Украина круче в обучении по электробезопасности?

Василий Гапонов
    Прости, читатель, за изобилие специфической терминологии,
    но без нее никак!))


Ой, не ругайтесь на меня инженеры-электрики и представители энергетического сектора Российской Федерации. Дело тут вовсе не в патриотизме. Я, как крымчанин, ЗА Россию. Но так уж мне, как обычному электромонтеру, видится эта ситуация после прохождения на прошлой неделе курсов по повышению квалификации в одном из учебных центров на Южном берегу Крыма.

Поскольку наша работа по измерению и испытанию оборудования и средств защиты повышенным напряжением относится к четырем видам специальных работ, то послали нас учиться уму-разуму, дабы мы не учудили чего с напряжением в 50-100 тысяч вольт. Все правильно. Так положено по нормам электробезопасности, чтобы нас поучили 72 часика. Положено, значит, положено - не вопрос.

Нехорошие вопросы стали возникать по ходу.

Первый из них касательно содержания вопросов по тестированию электромонтеров IV группы электробезопасности.

Вкратце поясню для неосведомленных. В электричестве установлена система градации персонала относительно их доступа к тому или иному электрооборудованию. Например, если токарь работает на станке, то это уже должна быть группа II, потому что есть определенный уровень доступа к электрическому току, на котором работает его станок. Тоже можно сказать о работниках с дрелями, шлифмашинками и прочим электроинструментам.

Опять же, если это электрик и он ходит делать розетки и выключатели, где скрываются 220 вольт, то ему уже надо иметь группу III, т.е. его ниша - работы до 1000 вольт. А вот его мастер или инженер, на том же оборудовании до 1000 вольт уже должен иметь группу IV. Командир, как никак!

Обычный же рабочий, обслуживающий электроустановки свыше 1000 вольт, должен иметь тоже группу IV, как у мастера-низковольтника. Надо ли пояснять почему? Опасность повышенная. Такие рабочие могут работать у нас на заводе с напряжением от 6 до 220 тысяч (!!!) вольт. Чтобы представить мощь этого напряжения поясню примером. Когда я работал на выключенном (запомните: выключенном!) оборудовании вблизи включенного (метра так за 3-4) и у нас заземления были подключены, то наше выключенное (!!) оборудование билось напряжением где-то в 50 вольт (как-то из интереса делались замеры).

Наши мастера-высоковольтники имеют уже группу электробезопасности V, потому что это максимум ответственности. Думаю, принцип читателю предельно понятен: чем выше напряжение, тем выше должна быть группа электробезопасности.

Казалось бы, коль у рабочего-высокольтника такая же группа, как у мастера-низковольтника, то может мы должны быть и по знаниям равны?

Отнюдь!

Мастера, инженеры, начальники участков - это все представители административно-технического персонала. Это они выписывают наряды простым электромонтерам, выдают распоряжения. В общем, они всегда офицеры, а мы всегда солдаты, хотя и бываем допущены к ответственным делам.

Каково же было мое удивление, когда мы приступили к тестовым тренировкам по программе "Олимпокс"! Оказывается, создатели теста видят рабочих IV группы равными мастерам IV. Не, я благодарен, конечно, что нам оказали повышенное доверие, но был удивлен самим примитивизмом подхода. И это не только касается сферы знаний мастеров!

Вы можете представить себе, чтобы в больнице стоматолог сдавал подобный тест и в него были включены в одну кучу вопросы по тонкостям урологии, рентгенологии, педиатрии, гинекологии или там психиатрии? Нет?!!

А у нас были включены! Я электромонтер по измерениям и испытаниям повышенным напряжением, оказывается, должен знать, как допускаются прикомандированные специалисты (хотя это прерогатива начальства!), какие журналы должны лежать на столе оперативного персонала (это отдельное направление), на каком расстоянии должны укладываться кабеля от трубопроводов с огнеопасными веществами (это монтажникам надо адресовать вопрос, а мы ничего не укладываем!). И прочей лабуды хоть отбавляй в этих тестах.

И вот таких вопросов в базе данных системы только по нашей направленности - сотни! Я могу тренироваться там на компьютере от утра до темна, но запомнить ответов не смогу, да и зачем окулисту знать тонкости поршневой системы "Ситроена" например. Когда начну сдаваться, то система тупо, без привязки к специфики моей работы произвольно выберет 10 вопросов, из которых половина может оказаться мне абсолютно ненужными (так примерно и вышло!). Ошибиться же я имею право только на два вопроса!

Такой вот недоуменный вопросик и возник:

- Какой дур.. Какой нехороший человек это составлял? На кого рассчитан тест?

Когда-то доводилось слышать теорию о том, что иные государства (не будем уточнять какие!), придумывают неисполнимые законы исключительно с целью, чтобы граждане всегда ощущали чувство вины, не позволяющее им возмущаться из страха стать законопреступником. Может и авторы теста хотели показать тестируемым, что они тля хронически неподготовленная?

Не лучше ли было создать по 200-300 вопросов именно по определенной специфике, тем более, что по части охраны труда, пожарной безопасности и медицины будут совпадения? Зачем мне изучать офицерские вопросы? Да и офицеры при всем желании не всезнающие! Во всем свои разновидности есть.

Сдал ли я тест? Сдал! С одной ошибкой всего-то.

- Как?? - спросите.

Пусть это останется военной тайной. Скажу только, что тупость системы, созданной вышестоящими, всегда будет порождать хитрость у нижестоящих. Вот только где тут повышение знаний - не могу знать.

При Украине, как мне сказали, преподаватель имел возможность на месте собирать тесты в компьютере, подстраивая их под специфику работы сдающего экзамен. Здесь же воде политика такая: пусть учат все, может завтра понадобится. Можно ли что-то более идиотское придумать?

Еще могу добавить, на что сетуют преподы, в России абсолютно не контролируется сама система подготовки т.е. качество курсов. Возможно, оправдания ради скажу, это так проявилось у нас в Крыму. При Украине на курсах не могли быть больше 30 человек в классе, чтобы учитель мог иметь какую-то обратную связь с учеником. Сегодня "варяги" с материка приезжают, снимают зал в кинотеатре собирают там человек 500, читают лекцию и вечерком выдают всем удостоверения без всяких проверок.

Сможет ли учебный центр, имеющий собственное здание, компьютерный класс, обслуживающий персонал выдержать наезд "варягов", тратящихся максимум на однодневную аренду помещения? Ответ очевиден. Тенденция к ухудшению качества обучения тоже.

В завершение могу сказать следующее. Может я не понимаю всех бюрократических глубин или может "Олимпокс" есть и более расширенный, такой, как я описал, с узкопрофильными блоками вопросов, но я работал с явно недоразвитым вариантом. Неужели для смены подхода надо менять всю власть в России? Не думаю. Вот по кой-каким задницам отдельных чиновников не мешало бы веничком пройтись, но это уж не моя весовая категория.

Что же касается самих курсов, то преподаватели интересные, богатым с жизненным опытом и я много для себя взял. Хотя. можно было бы и еще больше...