Как царь Петр добычу нефти на Руси начинал

Андрианов Владимир 2
                Первая нефть Сибири и царские Указы Петра Великого

Первые упоминания об обнаружении нефти на территории России относятся еще к XIV веку. В Москве об ухтинской нефти узнали в 1383 г. от Стефана Пермского. В Двинской летописи XV века было написано, что племя чудь на реке Ухте собирало нефть в ямах, используя ее для смазки и как лекарство.

В средние века хозяйственный интерес к нефти, в основном, основывался на ее использовании в качестве лекарства и на её способности гореть.

В исторических хрониках сохранились сведения о «горючей воде — густе», привезённой в Москву в 1597 г. черносошными крестьянами из Сибири с реки Ухты еще при правлении царя и Великого князе Всея Руси Бориса Федоровича Годунова (1552 – 1605).

Именно тогда на севере, в стране Коми , расположенной в бассейнах рек Печоры и Вычегды на реке Ухте местные жители находили на поверхности реки огромные масляные пятная, которые в изобилии естественным путем поднимались со дна реки.

Большинство исследователей считают, что история и зарождение нефтяной промышленности России берёт своё начало в XVII веке.

В 1684 г. месторождения «черного золота» были обнаружены в районе Иркутского острога, о чем в столицу Российской Империи иркутским письменным головой Леонтием Кислянским было отправлено специальное донесение.

В 1721 г. рудознатец из Мезени Черепанов Григорий Иванович в той же стране Коми нашел нефтяной ключ, капельный выход нефти со дна реки Ухты, который постепенно скапливался в колодце.

Для получения нефти достаточно было расчистить имеющийся выход нефти или заложить рядом с ним колодец.

Прикинув возможную ценность своей находки, смекалистый русский мужик отправился в столицу Российской Империи и подал об открытии месторождения нефти донесение в Берг-коллегию.

Об открытии нефтяного ключа было доложено царю Петру Алексеевичу. Великий царь-реформатор, будучи заинтересованным в организации добычи собственной, российской нефти, узнав о находке Григория Черепанова 5 мая 1721 г. издал специальный Указ.

«По указу Великого Государя и по приговору Берг-коллегии по доношению мезенца Черепанова нефтяной ключ... по Ухте речке велеть освидетельствовать и учинить из него пробу... и тою нефтяную пробу прислать в Санкт-Петербурху в Берг-коллегию ради подлинного усмотрения...» .

Согласно тому же Указу царя, Григорию Черепанову из государевой казны на «прокормление», сбор и доставку проб нефти из того «колодезя» было выдано «денег шесть рублев» из бюджета Берг-коллегии.

По свидетельству историков в 1724 г. в столицу на Неве было доставлено в 8 бутылях (четвертях) примерно 24 литра первой русской нефти из ключа на реке Ухта.

Образцы ухтинской нефти были отправлены царем Петром Первым для исследования ее химического состава в Голландию.

По результатам химического анализа образцов ухтинской нефти Петр Первый издает еще один важный Указ от 5 октября 1724 г.

«... по его императорского величества указу и по согласному Берг-коллегии приговору велено на Ухту речку... послать ево, Черепанова, и с ним офицера, дав им подводы и денег ... И велено оной нефти начерпать бочку ведер около тритцети и той нефти для пробы прислать в Москву в Обер-бергамт  ... и велить им... круг того нефтяного ключа... побити сваи и оболочь смоляным полотном и протчее учинить как пристойнее...а сколько в час или в сутки оной нефти один человек может начерпать, оное там велено записывать…».

Кроме того Петр лично контролировал обеспечение финансами, транспортом, людьми, открытие и обустройство месторождения. Организовал исследования по выяснению химического состава нефти, производительности нефтяного ключа и его возможной эксплуатации и прибыльности.

Государь обязал Берг-коллегию, Обер-бергамт - орган исполнительной власти Российской Империи, управлявший сибирскими горными заводами, рудниками и приисками и руководство Архангелогородской губернии оказывать максимальное содействие обустройству промыслов.

Все это дало возможность констатировать наличие на Ухте промышленного месторождения нефти, позволявшего обеспечить в те времена текущие потребности России в нефти.

В результате на реке Ухте появился первый нефтепромысел, на котором работал первый нефтяник России Григорий Черепанов.

В то время нефть добывалась в небольших количествах из неглубоких колодцев вблизи естественных ее выходов на поверхность.

Продолжателем дела Григория Черепанова стал русский рудоискатель, из «раскольников», житель города Архангельска Прядунов Фёдор Cавельевич.
Григорий Черепанов оставил Федору Прядунову свой нефтяной ключ, хорошо обустроенный и освоенный к тому моменту, жилой дом и небольшое хозяйство.

Позднее Федор Прудянов организовал еще один кустарный нефтепромысел там же на Севере России, «при малой реке Ухте», приток Ижмы, впадающей в реку Печору. Нефть на этом месторождении не скапливалась в колодцах, а разливалась по поверхности реки.

Старатель подал в Архангельскую Берг-контору прошение о разрешении ему создать «завод» для добычи нефти на реке Ухте. 18 ноября 1745 г. Берг-коллегией такое разрешение ему было выдано. Добычу нефти Федор Прядунов начал в 1746 г.

В 1748 г. собрав c речной поверхности 40 пудов сырой нефти, Прядунов Ф.С. их в Mоскву. Там в лаборатории Государственной Берг-коллегии была осуществлена перегонка (передвоение) нефти, в результате которой был получен керосиноподобный нефтепродукт.


Как писал сам Прядунов Ф.С.- «получено маслянистое вещество: «один черен и густ, а другой жёлт, чист и жидок... Желтое приходит во всем подобно с каменным маслом, которое мы из Италии получаем, сходственно, токмо что в малейших частях друг от друшки различены суть...» .

Далее в письме отмечалось высокое качество «передвоенной нефти» (т.е. перегнанной) по сравнению с итальянским «каменным маслом».

Следует отметить, что долгое время на Руси нефть называли «каменным маслом», «земляным маслом» или «горным маслом».

Позднее на нефтепромыслах Прядунова Ф. С. нефть не только добывалась, но и «передваивалась», то есть подвергалась перегонке с получением осветительного масла, близкого по качеству к современному керосину.

Полученный нефтепродукт в то время использовался только для освещения жилых помещений и иногда как топливо в домашних печах.

Однако удаленность от густонаселенных районов России и основных потребителей осветительного масла затрудняла работу нефтеперегонного завода. Промысел и перегонка нефти не смогли обеспечить доходность предприятия и спустя четверть века промысел и завод пришли в упадок и были заброшены.

На протяжении целого века добыча нефти являлась убыточным занятием, что объяснялось узкой сферой её бытового и промышленного применения.
Лишь после изобретения керосиновой лампы в 1853 г. спрос на это нефтяное топливо вырос многократно.

Несмотря на коммерческую неудачу первого российского нефтяного проекта, его реализация дала толчок поиску новых месторождений нефти по всей территории Российской Империи.
 
В частности, в 1738 г. в Главную артиллерийскую канцелярию поступило заявление от Я. Д. Шаханина об открытии им источника нефти на Волге, в низовьях города Симбирска. Однако властями решения о разработке месторождения принято не было.

В 1754 г. попытку создания «завода» для сбора нефти с поверхности реки Сок в Самарской губернии предприняли татарские старшины два брата Надыр и Юсуп Уразметовы. Однако количество добываемой нефти оказалось небольшим и вскоре предприятие пришлось закрыть.

В 1760 г. уфимский купец И. И. Сенеев и старшина Якшимбетов из Оренбургской губернии обнаружили нефтяной источник около реки Инзер. В том же году они подали в горное ведомство заявку на его разработку.

В 1766 г.  в Оренбургской губернии в «российских нефтяных озерах» около реки Белой, сбор нефти организовал предприниматель В. Моргунов.

Если говорить о роли нашего великого царя-реформатора в становлении нефтедобычи в России, то конечно же Великий Государь царь Петр Алексеевич внес существенный личный вклад в подтверждение промышленной ценности первого нефтяного месторождения в России и обустройстве на его базе первого в России казенного нефтепромысла.

Своими Указами и личным энергичным участием Петр Первый, обладая природной сметливостью и понимая важность этого природного сырья для дальнейшего прирастания богатства государства российского, заложил основы и дал импульс развитию новой важной отрасли добывающей промышленности России.

До Петра единственной сферой применения нефти была медицина, жидкость продавали в аптеках как снадобье.

Именно Петр Алексеевич начал использовать нефть для промышленных и военных целей, а также для иллюминации.