Концепция Аугустинавичюте в соционике

Союз Одномерной Белой Этики
Аушра Аугустинавичюте в своем очерке “Дуальная природа человека” знакомит нас с новой и весьма любопытной типологией.
И с самых первых слов нас ставит перед фактом проделанной работы, а процесс этой работы остается за кадром.
От этого сейчас ощущается некая недосказанность, так и хочется узнать: а как процесс обнаружения ТИМов происходил и как группа исследователей пришла к тому, что ТИМов именно столько?

; Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на определенные составные части или аспекты. ;
[Очерк по соционике: Дуальная природа человека, А. Аугустинавичюте, стр. 9]

Во многом Аушра почерпнула свои идеи у польского психиатра и психолога А. Кемпинского, который в своей книге так описывал метаболизм:
; В сигнальном метаболизме, то есть в получении информации из окружения и реагировании на неё (реакция организма, в свою очередь, является сигналом для окружения), существуют законы, аналогичные законам энергетического метаболизма, а именно, закон специфичности структуры и закон равновесия между между анаболическими и катаболическими процессами. Подобно тому, как субстанции, ассимилируемые организмом, разбиваются на основные элементы из которых организм строит собственную структуру, потоки информации, поступающие извне, преобразуются в специфические структуры (отсюда правильность утверждения, что каждый живёт в своем собственном мире). Способность интеграции является одной из самых существенных черт нервной системы. Количество энергии, поступающей в организм благодаря его анаболическим процессам (построение), в общем, уравнивается с количеством энергии, выходящей благодаря процессам катаболическим (распада)… Аналогично существует определенное равновесие между информацией, принимаемой из окружения, и высылаемой в него… Аналогии между энергетическим метаболизмом и информационным подтверждает верность известного выражения „психическое несварение“… Современный человек часто…не может переварить то, что к нему поступает, не в состоянии из хаоса информации создать какой-либо порядок… Положительной стороной сгущения информации является необходимость селекции. По мере развития … все более богатым становится обмен сигналами с окружением, благодаря чему модель окружающего мира лучше соответствует действительности, а формы реагирования становятся разнообразнее. Человек достиг в этом максимального развития, и можно было бы рискнуть сделать утверждение, что „информационный метаболизм“ играет у него большую роль, нежели энергетический. ;
[Экзистенциальная психиатрия, 320 стр.]

С данным понятием приходится знакомится самостоятельно, и если здесь еще можно найти соответствие, то на примере следующей фразы из того же очерка:
; Вторая поправка, которую нам пришлось внести — сдвоение названий. И сам Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека определяется не одной, а двумя «функциями». ;

Не приводится ссылки на то, когда и при каких обстоятельствах Юнг действительно так утверждал. Тем более это странно читать, помня, что Юнг строил свои психологические типы именно на основе одной из ведущих функций, а не их сочетания:
; ... я попытаюсь дать некоторую характеристику тех, более специальных типов, своеобразие которых слагается вследствие того, что индивид приспособляется или ориентируется главным образом посредством своей наиболее дифференцированной функции. ;
[Психологические типы, К. Юнг, стр. 519]

Понятно, почему — когда очерк вышел в свет — он был воспринят с большой долей критики со стороны литовских психологов.

Не меньший вопрос вызывает практика: какой она была и в чем конкретно заключалась, из данного очерка также непонятно, за исключением:

; Интересно было узнать, какие, психические свойства и какие психические типы распространены среди населения республики (Литовская ССР). Для этого обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены на том же табл.2.;

; В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психических типов представляет высокую поляризованность. В одной из групп Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28 студенток с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим элементом ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности — 9.;
И несколько других примеров, без указания точных данных выборки.

Безусловно, труды Аушры имеют интересные предпосылки, опыт последующих социоников доказывает, что “что-то в этом есть”. Однако само “что-то” нужно еще уточнять. Множество расхождений разных соционических школ и привело СОБЭ к мысли, что необходимо вернуться к истокам и найти тот камень преткновения, о который все запнулись, а интересное направление в психо-социологии ушло в разряд наукообразности.
Пожалуй, стоит в первую очередь вернуться назад и снова прочесть Юнга, Кемпинского и Аугустинавичюте.