чужой огород

Гасан Салихов
ЧУЖОЙ ОГОРОД

История эта вовсе не выдумка, а настоящая быль. Случилась она в 196…  Нет, не могу вспомнить точно, какой это был год,  мне было где-то 11-12лет. Стояли тёплые  дни  летних  каникул,  и мы с рассвета и до темна пасли своих овец. Что брали с собой на обед?  Кусок хлеба – и редко когда брынзу к нему…  Что мы ели?  Даже и не помню  –  орешки, ягоды всякие…
И вот, кто-то заговорил о кукурузе…  О! Всемогущий Аллах, как я любил молодую печёную кукурузу!  Казалось, что вкуснее этого на свете ничего и быть не может,  разве только мармелад или сгущёнка…  Мармелад я ел раз  в год  –  на новогодней ёлке, когда нам делали подарки, куда входила и мармеладная пастила… А сгущёнка – мне оставалось только облизывать губы и глотать слюны,  когда дети более состоятельных родителей позволяли себе эту роскошь… Прошу прошения, дорогой мой читатель, погрузившись  в воспоминания детских лет, я невольно отошёл от темы.  Итак,  кукуруза…
Кто бы из нас отказался от печёной кукурузы? Вопрос был в том, где её взять?! В это время мы стерегли овец на склоне, откуда все сады и огороды видны как на ладони. Особо следить за овцами и не надо было  –  они паслись в тени мощных ветвей грецкого ореха.  Мы знали, что, пока не спадёт жара, они не покинут своего стойла. А где-то, всего в ста метрах от нас, находился огород тётушки Нурманият,  где сочно раскачивались кукурузные початки.
- Ну что, пацаны, айда в разведку!..  –  засмеялся Магомед, стрельнув нахальными глазами.  Он был на год моложе,  но слыл забиякой и скандалистом. – Кто не пойдёт – трус!
Попробуй,  откажись!  Все наперебой  начнут обзывать тебя трусом,  а это – катастрофа! «Трус!» - это слово было для нас самым омерзительным. В груди  сработало что-то такое возразительно-сопротивляющееся,  от чего пересохло во рту и больно защемило в животе. Воровать! Нет,  я этого не мог себе позволить!  Вся моя природа,  мой внутренний мир  –  всё было против, но…  Но, словно рок над чувствами висело слово «трус».  Я не скажу,  что в то время верил в Бога, скорее, верил в коммунизм, ждал и хотел быть его строителем… Это был удар по мне, которому я не смог противостоять. И мы всей группой  – вчетвером или впятером  – двинулись  в чужой огород за кукурузой. Друг за другом мы  перелезли через калитку и тут же пустились по рядам.  Магомед, как предводитель, шёл первым, а я же замыкал эту цепочку.  Ребята срывали  початки и  тут же очищали их на ходу.  Хорошие они клали за пазуху, а недозрелые бросали под ноги.
 - О Аллах, что они делают!?  Это же чужой труд… -  вздыхал я, собирая за ними эти недозрелые початки.  Все были так  увлечены, что никто этого и не заметил. Быстро-быстро нарвав кукурузы и напихав её за пазуху,  мы вернулись на пастбище.  Сложив кукурузу в кучу,  мы дружно направились в рощу,  что была неподалёку,  за дровами и хворостом.  Здесь уже я поработал на славу и,  пыхтя,  тащил целую охапку дров. Разожгли костёр и, пока огонь разгорался,  принялись очищать кукурузу.
- Ах,  ну что такое?!  Пацаны, кто же это недозрелые-то насобирал?.. Ах ты!..  Не одна, не две  –  и это днём!..  Кто же этот немец, а?! – возмущался  Магомед,  пронзая взглядом  каждого из нас.  (Прости, дорогой читатель, но я вынужден сделать небольшое отступление, чтобы пояснить, что означало тут это слово «немец».  Так вот, в те детские годы,  всех людей мы делили на немецких и советских. То есть, немцы  –  плохие, злые, а советские – хорошие, добрые. Таким образом мы делили мир на добро и зло.)  Я не смог признаться  и как все мотнул головой: «не-е… не я».  Мне стало стыдно,  и я покраснел,  но лица у всех и так пылали от жара пламени разгоревшегося огня, так что этого никто и не заметил. А через час мы дружно уплетали  за обе  щеки ещё дымящуюся  от огня кукурузу, пачкаясь от сажи, дыма и слёз. Может, слёзы у моих друзей и шли только от дыма,  но вот о своих слёзах я этого не сказал бы  –  они были солью кукурузы…
Наевшись, мы взбодрились, перепрыгивали через костёр и наперебой рассказывали разные истории. Мы дурачились так долго,  что и не заметили, как стемнело. А когда спохватились  –  барашек и след простыл.  Туда! Сюда! Нет нигде! Что делать?! Веселья – как и не было… Обескураженные мы вернулись домой, боясь гнева своих суровых, как нам казалось, родителей.
А дома нас поджидали новости – хорошая и плохая. Барашки, оказывается, разбрелись по своим овчарням! Это была хорошая новость. Ну, вот и плохая – всё село уже знало,  что мы залезли в огород тётушки Нурманият и попортили кукурузу. От стыда я готов был провалиться сквозь землю!..
Это было моё первое и последнее воровство.  С этого дня,  не спросив разрешения, я не мог сорвать и ягоды чужой …  И даже мысль о чужом жгла грудь огнём, бросая в жар. И до сегодняшнего дня, если я кому-то должен, не могу спокойно спать. Но, к сожалению, мир вокруг не таков… Я перестал верить и в коммунизм. А ведь всю жизнь наивно верил в него, может, потому, что каждый судит по себе… Религия?.. Я стал изучать религии, в надежде найти Истину в их учении. Но, увы, к сожалению, и тут слова расходились с делами.  Ах, если б на земле была одна религия на всех! Может, тогда это и был бы коммунизм…
А душа так и не знала покоя… И вот, творчество и стало лекарством для души: я стал писать… Не скажу, что было легко. Чувств – изобилие, но не хватало слов, что давались мне как раскалённые угли из печи…