Ответ Герману Оскаровичу Грефу

Алексей Москов
"Медицинские вузы, которые курирует Министерство здравоохранения, не выживут из-за отсутствия в них комплексного подхода к образованию, считает Сбербанка Герман Греф. Как заявил он в рамках публичной лекции «Новые технологические тренды и модели эффективного менеджмента» в Президентском центре Б. Н. Ельцина в Екатеринбурге, сегодня ключевой тренд — это медицина, в которой большие данные будут расти экспоненциально. И по этой причине выпускники медицинских вузов рискуют остаться невостребованными. «Потому что врач как врач без комплексной компетенции, в том числе в работе с большими данными, уже будет недоквалифицирован. Нам нужно над этой темой очень серьезно задуматься», — заявил он. Он уточнил, что в мире практически не осталось медицинских вузов: «По-моему, в Англии 8 отдельно стоящих медицинских вузов превратились в медицинские факультеты крупных университетов», - привел пример Герман Греф. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Господин Греф, при отсутствии комплексного подхода вообще ни один вуз не выживет, равно, как и любая школа, любой завод, любая больница. Откуда и с чего ,Герман Оскарович, Вы взяли, что в медвузах нет комплексного подхода? В медвузах дают азы высшей математики, физики, фундаментальные и прикладные данные из химии, биологии, философии, юриспруденции. Это не говоря о комплексности преподавания собственно медицинских наук. Медицинское образование это не только медицинские вузы, это и последипломное медицинское образование, где даётся более углубленное понимание той или иной медицинской специальности, включая понимание новых технологий, в том числе освоение работы с большими данными. Всегда медицинское образование было комплексным и оное касалось не только комплекса медицинских знаний, но всегда выходило за их рамки. Сам процесс постановки диагноза априори предполагает комплексный подход, который также выходит за рамки симптомов, интерпретации диагностических данных. Врача интересует при постановке диагноза многие данные о жизни человека, включая и его профессию (специальность), а это также предполагает универсальность знаний врача поскольку особенности жизни человека, особенности (характер) его работы могут служить предрасполагающими или способствующими факторами для  развития того или иного заболевания.Равно эти знания (информированность) касаются экспертизы трудоспособности. Компетентность работы с большими данными в медицине уже давно. Любой (даже самый плохой) врач владеет огромным объёмом информации и для той же постановки диагноза любой врач использует большой объём данных – анамнез жизни,анамнез по заболеванию, данные исследований и данные осмотра. И ни одна современная технология не способна на сегодня заменить врачебное клиническое мышление конкретного врача. Помочь – может, но заменить – нет. Все современные технологии работы с большими данными на несколько порядков отстают от эмпирической технологии врачебного клинического мышления. Но оставим пока в стороне медицинское образование. Врачи точно такой же упрёк в некомплексном подходе в образовании могут предъявить экономистам, финансистам, юристам… Их компетенция в плане медицины и здравоохранения страдает отсутствием компетенции и комплексного подхода. Почему бы в экономических,, юридических вузах не создать медицинские кафедры? Не для обучения вышеназванных специалистов лечению больных, а для понимания технологии всего лечебного процесса, который не укладывается в рамки даваемых знаний сегодня в этих вузах. Именно из-за этого недопонимания мы сегодня видим, как некомпетентные решения приводят к массе проблем в здравоохранении. Снова о медобразовании. Допустим, что медвузы уничтожены. Созданы медицинские факультеты при других вузах. Кто там будет преподавать? Разумеется, и, несомненно, в подавляющем проценте тот же самый профессорско-преподавательский состав, что сейчас преподаёт в медвузах. И что? А Вы, друзья, как ни садитесь,…Допустим, в других вузах они будут преподавать по каким-то иным, новым методикам. А что и кто сейчас мешает эти методики применять в медвузах? Разве для этого абсолютное условие – уничтожение медвузов? Кто мешает повышать комплексность и компетентность работы с большими данными в современных медвузах? В чём всегда была проблема медицины? Не в отсутствии комплексности и неумения работать с большими данными – на этом изначально построен лечебный процесс. Проблема медицины всегда была в диссонансе больших данных, интересами конкретного больного и возможностями конкретного врача, который относится к рядовым земножителям и изначально ограничен возможностями, которыми ему дала Природа. Развитие медицинской науки и развитие общества привело к появлению десятков медицинских специальностей. И тут проблема универсальности, и проблема «узкости» в медицине ничем не отличается от подобной проблемы, где бы то ни было. Как известно гений в одной области может запросто быть кретином в другой. В медицине уде накопился такой объём данных, что быть компетентным во всех медицинских специальностях уже невозможно. Но медицинское образование давно построено таким образом, чтобы узкий специалист не оказался кретином в другой специальности. Какая ещё комплексность нужна? Преподавать врачам сопромат, умение работать с фьючерсами или рассчитывать маржу банка? Задача медвузов - дать возможность студенту усвоить ту минимальную базу знаний, которая позволяла бы будущему врачу ставить правильный диагноз и правильно лечить. Все пробелы в знаниях закрываются, появление новой информации даётся на курсах повышения квалификации, переподготовке или процессе самообразования. И для этого никакого перепрофилирования медвузов не нужно.

Итак, выводы:

1.Проблемы комплексности подачи знаний, проблемы работы с большими данными, проблемы комплексной компетенции в медвузах во многом надуманы.

2.Решение вышеуказанных проблем в той части, в которой они всё-таки есть, не требует уничтожения медвузов.

3.Все эти проблемы можно решать и решить в рамках существующей организации медицинского образования.

Какой вред может нанести переподчинение медвузов, включение их в качестве факультетов в состав других вузов? Здесь главную опасность будет представлять некомпетентность нового руководства в плане медицинского образования. Отсюда последует целый ряд проколов в медицинском образовании, которые неизбежно скажутся на практическом здравоохранении.

Резюме:

Проблемы комплексной компетенции это не проблема существующего медицинского образования. Это проблема встраивания новых технологий, новых методик работы в процесс существующего медицинского образования и практического здравоохранения, а это уже проблемы адаптации новых технологий в здравоохранении. И за это ни медицинское образование ,ни здравоохранение не могут нести ответственность на 100%. Нормальное встраивание указанных выше нововведений в процесс существующего образования и практического здравоохранения будем иметь больше пользы и будет иметь меньшие риски, чем разрушение того, что складывалось десятками лет и имеет историю в глубине веков.