мои турецкие впечатления

Елена Николаенко 2
           Брат мой младший-Мишенька, недавно разменял седьмой десяток. Он живёт далеко от меня и видимся мы раз в десять лет. Но это не отдалило нас друг от друга, мы очень близки и очень любим друг друга.
           С появлением интернета ещё больше сблизились. Прислал мне брат как-то китайский небольшой планшетик в подарок с личной инструкцией. И началось освоение пространства. Он мог по телефону из Екатеринбурга объяснять мне тонкости владения интернетом вплоть до получения рутправ. Но таких высот я не достигла, а просто была связь у нас по вайберу каждый день. Я писала больше, я же 'писатель',а он звонил.

             И мы знали друг о друге, наших каждодневных делах и хлопотах, состоянии здоровья, настроении, планах. Мы давали друг другу советы, прислушивались к ним.
      
             Он много путешествовал по миру. Был в разных странах, личный бизнес позволял ему это. А я, сестра, за границей была только в Польше, четыре года ездила челноком. Но это не то, что поехать туристом, ни о чем не думать, наслаждаться красотами мира.У меня все какие-то дела,вечные заботы, отдыхать некогда.
              Стала я звать брата в гости. Возраст такой,что не мешало бы увидеться вживую,поговорить о будущем, обнять друг друга. Но брат придумал другое - совместить два полезных дела, и просто купил путёвки в Аланию сестре и себе. Долго я не сопротивлялась: ничем достойным взамен я не могла его отблагодарить. Но кто сказал, что деньги - самое главное в отношениях близких людей?!
 
          И вот я собралась: дали мне подружки чемодан, парео, купила кое-что из  пляжных тряпок, собрала по инструкции брата  аптечку, закрыла в доме все краны, оставила кошку на попечение соседок и вперёд.

          Самолёт был новый, объезженный, и я не успела испугаться, как уже объявили посадку в аэропорту Анталии. Получила багаж- маленький чемоданчик, и села в названный мне туроператором автобус. И повезли нас из Анталии в Аланию. Пассажиров немного, но точек, гостиниц, по пути пять. Мой отель последний, четырехзвездный Султан Сипахи Ресорт- в самой Алании, в центре.

         До места на автобусе ехать дольше, чем лететь самолетом. И связи с братом теперь нет. А он приехал в отель на день раньше и должен был встретить меня на ресепшене. Симку  турецкую никто не покупал- очень дорогая мобильная связь в роуминге.
          Прекрасная девочка-гид, Оксана из Полтавы, чирикала нам разные инструкции, а я приготовилась к дальней дороге. Но вдруг она даёт мне свой телефон и говорит:

          -Елена, с вами брат хочет поговорить!

          ?   !   ?

    
           Ну как это? А просто, как человек ответственный, он нашел способ связаться с гидом и услышать, что я еду, и со мной все нормально. Я была приятно удивлена и чувствовала себя главной.
           А в это время надо было успевать смотреть направо и налево и слушать щебетанье хорошенького гида. А налево и направо мы проезжали банановые и лимоновые рощи, на тротуарах и разделительных полосах прекрасной дороги росли кусты  розовых алеандров, а пальмы всяких видов топорщили свои веера, приветствуя нас. Мечети, по одной и группами - важная черта Анталии.
           Вот уже первый отель. Сошли первые пассажиры. Отель красивый - высоченные стеклянные проемы, внутри видны высокие потолки и диковинной формы светильники.
            Едем дальше. Нам все рассказывали, с кем и как общаться, чтобы нас не обманули, чтоб не потеряться, а при покупках в лавках обязательно торговаться - это правило, при этом цены уменьшаются почти вдвое.,
            И вот все пассажиры сошли в свои отели, и водитель погнал в последний пункт, самую Аланию, везя меня одну. Через двадцать минут меня доставили к моему отелю. Работник отеля взял мой чемодан, а братик мой  шёл мне навстречу, раскрыв руки для объятий. Гид распрощалась с нами, пожелав чудесного отдыха, и помчалась по своим делам.
           А мы... Меня поселили в комнату стандарт класса. Она была с двумя кроватями, но жила я в номере одна. Все было просто чудесно. Мне нравилось, как чётко срабатывала электроника, и я, вставляя ключ-карту, зажигала свет и кондиционер. Ванная большая, зеркало большое и маленькое с увеличением, для слепых, таких, как я. Вода течёт холодная с сильным напором, если его уменьшить - течёт горячая. Ещё о воде.
           Пить ее нельзя, сильно хлорированная. Каждый день приносят в номер по литру питьевой воды в бутылках. И ещё очень важный пункт насчёт воды: на крышах всех домов стоят баки- большие и маленькие, один или несколько. Это ёмкости для воды, а нагревается она от солнечных батарей. Шикарно! Нам бы так тоже не мешало сделать в солнечных местах! Сколько бы газа сэкономили!
           Балкон в номере большой, стеклянный, внизу видны голубые бассейны, а вправо - море! Оно самое, Средиземное!
Но сначала ужин. Брат показал мне систему 'все включено': можно брать  чего хочешь, сколько хочешь из того , что предложит турецкая кухня в отеле. А предлагала она овощи всех видов и рецептов приготовления, бобы, перцы, сыры, йогурты. Выпечка - чудесные булки с тмином, пирожные красивые, но сделанные из манки в основном. Тазы арбузов, дынь, яблок, апельсинов. Все красиво порезано. Пить можно, что душе угодно: чай-черный, зелёный, кофе из кофе-машины всех видов, разные напитки из автоматов. Алкоголь наливали по просьбе: водка, пиво, вино сухое двух видов-розовое и красное. Оказалось неплохим, терпким.  И все это -'все включено'!  Если вы захотели свежевыжатый сок из апельсингов -пожалуйста два доллара за стакан. Брат угощал меня.  Мед-густой, ароматный, настоящий.

         Первые три дня прошли на ура, а потом почувствовалось отсутствие мяса. Какие-то колбасные изделия, сосиски. Они были не похожи даже на наши самые несъедобные. За девять дней моего пребывания в гостинице давали курицу несколько раз, рыбу жарили, скумбрию. Но не это главное. Все равно отваливали от стола, объевшись. Похудеть не получится. Но мы же сюда не есть приехали!

          Оператор Интуриста приняла наш заказ на поездку на яхте  по морю. Поездка однодневная на самой большой яхте в Алании. Цена поездки  тридцать пять долларов, с бесплатным обедом.
          Поездка была сказочной. Мы  сидели на третьей палубе, где все лежали в купальниках, отдаваясь  солнцу, рассматривали пейзажи вокруг. Сразу несколько пиратских деревянных кораблей в старинном стиле сорвались с якоря и шли параллельно нам вдоль Тарусских  обрывов. Всюду звучала музыка. Отдыхающие не успевали охватить взглядом красоты вокруг. Наш 'Титаник' весело шёл вперёд,везя около двух сотен туристов молодых, старых, детей.

          Обрыв в море был весь из застывшей лавы. Это  видно было по расходящимся радиально наплывам. И в этой каменной структуре породы серо-коричневого цвета было много проемов,выступов, пещер, гротов. Наша яхта подошла ближе и один смелый аниматор с судна, честно выполняя свою работу, подплыл к склону, взобрался на него. Пассажиры смотрели на его заученные умелые движения,трюки. Он быстро поднялся туда, где был ряд пещер. Демонстративно стал  перед одной, привлекая внимание сотен глаз, и вошёл внутрь, скрывшись там.

          Яхта плыла дальше, и вот наш смелый скалолаз появляется из совершенно других пещер, пройдя по внутренним ходам одному ему известным путём. Всеобщее 'браво'! Аплодисменты, заработанные юношей.
          Яхта прошла крепость Аланьи, расположенную на вершинах гор, крепостную стену,тянущуюся вдоль хребта. А внизу в скалах вырублены сотни лет назад арки,куда можно спрятать целый флот.
          Несколько раз в пути яхта останавливалась, и смелые туристы прыгали прямо с палуб в синюю глубину моря и плавали от яхты к фосфорным гротам, которые светятся в ночное время. Кормили хлебом местных пираний, которые утаскивали целые булки.

          Далеко на берегу остались пляжи и дорогие отели. А мы - молодые и старые, не различая возраста, отдавались восточным танцам, заведенные музыкой и веселыми аниматорами. Никто не стеснялся, все прекрасно понимали друг друга,- и немцы, и шведы, и турки, и казахи, не считая русских и украинцев. Нас покормили вкусным обедом,а в завершение веселого путешествия устроили пенную вечеринку. На вторую палубу из специальных устройств повалила на обе стороны палубы мыльная пена, укрывая сначала ноги танцующих, а потом дойдя до пояса. Музыка, смех, танцы в пене, адреналин отскакивал от яхты во все стороны моря! Когда эта стихия закончилась, мы все думали - куда же  денется столько пены?  Ведь по краям палубы стояли столы, сидели отдыхающие,под столами было полно пены. Но вдруг из труб по бокам полилась тонкими струйками вода и сбила всю пену, исчезнувшую минут за десять полностью.
          Необычное зрелище,раскрепощающее любого туриста. А какие вкусные, сладкие початки кукурузы продавали на судне по два доллара за штуку!  А когда мы причалили и сошли на берег, такую же кукурузу старая турчанка предлагала по одному доллару. Но наша была вкуснее! Очень понравилось это яркое плавание!
          Из Алании по желанию туристов можно было поехать в Израиль - за сутки перелет в Иерусалим и обратно, питание и стена плача, божественные места, все это за двести долларов. Было ещё много предложений экстремальных развлечений полёт на парашюте над морем с инструктором,водные лыжи и другое. Ваше желание и все будет исполнено! Можно было морем отправиться на Кипр.
           Теперь о море! Ведь ради него и поездка придумана! В России поездка на море гораздо дороже , чем наше путешествие в Турцию, а впечатлений и удовольствий больше! Так вот. Море  близко от отеля, всего лишь приморский парк необыкновенной красоты отделяет его от пляжа Клеопатры. Море волновалось. Волны были сильные, а глубина начиналась метров в пяти от берега. Я не плаваю, к своему стыду не научилась за всю жизнь. Поэтому барахталась вдоль берега, сражаясь с прибоем, который , не жалея, выбрасывал на песок таких, как я. Брат же плавал долго и заплывал далеко,я же в это время загорала, подставляя белое тело солнцу.
          Загорали мы только до обеда. Потом гуляли в парке. Здесь меня поражала своей пышной красотой растительность,которой у нас нет: разного рода пальмы, деревья и кусты, цветущие белыми, красными, малиновыми, розовыми и желтыми цветами. В парке было несколько больших деревянных качелей, всегда занятых отдыхающими. Цветные фонтаны с разными формами струй, с мостами и мостиками через водоемы,скульптуры - рог изобилия,Клеопатра. Невозможно глаз оторвать от этой красоты и чистоты!
          И в этом же парке в нескольких местах  стояли поилки и кормушки для кошек. А однажды мы набрели на кошачий отель для бездомных кошек.Это что-то! Вы видели где-нибудь такое? За небольшим деревянным забором на красной плитке стоят три  трёхэтажных корпуса с местами для лежания -номерами стандарт и люкс. Внизу тарелки с сухим кормом, поилки... 'Все включено'! Не хватает алкоголя, как  у людей в отелях. И лежит в этой чистоте и красоте на верхнем этаже большой рыжий кот, явно довольный жизнью, чувствует себя хозяином положения. Никого не боится, спит. Он у себя дома. А где же кошечки? Белая и серая в полоску попались нам за пределами  кошачьего дома. Это ж надо придумать такое! Ведь есть и человек, который обслуживает этот дом - меняет воду, туалет, приносит корм! Райская жизнь! И никто не оставляет ему доллар  на чай. А за пределами такой гостиницы, вдоль улиц стоят автоматы, выдающие порцию сухого корма в миску, и любая голодная кошка,или собака, смело может поесть. Кстати, знакомая ,зубной врач, отдыхающая всегда в Италии, прислала фотку такого же кошачьего отеля,крытого,как и здесь, ондулином. Как нам это понять?

            Но от наблюдательного писателя не ускользнула и другая картинка: каждое утро,а мы приходили на пляж после завтрака, старый местный турок уходил с пляжа, собирая в сумку своё нехитрое имущество. Он был молчаливо вежлив, уступая место бездомного бродяги(!) богатому немецкому туристу. И всем было хорошо.
          Почему пляж Клеопатры? Когда она из Египта попала в Аланию,она восхитилась ее природой, богатством, красотой моря. Но купаться она не стала: пляж был галечный и ее нежные ножки не могли ступать по камням, а купаться царице очень хотелось. Тогда возлюбленный Марк Антоний привёз сюда миллионы тонн чистейшего белого песка из Египта и засыпал это побережье. Тогда красавица могла купаться и возлежать на мягком и чистом песке. Правда сейчас песок уже другой: за сотни лет миллионы ног отдыхающих со всего света топтали, меслили песок,он дробил лежащую внизу гальку, отчего сам постепенно стал крупным, тяжёлым. Но и сейчас это пляж по мировым стандартам считается лучшим, он отмечен голубым флагом по своим качествам. А причиной всему- самолюбие,эгоизм Антония, удесятиренный любовью к прекрасной женщине, толкнувшие его на этот подвиг - привезти белый песок в Аланию!
           Приходя с пляжа на открытую террасу отеля, мы брали по бокалу холодного пива или водку с тоником, а охладившись,шли в номер, смыть морскую соль и подлежать под кондиционером,чтобы потом идти на обед.
            Вечером мы гуляли по улицам Алании, утопающей в пышной растительности среди кафе и ресторанчиков, и всяких лавок. Мой брат - мужчина представительный, два метра ростом, в шортах и майке, был как будто всем знакомым: они зазывали его купить что-нибудь, а он тут же умело торговался на хорошем английском или отвечал, что мани-финиш!
          Бесплатный вайфай на лобби собирал отдыхающих возле ресепшена в любое время суток. Этого хватало, чтобы позвонить домой, написать письмо.
          Дни пролетели быстро. Наступило время покинуть это  благодатное место. Ночью автобус трансфера забрал меня и по пути мы собирали из других отелей туристов на наш рейс.
          Вот мы в аэропорту. Стоят туристы каждый на свой рейс. Русские и украинцы молодые в основном, с маленькими детьми, колясками. Чехи и немцы - пожилые,зрелые пары, без детей, молодых мало.
          Спасибо -'Красным крыльям', этот перевозчик порядочный, пунктуальный,рейс не откладывали. Самолёт прекрасно доставил нас домой, в родной Ростов.  Когда в самолёте предложили горячую еду -гречку с настоящей мясной котлеткой, я сразу ощутила заботу родины о себе.
           И вспомнилась песня: не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна!



            Может кто-то посмеется- зачем об этом писать? А затем, что ездят многие и не однажды, но никто не пишет об этом. А я решила свои первые яркие настоящие впечатления показать,чтобы кому-то это помогло, стало, может быть , инструкцией, и вдохновило на такое путешествие! Я всем этого желаю!