Баба-яга

Михаил Супонин
                М.Супонин 
               
                БАБА-ЯГА

                Пьеса для детей в одном действии
                по мотивам русской народной сказки

                Действующие лица:
            
                ДУНЯ – девочка
                ДЕД ЛЕСОВИК (см. примечание)
                БАБА-ЯГА
                В эпизодах:
                ЗЕРКАЛЬЦЕ
                КОТ
                СОБАКА
                ВОРОТА
                БЕРЁЗКА
                СТУПА

               
(Прим. Не путать с лешим!  Его часто путают с ним по той причине,
что лешего действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.

Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. Лесовику часто приписывают волшебные свойства.
Автор: Baлeнтинa Пoнoмapeвa).

                КАРТИНА 1

                ( Поляна.  На пеньке сидит Дед Лесовик.

       Выходит Дуня. Видит Лесовика, пугается. Хочет повернуть назад.)

ЛЕСОВИК. Постой, девочка, не уходи. Чего ты испугалась?

ДУНЯ. Так страшно же.

ЛЕСОВИК. Чего страшно?

ДУНЯ. Так… лешего видеть.

ЛЕСОВИК. (смеётся) Какой же я леший? Я – наоборот, Дед Лесовик. Леший народу вредит, пугает, а я людям помогаю.

ДУНЯ. А-а… Тогда здравствуйте, дедушка.

ЛЕСОВИК. Здравствуй, милая. Присядь на пенёк.

ДУНЯ. (осматривается) Здесь другого пенька нет.

ЛЕСОВИК.  Нет, так будет.

                (Дотрагивается посохом до земли рядом с собой,
                И тотчас на этом месте появляется пенёк.)

ДУНЯ. Как это у вас получилось? Должно быть, вы волшебник?

ЛЕСОВИК. Как тебе сказать… Да ты садись, садись, в ногах правды нет. Тебя как звать-то?

ДУНЯ. Дуня я.

ЛЕСОВИК. Присядь, Дуняша, поговори со мной.

ДУНЯ. (садится) Спасибо дедушка.

ЛЕСОВИК. Расскажи, как живешь?

ДУНЯ. Грустно, дедушка…

ЛЕСОВИК. Что так?

ДУНЯ. Жили мы с матушкой да батюшкой в ладу и любви, только потом матушка, видно, померла…

ЛЕСОВИК. Как это – видно померла?

ДУНЯ. Пошла в лес и не вернулась. Мы с батюшкой искали, искали её, люди добрые нам помогали, да так и не нашли…

ЛЕСОВИК. Беда…

ДУНЯ. Ну, а батюшка погоревал, погоревал да и женился на другой.

ЛЕСОВИК. Понятное дело, нельзя в дому без женщины.

ДУНЯ. Невзлюбила меня мачеха, бьет, ругает…

ЛЕСОВИК. А батюшка?

ДУНЯ. Батюшка… Батюшка сегодня на ярмарку поехал, хотел меня с собой взять, да мачеха не дозволила. Послала к своей

сестре за травами, хочет какое-то зелье варить. А что, дедушка, может, вернётся еще матушка?

ЛЕСОВИК. Гм… Давай спросим у волшебного зеркальца (достаёт зеркальце). Скажи нам, зеркальце, не в лесу ли Дунина матушка?

ЗЕКАЛЬЦЕ. (звучит волшебная музыка) Нет её в лесу, Дедушка Лесовик…

ЛЕСОВИК. А жива она или мертва?

ЗЕРКАЛЬЦЕ. И ни жива, и не мертва…

ЛЕСОВИК. Как это может быть? Где же она?

ЗЕРКАЛЬЦЕ. Дунина мачеха – ведьма. Опоила она колдовским зельем Дунину матушку, заманила в лес и в глубокий овраг

бросила. И спит теперь Дунина матушка заколдованным сном…

                (Дуня плачет.)

ЛЕСОВИК. Вон оно как.

ДУНЯ. Зачем же батюшка женился на ведьме?

ЗЕРКАЛЬЦЕ. Дала ведьма батюшке приворотное зелье, вот и женился он на ней…

ЛЕСОВИК. (Дуне) Слыхал я про ведьму в ваших краях. А тебе, видишь, с ней жить бок о бок пришлось (заглядывает в зеркальце).

ДУНЯ. Значит, такая судьба мне выдалась… Ну, я пойду, дедушка.
 
ЛЕСОВИК. Погоди, послушай, что я тебе скажу. Сестра твоей мачехи – Баба-яга.

ДУНЯ. Баба-яга костяная нога?!

ЛЕСОВИК. Она самая. Вот тебе туесок (дотрагивается посохом до земли, появляется туесок).
 
ДУНЯ. Что в нём?

ЛЕСОВИК. Мяса кусочек и хлеба краюшка, маслице да ленточка.

ДУНЯ. Зачем?

ЛЕСОВИК. Придешь к Бабе-яге… (оглядывается) Давай на ушко шепну, а то у Яги доглядчиков много (шепчет что-то Дуне на ушко). Поняла?

ДУНЯ. Поняла. Спасибо, дедушка.

ЛЕСОВИК. Ну, ступай. Еще свидимся (исчезает).

                (Дуня уходит в сторону леса.)

                Картина 2

                Двор, окруженный тыном.
          В центре избушка, рядом с дверью стоит ступа. Она чем-то 
        напоминает Бабу-ягу: нос-сучок, щербатый рот, злые щелки-глаза.
                Слева ворота, справа берёзка.
                Входит Дуня.

ГОЛОС БАБЫ-ЯГИ. Уф-уф-уф! Русским духом пахнет! (выходит из избушки)

ДУНЯ. Здравствуйте, бабушка!

БАБА-ЯГА. Здравствуй, дитятко. Ты чья будешь, хорошая?

ДУНЯ. Я…

БАБА-ЯГА. (перебивает) Постой, сама догадаюсь! (обнюхивает девочку) Уф-уф-уф…Ты ; моей сестры падчерица! Стало быть,

мне племяннушка! Хе-хе-хе! А кличут тебя Дуня. Так ли?

ДУНЯ. Так, бабушка.

БАБА-ЯГА. Дай тебя поцелую! Хе-хе-хе!

                (Обнимает, целует девочку.)

Хорошая девочка, мягонькая, хе-хе-хе! А отчего дрожишь? Отчего сердечко бьется?

ДУНЯ. Что-то… холодно.

БАБА-ЯГА. Ах ты моя бедная, озябла! Ну, погоди, сердечная, я вот баньку истоплю, ты и согреешься.

ДУНЯ. Спасибо, бабушка.

БАБА-ЯГА. И зачем ты, родная, ко мне пожаловала?

ДУНЯ. Велела мне мачеха у тебя трав попросить, да ей отнести.

БАБА-ЯГА. Трав? Дам, дам, отнесешь, как же.

ДУНЯ. Спасибо, бабушка.

БАБА-ЯГА. Я щас в лес за дровишками, а ты пока двор подмети. Вон метла.

ДУНЯ. Хорошо, бабушка (берёт метлу, подметает).

БАБА-ЯГА. Да ты за избой, за избушкой-то поди вымети.

ДУНЯ. Хорошо, бабушка (идёт за избушку).

БАБА-ЯГА. Вот повезло-то!  Вкусное мясцо, молодое! Только вот что…

(стучит по берёзе клюкой) Эй ты, берёза понурая,  мало ли девчонка надумает бежать, так ты выхлестай глаза ей!

БЕРЁЗКА. (открывает глаза) Исполню, хозяйка.

БАБА-ЯГА. Смотри у меня! (воротам) А вы, ворота – хлопайте, скрипите, не пускайте её!

ВОРОТА. (открывают глаза) Будет сделано, хозяйка.

БАБА-ЯГА. Эй, собаки!
                (Прибегают собаки. Баба-яга бьет их клюкой.)

А вы, псы драные, разорвите её в клочки мелкие!

СОБАКИ. Так точно, хозяйка!

БАБА-ЯГА. Эй, кот-обормот!

                (Прибегает кот.)

А твоё дело ; расцарапай её всю, чтоб живого места не осталось! (даёт пинка коту).

КОТ. Мяу!

БАБА-ЯГА. Эй, ступа, быстро ко мне!

СТУПА. Чяво?

БАБА-ЯГА. Чяво-чяво, ничяво! Ступай, говорю, ко мне!

СТУПА. Ась?

БАБА-ЯГА. (громко) Иди ко мне, глухая тетеря!

                (Ступа со скрипом проезжает мимо Бабы-яги.)

Мало того, что глухая, так еще и слепая, дурында! Не-е, надо ступу менять, пока совсем не раскололась. Ни летать, ни
 
бежать толком не могёт. Пробег сильно большой. Горе горькое (забирается в ступу) Давай в лес.

СТУПА. Куды?

БАБА-ЯГА. (громко) В лес, говорю, за хворостом!

СТУПА. Могла бы и сама пёхом сходить, нябось, недалёка тута.

БАБА-ЯГА. Тебя не спросили, кораболая!

                (Дуня выглядывает из-за избушки.)

Баньку истоплю, девчонку вымою да и съем! Эх, покатаюся, поваляюся, Дунькиного мясца поевши! То-то славный обед у меня

выйдет. Эй, Дуняшка!
 
                (Девочка выходит.)

Я в лес за дровами, будем баньку топить, а ты мети, мети получше! Вон подле берёзы приберись!

ДУНЯ. Хорошо, бабушка.

БАБА-ЯГА. Но-о, старая! Поехали! (уезжает)

ДУНЯ. Что же мне делать? Баба-яга съесть меня хочет! Надо бежать!

                (Берёзка шумит.)

Что шумишь, берёзка?  (прижимается к берёзке) И тебе тревожно? Дай я тебе ленточку повяжу, успокойся, милая
 
(повязывает на ствол ленточку).

                (Берёзка затихает. Выбегают собаки, рычат.)

Что всполошились, собачки любезные? Возьмите вот хлебушка (бросает собакам хлеб).

                (Собаки убегают. Выскакивает кот, шипит.)

Котик-братик, ты чем недоволен? Возьми вот мясца, поешь.

                (Кот хватает мясо, убегает. Дуня идёт к воротам,
                те угрожающе скрипят, хлопают.)

Ворота разлюбезные, пропустите меня! Вот подолью вам под пяточки маслица (подливает масло).

                (Ворота распахиваются. Подбегает кот.)

КОТ. Вот, добрая девочка, положи в туесок.

ДУНЯ. Что это?

КОТ. Гребешок частый да полотенце. Баба-яга за печкой прятала. А своей сестре, твоей ведьме-мачехе, похвалялася: так,

мол, и так. А я подслушал.

ДУНЯ. Что мне с ними делать?

КОТ. Погонится за тобой злая старуха, так ты брось гребешок на землю, тем и спасешься. А если он не поможет – брось
 
полотенце. И еще Баба-яга что-то на ухо ей шептала, да я не разобрал.

                (Слышно тарахтенье.)

Это Яга возвращается! Беги, беги скорей!

                (Дуня убегает. Через некоторое время в ворота
                въезжает Яга с вязанкой хвороста.)

БАБА-ЯГА. Фу-фу… Что-то я Дунькиного запаха не чую… (берёзке) Где девчонка? Возле тебя подметала!

БЕРЁКЗА. Убежала девочка.

БАБА-ЯГА. Как так? Что ж ты ей глаза не выхлестала?

БЕРЁКЗА. Я тебе столько лет служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она мне ленточку подарила.

 БАБА-ЯГА. (бьет берёзку) Ах ты такая-сякая! Боляда нерасторопная! Вот тебе, вот! Ну, погоди! Вернуся, так, люли-люли, заломаю! Эй, собаки!

                (Выбегают собаки.)

БАБА-ЯГА. Вы, псы подлые, зачем девчонку пропустили, на мелкие клочки не порвали?

СОБАКИ. Мы тебе столько лет служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала!

БАБА-ЯГА. (бьет собак) Ах вы шлынды такие! Вот вам! Вот вам! Ну, погодите! Вернуся, ужо отдубасю как следоват! (идёт к

воротам) Вы, ворота никчемные! Как посмели Дуньку пропустить?

ВОРОТА. Мы тебе столько лет служим, ты нам и водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица не пожалела.

                (Баба-яга бьет ворота.)

БАБА-ЯГА. Вот вам, вот вам! Вернуся, на малые щепки расколочу, глуподырые! Эй, кот!

                (Прибегает кот.)

Ах ты, старый плут! Злодей! Чужеяд! Зачем выпустил девчонку? Почему глаза ей не выдрал? Почему лицо не поцарапал?..

КОТ. Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала!

БАБА-ЯГА. Ну, ужо погодите! Догоню девчонку, вернуся, всем сполна достанется! Аппетит мне испортили, остолбни! Эй, ступа!

                (Ступа подъезжает, Баба-яга садится в неё.)

Мчись во весь дух! Во весь опор! Догнать девчонку! У-у-уй!!! (уезжает)


                КАРТИНА 3

                (Перелесок. Бежит Дуня. Издалека слышится тарахтенье.)
 
ДУНЯ. Что это? Баба-Яга за мной гонится! Надо кинуть гребешок!

                (Достаёт из туеска гребешок, бросает. Но ничего не происходит.
                Звук нарастает.)

Гребешок бросила, а ничего не случилось! Что же мне делать?!

                (Перед ней возникает Дед Лесовик.)

Ой, дедушка Лесовик, вы ли?

ЛЕСОВИК. Я, милая, я. Гребешок-то надо со словами заветными бросать.

ДУНЯ. Кот ничего не сказал.

ЛЕСОВИК. Не знал он про них.

ДУНЯ. Какие слова?

ЛЕСОВИК. Спросим у волшебного зеркальца (достаёт зеркальце) Скажи нам, зеркальце, какие те слова заповедные?

ЗЕРКАЛЬЦЕ. Слова те такие: «Мать сыра земля, обереги меня от злой силы, от набега лютого».

ЛЕСОВИК. (Дуне) Запомнила?

ДУНЯ. Запомнила (поднимает гребешок).

                (Въезжает Баба-Яга.)

БАБА-ЯГА. Ага, попалися! (Лесовику) Вот Дуньку съем, а потом с тобой разберусь, коряга  суемудрая!

ЛЕСОВИК. Гляди, не поперхнись!

БАБА-ЯГА. Авось. (Дуне) Залезай, девка, в ступу!

ЛЕСОВИК. (Дуне) Бросай, Дуня, гребешок!

БАБА-ЯГА. Какой гребешок? Зачем гребешок?

ДУНЯ. (бросает гребешок)  Мать сыра земля, обереги меня от злой силы, от набега лютого!

                (И тотчас вокруг Бабы-яги, словно клетка,
                вырастает колючий кустарник.)

БАБА-ЯГА. Да это ж мой гребешок! Это что же деется?  Вы что, акаёмы, творите?

ЛЕСОВИК. (Дуне) Беги, Дуня, беги!

                (Дуня убегает, исчезает и Лесовик.)

БАБА-ЯГА. Ну, погодите у меня! Да я эти ветки злоколючие перегрызу! Дуньку съем, а потом и с тобой, пень трухлявый,
 
разделаюсь! Грм! Грм! Грм! (грызёт кустарник)


                КАРТИНА 4


                Поле. Бежит Дуня.
 
ДУНЯ. Ох, устала… Присяду, передохну чуток…

                (Садится. Перед ней возникает Лесовик.)

ЛЕСОВИК. Что, девочка, умаялась?

ДУНЯ. Всю дорогу бежала, дедушка, запыхалась.

ЛЕСОВИК. Потерпи, теперь уж недолго. (прислушивается) Ты ничего не слышишь?

ДУНЯ. Ничего.

ЛЕСОВИК. Приложи ухо к земле.

                (Дуня прижимается к земле.)

А теперь?

ДУНЯ. Гудит земля, дедушка.

ЛЕСОВИК. Ой, лихо! Это Баба-яга за тобой гонится!

ДУНЯ. Как же, дедушка? Ведь её кусты с колючками да шипами острыми обступили!

ЛЕСОВИК. Значит, перегрызла всё-таки их, проклятая!

                (Слышится гул.)

ДУНЯ. Она близко!

ЛЕСОВИК. Бросай полотенце!

ДУНЯ. Сейчас, дедушка! (смотрит в туесок) Ой, беда!

ЛЕСОВИК. Что такое?
 
ДУНЯ. Нет полотенца!

ЛЕСОВИК. Да где ж оно?

ДУНЯ. Только что смотрела – на месте лежало! Где-то тут оборонила, найду сейчас (ищет).

ЛЕСОВИК. Баба-яга совсем близко! Спрячься скорее!

                (Дуня прячется за куст. Появляется Баба-яга.)

БАБА-ЯГА. Что, негораздки, думали уйти от меня? А я настигла вас, хобяки! (вылезает из ступы) А где Дунька?

ЛЕСОВИК. Где надо, там и есть (загораживает куст).

БАБА-ЯГА. Чую, где-то тут она! (ступе) Ты там посмотри, а я…

СТУПА. Чяво?

БАБА-ЯГА. Ничяво! Вон там погляди, говорю, а я покамест воздухи лучше пронюхаю. (нюхает) Уф-уф-уф!

                (Ступа направляется к кусту.)

ЛЕСОВИК. Куда? А ну пошла отсюдова! Брысь! Пошла! (бьёт ступу посохом)

СТУПА. Ой, страшуся! Обращуся в бегство! (бежит в сторону леса).

БАБА-ЯГА. Эй, корыто старое, назад! Кому говорю! (бежит за ступой).

ЛЕСОВИК. Дуняша, вон я вижу ; полотенце лежит!

ДУНЯ. Где?

ЛЕСОВИК. (показывает) Вон там! Бросай скорей!

                (Дуня поднимает полотенце, бросает.)

ДУНЯ. Мать сыра земля, обереги меня от злой силы, от набега лютого!

                (Гремит гром, темнеет, молния, и тотчас между
                Дуней и Бабой-ягой возникает река.)

БАБА-ЯГА. (кричит с того берега) Ах вы булыги постыдные, воду навели! Ну, ничего, доберусь до вас!

ДУНЯ. Дедушка Лесовик, надо бежать!

ЛЕСОВИК. Обожди, милая, чувствует моё сердце, повременить надобно.

                (Лесовик и Дуня остаются на месте, наблюдают за Бабой-Ягой.)

БАБА-ЯГА. (ступе) На тот берег поплывём!

СТУПА. Ась? 

БАБА-ЯГА. (громко) Речку надо переплыть, Дуньку схватить!

СТУПА. Утопну.

БАБА-ЯГА. Ты ж деревянная, баламоха!

СТУПА. Таперича нет. Закаменела я.

БАБА-ЯГА. Закаменела? Это отчего ж?

СТУПА. Жизня такая.

БАБА-ЯГА. Ах ты старая колода! Такая-сякая! Вот тебе! Вот тебе! (бьёт ступу)

СТУПА. Настал мой последний час! Житие моё обрывается! Трыщь!!! (раскалывается пополам)

БАБА-ЯГА. Так тебе и надо! (Лесовику и Дуне) Что смотрите? Рады? Ничё!

Я новую ступу себе заведу! Дуньку съем, а тебя, мудрила задрюшная, изничтожу!

ЛЕСОВИК. Ну, поглядим, поглядим.

БАБА-ЯГА. Вот в речку зайду, да всю воду-то и выпью!

                (Баба-яга заходит по пояс в речку.)

БАБА-ЯГА. (пьет) Глыть! Глыть! Глыть!

          (По мере того, как Яга глотает воду, она то скрывается в волнах,
            то вновь появляется. С каждым разом живот её пухнет.)

(Лесовику) Видал, старый хрыч, уровень сбавился!

ЛЕСОВИК. А мы его прибавим! (бьёт посохом о землю) Мать сыра земля! Собери воды синие, воды белые, воды черные! Устреми

их в речку буйную! На погибель силы злой, набега лютого!

         (Блещет молния, гремит гром,  и вода в реке вновь поднимается.)

БАБА-ЯГА. Ах ты, старый пень лободырный! Ничё, ничё, ты надо мной верх не возьмешь! (пьёт) Глыть! Глыть! Глыть!

                (Яга распухает еще больше.)

Во, видали? Выпью до дна вашу речку брыдлую! Дуньку съем, а тебя, дровяка ветхая, в пыль растопчу! Вперю в прах!

ЛЕСОВИК. Да ты пей, пей, матушка! Не отвлекайся!

БАБА-ЯГА. Глыть! Глыть! Глыть!

                (Яга раздувается всё больше и больше.)

ДУНЯ. Ой, страшно, дедушка!

ЛЕСОВИК. Не бойся, милая!

ДУНЯ. А ну как и взаправду всю воду выпьет?

ЛЕСОВИК. Ей реку не осилить. Природа-матушка не дозволит!

                (Баба-яга предстаёт как гора.)

БАБА-ЯГА. Во! Остался чуток! Эхма, съем Дуньку! Глыть! Глыть! Глыть!

                (Раздаётся взрыв! Бабу-ягу разносит на куски.
                Речка исчезает, на её месте лежит полотенце.)

ЛЕСОВИК. Разорвало, окаянную!

                (Издалека слышится чей-то крик.)

ГОЛОС. Ой, смертушка моя пришла! Погибаю я, душа моя черная!

ДУНЯ. Кто это кричит, дедушка? Баба-яга?

ЛЕСОВИК. Яга своё откричалась. Это стонет твоя мачеха.

ДУНЯ. Почему?

ЛЕСОВИК. Баба-яга и твоя мачеха повязаны одной нитью неразрывной. Помрёт одна, погибнет и другая.

ГОЛОС МАЧЕХИ. Всё, всё, конец мой пришел…

                (Небо светлеет, загорается радуга.)
 
ДУНЯ. (смотрит вдаль) А кто там идёт, дедушка?

ЛЕСОВИК. Это матушка твоя родная, Дунечка.

ДУНЯ. Как?! Матушка?!

ЛЕСОВИК. Погибла свирепая ведьма-мачеха, и злые чары рассыпались. Ожила твоя матушка. Беги к ней скорее!

ДУНЯ. А вы?

ЛЕСОВИК. А мы, чай, еще встретимся. В лес-то, думаю, пойдешь?

ДУНЯ. Пойду.

ЛЕСОВИК. Приходи. Покажу тебе поляну полную цветов, птиц, ягод и грибов. До свидания! (исчезает)

ДУНЯ. (бежит к дому) Матушка! Матушка!
 

                К О Н Е Ц
 
                syponinma@inbox.ru