателей России предлагал назвать Бориса Пастернака «русским поэтом века». Отказ подписывать «расстрельные письма», ходатайства перед Сталиным за мужа и сына Анны Ахматовой об освобождении из тюрьмы, а также все произведения Пастернака сделали его изгоем на родине. Но при этом он был широко известен и почитаем за рубежом. Начиная с 1946 года кандидатура Бориса Пастернака номинировалась на соискание Нобелевской премии по литературе; разумеется не Советским Союзом, а зарубежными писателями. Это вызывало ещё большие нападки на него советских литераторов.
В конце 1946 года Пастернак познакомился с Ольгой Всеволодовной Ивинской, редактором журнала «Новый мир». Вместе с другой своей горячей поклонницей Лидией Корнеевной Чуковской он пригласил их к пианистке Марии Вениаминовне Юдиной, чтобы прочитать им первые главы романа «Доктор Живаго» и стихи Юрия Живаго. Многие близкие поэту люди, узнавали потом себя в героях его романа и благодарили Бориса за увековечивание памяти родных и близких.
Но главную героиню Ларису он, конечно, писал с Ольги Ивинской. Она стала его Музой, любовницей, добрым и злым гением его творчества одновременно. Добрым, потому что, поселившись неподалёку от него, взяла на себя заботу об издательских делах.
А злым – потому что от Нобелевской премии Пастернак отказался, чтобы защитить её, в это время Ольгу Ивинскую лишили работы и средств к существованию, чтобы воздействовать таким образом на Поэта и заставить его отказаться от премии. Он выбрал свою Музу!
Нобелевская премия была присуждена Борису Пастернаку «За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы». В Советском Союзе признали только через много лет вторую часть заслуги, и всячески насаждали мысль о присвоении премии за роман «Доктор Живаго», умалчивая о «выдающихся заслугах в современной лирической поэзии».
Стихотворение Нобелевская премия было написано поэтом в 1959 году, когда все эти события уже произошли. Оно было напечатано за границей в «Daily Mail» без согласия автора и только это спасло его от лишения гражданства СССР за государственную измену.

Я пропал, как зверь в загоне
Где то воля, люди, свет,
А за мною шум погони
Мне наружу хода нет.

Тёмный лес и берег пруда
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь, что будет. Всё равно.

Что же сделал я за пакость,
я – убийца, я злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба
Верю я, придёт пора
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Стихотворение имело ещё две строфы, возникшие под впечатлением душевной размолвки с Ольгой Ивинской, потом в беловой рукописи они были заклеены:
Всё тесней кольцо облавы
И другому я виной:
Нет руки со мною правой
Друга сердца нет со мной!

А с такой петлёй у горла
Я б хотел ещё пока,
Чтобы слёзы мне утерла
Правая моя рука.
В 1990 году, год столетия со дня рождения Бориса Пастернака диплом и памятный знак Нобелевского лауреата по литературе был вручен по решению Нобелевского комитета сыну Евгению Борисовичу Пастернаку.
 Скончался Борис Пастернак в Переделкино 30 мая 1960 года в 11 часов 30 минут вечера. Похоронен там же. В доме, где прошли последние годы его жизни сейчас музей великого русского поэта и писателя, признанного во всём мире.
Музеи Пастернака действуют также в городе Всеволода-Вильва Пермского Края, где поэт жил в усадьбе управляющего Бориса Ильича Збарского в 1916 году, а также в городе Чистополь, где поэт жил в эвакуации с 1941 по 1943 год.
Мемориальная доска установлена на доме № 3 в Оружейном переулке в Москве.
Первый в России памятник Борису Пастернаку установлен в городе Пермь (скульптор Елена Мунц) при содействии Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края.