Не останавливайте Малютина!

Татьяна Латышева
 Вот уже много лет Cергей Малютин – имя брендовое: оно прочно ассоциируется у курян со словом кино. Директор облкиновидеофонда часто дает интервью по телевизору, ведет циклы кинопоказов, рассказывает о фильмах и режиссерах перед сеансами проекта “Кино в театре”,ведет кинофестивали, тот же недавний “Сталкер”... Несколько десятилетий он был организатором и ведущим киноклуба, многие помнят его как заведующего первой в области видеотекой.
Впрочем, если углубляться в историю, то имя Сергея Малютина связано не только с кино, а, например, с театром и педагогикой. А уж журналистика вообще – вторая профессия члена Союза журналистов Малютина, начиная с первой публикации в 7-м классе – собственной шахматной задачи в “Курской правде”.

   Когда с рождения живешь в одном городе и много лет пересекаешься с
людьми на одной и той же улице Ленина, то кажется (юные это поймут очень
скоро), что десятилетия – лишь считанные годы, и все было в крайнем случае
позавчера. Позавчера Сергей Малютин был молодым преподавателем кафедры литературы пединститута, писал острые театральные рецензии, которые вызывали шумный резонанс среди театральной общественности. Вчера были киноклуб и видеосалон. Но...
Сегодня у заслуженного работника культуры РФ Сергея Дмитриевича Малютина юбилей, вполне солидный, и когда обсуждаешь эту тему с коллегами (а ведь мы хотя бы приблизительно знаем годы рождения друг друга),слышишь неизменное: “Сереже? Не может быть!”

   Все мы немножко, если верить великому поэту и истории человечества,
скифы и азиаты. Некоторая восточность малютинских внешности и манер тоже неслучайна: у его мамы бурятские корни. Думаю, что многое он взял
именно от нее, человека очень доброго и совестливого. Сережин папа – “слепой музыкант”. Окончил после войны Курское музыкальное училище слепых, много лет работал хормейстером в ДК ВОС, был прекрасным баянистом. Так что творческое начало и музыкальность у Малютина скорее от папы.
 
  Музыка была важной составляющей его жизни с детства. Пять лет учился по классу баяна в музыкальной студии Дворца пионеров у известного курского музыканта Алексея Кривчикова, играл в эстрадном оркестре Владимира Рязанцева, аккомпанировал знаменитому ансамблю песни и пляски Дворца пионеров под руководством Федора Гольцева. Вместе с оркестром гастролировали по области, отдыхали в “Комсорге”... Дворец пионеров вообще многое сделал в формировании малютинской личности. Там же, во Дворце, базировался в то время ТЮЗ “Ровесник”, к которому юный Малютин тоже имел непосредственное отношение.
 После школы поступил в музучилище на отделение народных инструментов, но после 1-го курса документы забрал. Видимо, причиной послужил юношеский максимализм. Понял, что вряд ли станет выдающимся исполнителем, да и материальная сторона имела место быть – для занятий требовался более солидный инструмент, чем его старенький тульский баян.
 
  Второе абитуриентское лето было посвящено журналистике. Журфак МГУ это, конечно, авантюра – в те годы конкурс на факультет был просто сумасшедшим, в среднем - человек 30 на место. Шансы имели лишь так называемые целевики.
  Следующее лето – литфак Курского пединститута. Смешно сказать, но начитанный, грамотный Сергей и сюда поступил не с первого раза. И тут опять сказалась скрытая страстность этой, такой с виду сдержанной, натуры: “пошел на принцип”, в принципе ничего никому, кроме как собственному самоуважению, не доказав. На экзамене по литературе ему досталась “Поднятая целина", которую Сережа не читал. И несмотря на все попытки преподавателя помочь: мол, посиди, подумай, потом, мол, побеседуем о мировой литературе (уровень абитуриента не заметить было невозможно, да и вообще парнями на филфаках никогда не разбрасывались), принципиальный Малютин отказался наотрез: не читал и все, хоть ты тресни. Короче, к тому времени как Сергей Малютин стал студентом литфака, он уже был почтенным отцом семейства. В 20 лет женился, в 21, после первого курса, родился Сергей Сергеевич.
 
  Чем занимался эти три года между музучилищем и институтом? Работал печатником в типографии, в многотиражке “Химволокно”, завмузом и завлитом ТЮЗа (оформлен был как аккомпаниатор хореографического кружка Дворца пионеров), пионервожатым в 32-й школе, перепечатывал пьесы и роли для театра, аккомпанировал где только мог... И продолжал в том же духе, став студентом. Однокурсники Малютина помнят серьезного, умного юношу, удивлявшего эрудицией и глубиной своих выступлений на семинарских занятиях, которому некогда было разделять с ними студенческие забавы.
Тут стоит сделать лирическое отступление в сторону Сережиной личной
жизни. Одна моя знакомая, малютинская ровесница, как-то вспомнила эпизод из их общей юности. Был при “МГ” клуб старшеклассников “Компас”, в который ходили они оба. И вот однажды в 25-градусный мороз Сергей пошел ее провожать с непокрытой головой, потому что шапку отдал девочке из их клуба, умудрившейся где-то потерять свой головной убор. Вы только подумайте – добро б пожертвовал собой ради той, которая нравилась, а то шапку отдал одной, а провожать пошел другую!

  Малютинская романтическая наивность, его трепетное отношение к Прекрасной даме, пожалуй, сильно посмешили бы не только нынешнее племя молодое, но и его собственных сверстников. Первый роман с поцелуями –  почти  в  18 лет! И это во времена, когда эпоха хиппи докатилась уже и до необъятных просторов СССР, а на Западе заканчивалась сексуальная революция! Паустовского и Грина мальчик обчитался – скажет какой-нибудь циник. Но лично мне этот факт малютинской биографии многое в его жизни объясняет.
 
  Со своей первой женой и матерью двоих своих сыновей он познакомился в “Орленке”(в один из лучших всесоюзных лагерей приехал вместе с оркестром Дворца пионеров). Море, звезды, костры, стихи, песни – лучших декораций для юношеского романа не придумаешь. Южный роман плавно перетек в роман почтовый (не сомневаюсь, что очень красивый) и обернулся ранним браком. Татьяна родом из Йошкар-Олы, училась в Горьковском институте иностранных языков, но после свадьбы перевелась в Курск, на иняз.

  Семья существовала на две стипендии и Сережины приработки. Глава
семьи пустил в ход все свои умения – музыка, машинопись, журналистика(кстати, гонорары в те времена были неплохими). Питались в столовой СХИ, рядом с домом – обеды там стоили сущие копейки. По распределению супруги попали в сельскую школу Глушковского района, но заболела и вскоре умерла Сережина мама, оставлять слепого отца одного было нельзя, поэтому Сергей переехал в город. Его взяли на кафедру литературы. У Малютина был интересный курс – современная отечественная литература и еще с десяток общественных поручений, плюс собственные инициативы: он курировал очень талантливую, хотя и стенную, газету “Филолог”, клуб любителей искусств (с удовольствием вспоминаю те заседания, посвященные то авторской песне, то российскому року, то театру). Студенты других вузов тоже иногда приходили в этот камерный факультетский клуб.
 
   Татьяна вернулась из деревни. Вскоре родился младший сын – Антон.
Малютин был заботливым мужем и отцом. Помню, как в Москве, где мы были с ним на семинаре, покупал супруге осеннее пальто.
 Почему брак по любви двух хороших людей все-таки распался? Вряд ли
даже опытные психологи могут точно отвечать на такие вопросы.
 
   Глядя на нынешнего респектабельного Сергея Дмитриевича, трудно
представить, что когда-то ему приписывали чуть ли не диссидентство и что
он даже пострадал за свою оппозиционность: ни много ни мало был уволен
из института в разгар успешной научной карьеры – только собрался защищаться. Причем пострадал наш герой не за кого-нибудь, а за самого Льва Толстого.

  – О диссидентстве речь не шла. Я вообще это слово и его апологетов не
сильно жалую. А история была вполне в духе своего времени. Это был конец
70-х. 150-летие Толстого праздновали в стране с размахом и очень идеологически выдержанно. Ведь это было время, когда, даже сдавая физику или
сопромат, надо было непременно приплести решения очередного съезда
или пленума и того, что сказал по теме твоего билета (!) дорогой Леонид Ильич. Количество маразма меня достало, и я написал письмо в ”Комсомолку”. Письмо было не столько идеологическим, сколько литературоведческим. Тем не менее, оно как бумеранг вернулось назад. В наш КГБ и к руководству института. Было партсобрание, забавные идеологические выводы старших товарищей. К чести многих моих коллег, в частности, моего любимого наставника Юрия Юдина, они меня поддержали, понимая, что диверсии никакой не было – я просто выразил свое мнение. Замдекана Борис Баланенко долго беседовал с ректором, в результате чего «волчий билет» мне не выписали, а разрешили доработать учебный год и уволиться по собственному желанию.

  – Именно этот зигзаг судьбы привел тебя к окончательному делу твоей
жизни – Кино?
  – В общем-то, да. Но все вышло достаточно случайно. Я любил кино, еще
в детстве ходил в самый первый киноклуб, организованный Марком Евглевским. Но... Тем летом 79-го года я порыпался в разных направлениях. Склонялся, конечно, к журналистике, но мой знакомый поэт и сотрудник КГБ Юра Морозов объяснил, что работа в СМИ для меня пока тема закрытая. Тогда еще существовало такое понятие как “непрерывный стаж”, и это был последний день, когда я мог не потерять его. Узнал, что есть место в кинофикации, пришел к начальнику Петру Надеину, побеседовали – меня взяли. И вот уже 31 год – я в кино.

  – Сергей, ты всегда был неравнодушен к тому, что происходит в стране.
Пропагандируя отечественное кино, будучи театральным критиком, телеобозревателем, всегда связывал искусство и жизнь. Лично я далеко не всегда
с тобой соглашаюсь, но это к делу не относится. Скажи, ты не жалеешь, что
не ушел в свое время в большую журналистику? Ведь ты печатаешься не только в курских изданиях, но и в “Литературке”, “Театральной жизни”,“Страстном бульваре”... Кстати, и свое “яблоко” успел получить за телеобзоры, став человеком Года-2006.
  – Я рад, что получилось именно так. Кино, кроме прочего, подарило мне
много интересных и важных встреч. Один Марлен Хуциев чего стоит – чрезвычайно яркая личность, талантливейший режиссер, до сих пор не утративший юношеского задора! А Александр Михайлов – патриот, человек с твердыми нравственными принципами, настоящий мужик, и все это в сочетании с какой-то отнюдь не звездной, чистой наивностью, даже застенчивостью! А философ Вадим Абдрашитов! Поскольку я всегда смотрел на людей, достойных уважения, с точки зрения ученичества, всегда хоть немного, но снизу вверх, то это было драгоценное общение.
 
    – Вопрос деликатный, но интересующий многих. Как ни крути, но ты теперь чиновник – все же целая отрасль в подчинении. Тебя обошла конъюнкурность, ты умеешь ладить с начальством?
    –  Ну какой я уж такой чиновник или большой начальник? Смею надеяться, что остался тем же, что и был до 1997 года, когда стал директором кинофонда. Что касается иерархии... Я привык ценить людей по их умению делать
дело. Руководитель нашей областной культуры делает его хорошо. К кино у
Валерия Вячеславовича вообще отношение особое. И финансово, и организационно нам помогают неплохо.

    В далекие 80-е мы с Малютиным с легкой руки тогдашних председателя
ВТО Евгении Богатыревой и завлита драмы Татьяны Внуковой ездили на постоянно действующий театроведческий семинар. Разные города, спектакли местных театров, обсуждения работ друг друга и учеба под руководством мэтров – только Михаил Швыдкой и Инна Вишневская чего стоили! Среди семинаристов было немало людей с серьезным театроведческим образованием, работавших в театрах, и я в силу зеленой молодости и со своими рецензиями на кукольные и детско-юношеские спектакли драмы, конечно, “залипала”, потому относилась к ним с почтением. Зато Сережей гордилась – его работы отмечали и мэтры, и семинаристы. Один из наших руководителей,
тогдашний ректор Литинститута профессор Пименов, родом из курской глубинки, с удовольствием посматривал в нашу с Малютиным сторону и любил
повторять, что курский край всегда славился самыми умными парнями и самыми красивыми девушками. Комплимент меня вполне устраивал: куда хуже
было бы наоборот – умные девушки и красивые парни.

   Многие малютинские рецензии вызывали широкий резонанс. Сергей чужд комплиментарности, свойственной провинциальной критике, и среди артистов драмы есть те, кто до сих пор таит на него обиду. А вот кукольники называли когда-то Малютина своим катализатором, ждали его разбора полетов на обсуждениях и следили из-за ширмы за его выражением лица и за тем, как он держит голову, выходя из зала – верный знак того, удался ли спектакль.

  – Любовь к театру началась с ТЮЗа?
  – Да, Селиванов научил меня прежде всего приему публичного одиночества, ведь я был не самым раскрепощенным юношей на свете, несмотря на свою
активность и желание научиться всему. Играл я мало, и то в эпизодах – в розовской “В дороге” и “Лошади Пржевальского”. Зато всегда сидел на звуке и
занимался музыкальным оформлением спектаклей.
Сдержанность, ровность Малютина удивляли всегда – по внешним проявлениям трудно прочитать, что творится у него в душе. Так же было и зимой 2007 года. У всех
нас щемило сердце, глядя на него в те дни. В новогоднюю ночь погиб (нелепо, неожиданно, как это всегда бывает с молодыми) старший сын – Сережа-маленький. Я обожала черноглазого, смуглого, умненького малыша Сергей Сергеича, потому, когда Малютин забирал его на побывку из деревни и приводил с собой в в институт, с удовольствием брала на себя роль няньки. Как Сергей тогда справился, выдержал? Наверное, помогли работа и Галя. Галя – любимая женщина, жена, надежный тыл.
 
    «Она очень надежный человек, очень серьезный, очень сильный, очень добрый и мудрый, настоящая христианка, с ответственным отношением к людям, ко всему живому», – это Малютин о жене, с которой скоро серебряный юбилей отметят.

    Эта история любви заслуживает особого рассказа – «Женский взгляд Оксаны Пушкиной», да и только. Тем более я слушала ее из первых уст – самой Гали. Малютин тут выступил в совершенно не свойственном ему амплуа – героя-любовника. Отбить жену у красавца, косая сажень в плечах, гитариста, души компании и в то время довольно состоятельного человека (у того бизнес, а у Малютина госвидеотека) – это было что-то! Но Сергей проявил столько азарта и изобретательности, сразу отказался от служебного романа (она тоже работала в видеотеке), зовя Галю именно в жены, что “крепость пала”. Конечно, к
тому времени не все ладно было в датском королевстве – трещина в Галином
первом браке уже была. Несмотря на сложность ситуации, благодаря Галиной мудрости в конце концов сложились ”высокие отношения”, как в том кино. Когда во времена дефицита Галя шла в магазин, то добывала сразу пять пар, к примеру, мужских ботинок – Сергею, его сыновьям, своему сыну Юрию и первому мужу Виктору. Когда Виктор заболел, ухаживала за ним, всегда шефствовала над его мамой, своей любимой свекровью, и, увы, похороны – сначала Виктора, потом свекрови – организовывали Галина и Сергей. Малютины дружат с семьей первой жены Татьяны, ее сын от второго брака – частый гость в их доме, поддержали ее и в горе – она недавно овдовела.
Дети, Сережины внуки, – тоже общее. Гордятся Юрием, он в свои 30 – профессор американского университета, образование также получал в США .

  – Что ты ценишь в нем прежде всего? – этот вопрос я задала Гале.
  – Абсолютную, безусловную порядочность – заповедную в наше время. Во
всем – и в большом, и в малом. Ни разу не было, чтобы, например, он в компании
говорил одно, а по дороге домой другое. Сережа очень снисходителен к людям и
никого не осуждает. Констатирует факт – и все. И еще – абсолютную надежность.
Не оставит в беде, подставит плечо. Ну и, конечно, интеллект, эрудицию. Я, собственно, на это и запала, в первый раз увидев его в “Востоке” на киноклубе.

    А это – опять к Сергею:
 
  – Банальный вопрос, подразумевающий банальный ответ: что бы хотел
еще успеть?
– Отвечаю банально и искренне. Работать, издать наконец книжку своих
статей, но, главное, увидеть, кем вырастут мои внучки – Таня, дочка Антона,
и Яна, Сережина, что в них прорастет моего.

 – Так что, Сереж, из всех искусств важнейшим для тебя явилось кино?
– Кино, театр, музыка. И журналистика, само собой.

   ...Один из малютинских острых телеобзоров, который после “КП” печатала еще и “Литературка”, назывался, как известная пьеса – “Остановите Малахова!” А мне, по аналогии, хочется назвать этот юбилейный материал, хотя и так же призывно, но с прямо противоположным смыслом: «Не останавливайте Малютина! ». Он нас еще не всем удивил!
"Городские известия",11.09.10.

     Постскриптум. За эти пять лет в жизни Сергея Малютина произошло
многое. Страшная потеря: ушла из жизни Галина  -  друг, соратник, любимая
жена. Работа, творчество, вера помогают жить дальше. Он выпустил три кни-
ги. Его приняли в Союз писателей.
 2016 год."Курян моих прекрасные черты", книга первая.
 
  ... Сергей ушел к Гале и  Сереже сегодня, 31 марта 2018-го.