32 глава. Весна в деревне

Элла Лякишева
              Фотография из интернета
               
                Живя, умей всё пережить:
                Печаль, и радость, и тревогу.

                Ф.Тютчев

               
  Весна, где ты? Так и хочется сказать: «Ау, Весна, ты не заблудилась часом?» Чудит погода: поутру - морозец, днём – лужи, а к вечеру может и снежная круговерть.

  Сегодня ярко-синее небо и холодный ветер. Лина ступает в ботиночках осторожно, по подмёрзшим обочинам. Дядя Илья, почёсывая темечко, в окно смотрит, улыбается. Это он вчера, когда девушка пожаловалась на погоду, рассудительно объяснил: «Апрель сипит да дует, а погляди, чо ишшо будет!»

  И всё равно – весна! Первое апреля – первый день после весенних каникул. Лина была грустной.
– Ну, не кисни! - пыталась растормошить её подруга. - Вспомни Козьму Пруткова:

            Вот стою на камне, -
            Дай-ка брошусь в море…
            Что пошлёт судьба мне,
             Радость или горе?
             Может, озадачит…
             Может, не обидит…
             Ведь кузнечик скачет,
             А куда – не видит.

    Невольно и Лина улыбнулась.
– Что пошлёт судьба мне, радость или горе?
– Эх ты, кузнечик! Вернее, Синичка! Фамилия у тебя птичья, весенняя, – ласково обнимает её подруга. – Идём ко мне.

  Снег сползает с крыш клочьями. И они становятся похожими на горбатые спины линяющих динозавров.

    В сарае – требовательный гогот гусей. Пёстрый телёнок у ворот, нагнув лобастую голову, бодается с грязным поросёнком, и девушки смеются, глядя на эту сценку.

   Взъерошенные воробьи чистят пёрышки на ветке у самого окна, чирикают оживлённо, переговариваются, что-то обсуждают – тоже, наверное, первого апреля подшучивают друг над другом!

  Ветер пробирает до костей. Пока добрались, почти обледенели. Пили чай с ватрушками и любимыми поэтами Лины, с её новым открытием: Симонов гениален!

  Как воробей, взъерошенная, над чашкой горячего чая она вопрошала с пафосом:
– Ты читала его поэму «Первая любовь»? Это потрясающе!

     Подруга не прерывала, зная, как важно дать человеку вовремя выговориться:
– А какие стихи у него! Фантастика и реальность! Послушай его "Летаргию"!

     Мы любовь свою сгубили сами.
     При смерти она, из ночи в ночь
     Просит пересохшими губами
     Ей помочь. А чем нам ей помочь?
     Нынче мы ответим ей молчаньем,
     А назавтра непогожим днём.
     Горсть земли ей бросив на прощанье,
     Крест на ней поставим и уйдём.
     Ну, а вдруг она, не как другие,
     Нас навеки бросить не смогла?
     Вдруг её не смерть, а летаргия
     В мир теней обманом увела?
     Мы уже готовим оправданья,
     Суетные круглые слова,
     А она ещё в жару страданья
     Что-то шепчет нам...

– Ну, как? Ты чувствуешь трагедию чувств?
– Грустно, - вздыхает Римма и повторяет задумчиво:– «Крест на ней поставим и уйдём» – это, конечно, яркий образ и в прямом, и в переносном смысле. Симонов талантлив, не спорю. Но мне не нравится, что ты вновь в какой-то пучине меланхолии.

– Рим, ответь мне: вот у Симонова любовь страдающая, её губят, хоронят, но она хочет жить! Можно ли помочь ей?
– В каком смысле помочь – спасти, что ли?
– Ну, да.

– А нужно ли спасать, если… если… Ты меня совсем запутала! В общем, так: любовь не человек! И я считаю, но это, учти, только моё индивидуальное мнение: её спасти невозможно! И не надо её спасать – лучше сразу …
– Утопить в слезах?
– С тебя станется. Нет, лучше расстаться! И точка.
– А жаль, – вздыхает Лина, допивая остывший чай.
   
    Римме хочется  отвлечь её:
– А идём-ка лучше в кино. Сегодня Зоя привезла «Бродягу».
- А идём.

 Клуб заполнен до отказа. Великий Капур: хитрый взгляд, сигарета, небрежная походка… «Я что-то задержался в вашей гостинице», «Смотри, луна улыбается», «Ты попался в любовные сети!» – можно было услышать от третьеклассников. А ещё грозное: «Если ты обманешь Джагу, тебя ждёт нож!» Распевали «Абара я, абара я», перевирая слова. Вспоминали диалоги:

– А я кто?
– Ты дикарь!
– Ты обо мне ничего не знаешь.
– Я ничего не хочу знать. Я знаю одно: ты – это ты, и я люблю тебя.

    Лина, вздыхая,  шёпотом повторяла эти слова, как заклинание, но волшебства не происходило. Ни в душе, ни в школе. Только милая, чуткая Люба смотрела сочувственно и грустно, но ей Лина ничего не могла рассказать!

  За двойки Михаила «прорабатывали» на педсовете. Из деревни вместо родителей приехала его старшая сестра,такая же, как и брат, высокая, широкоплечая, насупленная. Выговорила учителям, что парень совсем «свихнулся», и виновата в этом какая-то учительница…

   Лина сидела ни жива ни мертва, но Теймуразович, к счастью, отмёл эти обвинения. Зато после, естественно, отыгрался, нагнал страху - это он мог!

   Он долго разговаривал с сестрой Михаила и с ним самим в своём кабинете, без свидетелей. Верно, разговор был серьёзный и тяжёлый. Миша обещал все оценки исправить, он вышел из кабинета с поникшей головой и сжатыми зубами. Люба и Соня взяли над ним шефство. В библиотеке он больше не появлялся.
 
  Но школа-то маленькая, и неминуемо они оказывались рядом то в коридоре, то в клубе. Молчаливый взгляд исподлобья обжигал. Лина видела, что парень научился сдерживаться, это одновременно радовало и... огорчало.

  Как-то они оказались на одном киносеансе. Миша сидел перед ней, откинувшись, перебросив через спинку скамьи руки. Словно ток непонятной энергии шёл к ней от его крепких пальцев.

   И Лина не смогла удержаться: в темноте, когда все были увлечены фильмом, она, даже не отдавая себе отчёта, словно кто-то невидимый вёл её руку,  тихонько взяла его  тяжёлую  ладонь. Он не оглянулся, только вздрогнули, отвечая ей,  тёплые пальцы...

   Зажёгся свет, и Лина тут же отпустила руку. Миша, склонив голову, искоса перехватил её смущённый взгляд. И – всё. Она возвращалась из клуба с Риммой, вцепившись в её локоть, не глядя по сторонам.

    P.S. Через пять лет в совершенно другом клубе она вспомнила этот сеанс, и тоскливо заныло сердце, тоскливо и горько. И по листу блокнота побежали неровные строки - даже без знаков препинания:

     В полутьме умолкнувшего зала
     Увлечённого актёрскою игрой
     Вдруг отчётливо и ясно увидала
     Я такой знакомый профиль твой
     Сердце вздрогнуло и гулко и неровно
     Как в предчувствии негаданной беды
     Возвратилось прошлое вдруг словно
     На скамье соседней впереди
     Ты сидишь небрежно свесив руки
     С деревянной спинки помнишь ли
     Словно не было ни ссор и ни разлуки
     И преградой перестал нам возраст быть
     Взгляд ловлю отчаянно влюблённый
     Как когда-то прежде как давно
     Смотришь ты не на экран а словно
     Для тебя я  главное кино
     И к тебе склонившись опрометчиво
     Упаси заметит кто-нибудь
     Благодарно робко и доверчиво
     Я твоей руки коснусь чуть-чуть
 
  Лина не считала себя поэтом, но в минуты тоски или отчаяния именно поэзия протягивала ей руку, разрешая выразить то, что мучило и не давало покоя.

     Очень долго стихи эти пролежали в черновиках... Как-то, перебирая архив, она наткнулась на пожелтевший листок. Смяла, чтобы выкинуть. Но... перечитала... И чувство, которому, пожалуй, и названия нет, заставило сердце сильнее стучать.
     Вздохнула и, расправив, положила листок на прежнее место...
            
          Продолжение на  http://www.proza.ru/2019/10/26/496