Об эволюции. I

Августин Летописец
     — ...как сейчас считается, эволюция неживой природы заняла миллиарды лет, пока сформировались более-менее структурированные объекты: звёздные системы, планеты, планетарный рельеф, атмосфера и океан... В итоге, как высшая точка эволюции неорганического вещества, на планете зародилась биологическая жизнь, которая прошла путь от самых простейших форм до разумных и высшей стадии на планете — человека. Этот процесс протекал на протяжении уже существенно меньшего времени: сотен миллионов лет.
     Человек породил новую эволюцию — техническую. Начав с примитивных орудий из камней и кости, спустя несколько тысячелетий он научился строить корабли, выплавлять металл, создавать архитектурные шедевры. Когда совершенство в этих отраслях достигло предела, пришла пора паровых машин, чьё господство продолжалось всего лишь чуть более века, пока их не вытеснили двигатели внутреннего сгорания и электрические.
     Но этого мало, эволюция перекинулась от механической сферы на интеллектуальную — появились первые компьютеры. Им хватило лишь нескольких десятилетий, чтобы повсеместно внедриться во все области жизни.
     Возвращаясь к эволюции человека... А такова ли она была, как нам рассказывают? Может, всё было ровно наоборот, и вместо развития имела место деградация? То есть вначале человек был более похож на подобие Божие в части нравственности, однако вмешались резкие и внезапные изменения природной среды обитания. Они вызвали к жизни совсем другие качества, которые со временем и закрепились в силу естественного отбора. Грубо говоря, шансов выжить в экстремальных условиях у людоедов больше.
     Ещё одно интересное наблюдение применительно к человеку. На протяжении всей своей истории ему приходилось много работать головой, чтобы сначала просто обеспечить своё биологическое существование, а потом — чтобы построить нынешнюю цивилизацию. Теперь эта цивилизация достигла такого уровня, что в наиболее развитых странах вопрос биологического существования давно потерял остроту. Нет угрозы массового голода, нет проблем с одеждой, с кровом, с определённой защищённостью. И тут выяснилось, что в таких «тепличных» условиях у огромного числа людей пропала нужда регулярно трудиться ради заработка и напрягать извилины в поисках добычи. В результате за ненадобностью мозг начал атрофироваться со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иначе говоря, предположение о том, что вместо эволюции налицо деградация, не лишено оснований.
     Давно пора бы задаться и таким вопросом: что мы понимаем под эволюцией? Является ли она следствием взаимодействия множества случайных факторов или преследует конкретную цель? И если верно второе, то в чём она состоит? Обращаю внимание, что удовлетворительного ответа на этот вопрос до сих пор не дали ни материалисты, ни сторонники божественного творения. Материалистическое миропонимание предлагает такую формулу: природа познаёт себя через человека. Очень может быть... Однако ситуация практически впрямую подобралась к вопросу: не становится ли уже человек в процессе этого познания «лишним звеном»? «Мавр сделал своё дело — мавр может уходить». Искусственный интеллект «познает» быстрее, эффективней и с существенно меньшими энергозатратами. Кроме того, никто не поручится, что на определённом этапе развития компьютерной техники она не приобретёт свойства разумности, а что придёт такому «разуму» в голову (если правомерно говорить о голове), один бог ведает. Вовсе не факт, что удастся обеспечить соблюдение известных законов робототехники, сформулированных фантастами несколько десятилетий назад.
     Раз речь зашла о роботах, поговорим о них чуть подробнее. Мы всё ждём сигналов от «братьев по разуму»... А почему бы не предположить, что эволюция в далёких мирах привела к вытеснению биосферы техносферой? Как булычёвская планета Шелезяка: никакой жизни нет, населена роботами. На каком-то этапе роботы смогли достичь уровня, при котором стали полностью независимы от своих создателей в части воспроизводства и ремонта. Проанализировав ситуацию, они решили, что их создатели лишь бестолково тратят ограниченные ресурсы, а потому от них необходимо избавиться. И упомянутые три закона робототехники здесь ни при чём: как говорится, только бизнес, ничего личного. В данном случае, конечно, не бизнес, а расчётливая целесообразность. Никакой потребности в эмоциональных и прочих контактах с себе подобными и другими разумными существами у роботов нет, соответственно, нет нужды и в поисках таких контактов.
     Есть, правда, риск: в увлечении пресловутой целесообразностью можно прийти к выводу о бессмысленности существования в долгосрочной перспективе, а в итоге потом додуматься и до самоликвидации. Пожалуй, единственный разумный аргумент против такого решения: а что, если наши представления о строении мира, как и о нашем месте в нём, ошибочны? Недооценка собственной значимости может оказать такую же дурную услугу, как и её переоценка...


     01.VII.2017