Пресса и время. Снова пресса

Галина Гурьева
Из книги "Время и люди"

Вернусь к прессе. В девяностые годы в Уральске появилось много газет. Кроме официального «Приуралья» стали выходить «Пульс», «Надежда», «Казачий вестник», «Информбиржа», «Огни Приуралья». Многие сохранились до сих пор, некоторые быстро исчезли, как например, «Альтаир». Всё новые газеты появляются и сейчас.
У меня сохранился первый номер газеты «Надежда», редактором которой стал Юра Баев. Давайте посмотрим, о чём она писала 22 февраля 1992 года. В шапке газеты уже стоит эпиграф, цитата из Льва Толстого: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».  Я уже приводила эту цитату, когда писала о Юре Баеве, сознательно цитирую ещё раз, поскольку эта мудрая мысль великого писателя остаётся и долго ещё останется важной и актуальной. Вдумайтесь в неё.
Газета номер один, год издания первый, цена один рубль. (Тогда ещё рубль, а не тенге). Три единицы – счастливое число. На первой полосе напутствие, данное новорождённой газете Булатом Окуджавой. (Я его тоже приводила в статье о Юре Баеве, повторять не буду). А перед напутствием цитаты из стихов и песен Окуджавы, где упоминается надежда, и прекрасные слова, написанные Юрой о поэте и барде, адресованные всем нам, которые заканчиваются так: «И пусть всегда кружит по нашей земле полночный троллейбус под управлением Окуджавы, приютивший всех, потерпевших крушенье».
На этой же странице обращение к читателю, тоже написанное Юрой. Приведу здесь отрывки из этого обращения.
«…мы рассчитываем на доверительный и прямой разговор с любым человеком, а уж о чём он пойдёт – Ваш выбор,  читатель».
«…мы не любим холуйства и готовности угождать. Плохо, когда это происходит с отдельной личностью, но вдвойне отвратительно, когда это делает газета на глазах у тысяч людей. Особенно, если она пресмыкается лишь перед одним читателем, облечённым властью и полномочиями».
«Мы считаем недостойным показное равнодушие к происходящим в нашем городе общественно-политическим процессам. Ведь, живя в провинции, мы так или иначе становимся заложниками большой или малой политики, а чаще просто «дворцовых» интриг местного значения. Мы уважаем, пусть и молчаливую, но позицию, потому что она заметно отличается от позы».
«…опасно зацикливаться на колебаниях политического барометра, потому что нас ждут темы вечные, непреходящие, без которых немыслима нормальная земная жизнь – ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ».
«Действительно, жизнь меняется, и, к сожалению, не к лучшему, но остаются неизменными понятия добра, справедливости, достоинства и чести».
«Конечно, каждому из нас по-своему видится спасительный ОСТРОВ НАДЕЖДЫ, но приблизиться к нему, пройти сквозь океан житейских бурь и социальных штормов мы сможем только вместе».
Без комментариев. Здесь сказано всё.
Вся газета посвящена актуальным проблемам того, уже далёкого 92 года. На второй странице большая статья Валерия Джунусова «Перевёрнутое общество». В начале статьи он сообщает о некоторых событиях перестройки в Уральске, очень хорошо характеризующих время.
«Ещё в 1987 году мы в Уральске начали вдруг подпевать многоголосому московскому хору, называемому перестройкой. И это действительно был удивительный период. Первый секретарь и просто секретарь обкома партии поселились в обычном девятиэтажном доме завода «Зенит», вызвав волну пересудов в городе. Руководящие лица стали систематически посещать продовольственные магазины, а вслед за ними иногда появляться и их супруги.
На ряде предприятий прошли выборы руководителей, кандидатуры которых благосклонно были поддержаны в высших сферах. По инициативе обкома и горкома партии срочно стала развиваться межнациональная гармония в форме создания казачьего общества и национально-культурных центров». Далее он пишет о других приметах перестройки, передаче обкомовских дач под детский санаторий, передаче Храма Христа Спасителя верующим, конверсии, гласности, перестроечном воодушевлении. Однако, вторая часть статьи значительно более уныла.
«Что это было? Был ли это театральный спектакль, где сценическими подмостками служила наша общественная жизнь? Или мы не замечали многого? Того, что не только случайно поселившиеся в заводском доме секретари обкома спешно покинут его, но и того. Что в подобных домах будет через три года считаться несолидным проживание должностных лиц рангом и пониже.
Кто мог подумать, что к концу перестройки вопросы, задаваемые в продовольственном магазине начальством, будут вызывать у людей только раздражение».
В заметке «Скромное обаяние номенклатуры» рассказывается как товары, присланные в Джамбейту ещё по стабильным советским ценам (а в конце 1991 года это был последний завоз по таким ценам, вспомните, как я тогда холодильник покупала) для населения за реализацию сельхозпродукции, растащила с чёрного хода номенклатура района.
Под рубрикой в переходе к рынку идёт статья «В этой жизни умереть нетрудно». Приведу здесь первый абзац.
«Так называемая либерализация цен есть не что иное как очередное и беспрецедентное их повышение. Логика тех, кто устроил эту свистопляску цен, проста: раз на Западе свободные цены и много товаров, значит и нам нужно сделать цены свободными, и тогда появятся товары. Чуда не произошло, товаров как не было, так и нет. Да и откуда им взяться, если производство по-прежнему падает, а отпущенные цены его не стимулируют, а скорее даже наоборот».
В газете ещё поднимаются проблемы образования, работы такси, идёт поэтическая рубрика. Есть вопрос номера: «Какой смысл Вы сегодня вкладываете в понятие «надежда», что оно означает лично для Вас, на что надеетесь»? На мой взгляд, лучше и мудрее всех ответила девяностолетняя пенсионерка А.Д. Стешенко:
- Меня недавно девочка одна спрашивает:  «Бог есть?»  «Коли веришь,- говорю, - значит, есть». Бог – это, как и надежда. Если веришь, значит есть. Вера даёт силу жить. Вера и надежда.  На Руси всегда вместе три имени – Вера, Надежда, Любовь.
Мудрые слова. Разрешите и мне, дорогие мои читатели, пожелать Вам  веры в жизнь, надежды на будущее и любви ко всему сущему в мире!