Саранск. Примечательность 1

Татьяна Бегоулова
В каждом городе, и в провинциальном небольшом городишке и в мегаполисе, есть свои примечательности. Да, именно так - примечательности. На мой взгляд, это не то же самое, что и достопримечательности. Архитектурные памятники, музеи, выставки, храмы, парки - это достопримечательности. О них вы прочитаете в Интернете,  в туристических брошюрах, или услышите от гида, если вы приехали в город на экскурсию. А вот примечательности - это немного другое. О них вы можете узнать у горожан: городские сумасшедшие, дома с привидениями...
Особенно много примечательностей в старых районах города. И, как мне кажется, если человек любит свой город, то он может рассказать немало интересных историй.
Мой родной город Саранск. О нем до некоторого времени если и упоминали, то редко, в основном в связи с фамилиями олимпийских чемпионов по спортивной ходьбе. И только когда объявили города, которые будут принимать у себя участников чемпионата мира по футболу, о Саранске заговорили. Только ленивый не плюнул и не высказался в сторону этого города. Хотя, на мой взгляд, это по меньшей мере несправедливо. Как можно смеяться над городом, в котором вы ни разу не были. Но сейчас не об этом.
Мое детство прошло в старом Саранске. Тогда можно было увидеть и деревянные бараки, и двухэтажные дома без "удобств". Но, в основном, центр того Саранска это четырехэтажные дома с высокими потолками, просторные дворы, которые вмещали в себя и детские площадки, и столы для доминошников, и ряд сараев. Вот в одном из таких домов я и жила со своей семьей. Детей было много, и мы играли то в "цепи-цепи", то в "казаки-разбойники", или "чай-чай-выручай".
Сейчас, когда мне приходится проходить мимо дома моего детства, у меня не щемит в груди и не накатывает ностальгия. Наверное, это от того, что если раскрасить мое детство цветными карандашами, темных оттенков будет больше. И каждый раз, проходя через этот двор у меня возникает мысль - здесь совсем ничего не изменилось. И я имею в виду не внешний облик двора - он как раз немного изменился, а атмосферу. Мрачно - тоскливая безысходность. В моем детстве в этом дворе часто встречались пьяные испитые рожи. Это было почти что нормой. И самое странное, испитые рожи со временем никуда не исчезли. Только если раньше пили отцы моих одноклассников и соседей, то теперь пьют мои бывшие одноклассники и соседи. Молодые мужчины, некоторых из них я помню мальчишками - озорными, бесшабашными мальчишками. И мне жаль не этих пропитых мужиков, а тех мальчишек которыми они были.
И тем не менее, дом моего детства - примечательность. Примечателен он вовсе не тем, что в нем прошло мое детство. Об этом доме можно прочитать и на сайте нашего города. Всего несколько строк.
"В 1797 году на северной окраине Саранска построили церковь во имя Тихвинской Божией Матери. В начале XX века вместо старой сооружена новая кладбищенская Тихвинская церковь усердием Г. Метальникова. Церковь находилась в ведении Петропавловского монастыря. Место, где теперь расположены школа № 17, дом № 1, занимало кладбище".
"В середине 30-х годов на улице Васенко начали строить многоэтажные дома. Еще до войны заложили дом № 1. Достроили его только в 1942 году и на четырех этажах поселили эвакуированных из блокадного Ленинграда. Дом и сейчас в народе называют Ленинградским".
 То есть дом, в котором прошло мое детство, стоит на месте кладбища, и школа, в которой я училась с 1 по 5 класс тоже стоит на месте кладбища. Дедушка рассказывал, что когда он рыл погреб в сарае, то выкопал то ли два, то ли три гроба. Из одного из них, полуразвалившегося и сгнившего, спускались длинные женские волосы. Даже писать жутко, не то что видеть это. Но дед прошел Курскую дугу, неужели его испугаешь какими-то гробами.
В моей голове никак не укладывается - как можно строить жилой дом на месте кладбища? А куда дели все эти выкопанные гробы? Сожгли, перезахоронили? Не от того ли во дворе этого дома такая безысходная атмосфера, что нельзя было тревожить тела? Правда о привидениях никто не рассказывал, но и без того, хватало мрачных событий.
Сейчас в нашем городе сносят старые дома. Дому №1 по улице Васенко уже 75 лет. Но пока никто о сносе не говорит. Но разговоры о том, что на месте этого дома нужно бы построить часовню, ведутся уже не один год.

Фото из интернета.