Новый очерк

Василий Ерёмичев
                Новый очерк.


   Не вдаваясь в предысторию человеческой психики и извечный вопрос о происхождении человека вообще, рассмотрим одну из ипостасей человека разумного, а именно, человек – существо общественное. Как уже говорилось в очерке «Триединство», общество – есть обязательное условие формирования разумного человека. А в любом обществе должны иметь место правила поведения всех членов общества, и чем точнее эти правила соответствуют нормам морали и природной сущности человека, тем они легче соблюдаются и тем прочнее силы,  скрепляющие это общежитие.

   Не буду решать нерешаемый вопрос: Что первично, общество или разумный человек? Пусть это останется такой же тайной, как вопрос о курице и яйце. Попытаюсь рассмотреть пути становления и изменения правил общественной жизни.
Нам очень мало известно фактов из общественной жизни людей прошедших веков. Археология слишком слаба, чтобы найти ответы на эти явления жизни древних людей.

  Если мы допустим, что свидетельства Библии написаны именно тогда и именно жившими тогда людьми, то конечно обнаружим больше вопросов, чем ответов. И, тем не менее, придётся ссылаться на Библию, ибо других источников  просто нет. Законы, данные богом Моисею можно считать самыми первыми, документально подтверждёнными попытками установить «справедливые» правила человеческого общежития. Даны они, правда, только одному народу, «богоизбранному», то есть, евреям, а остальные народы, которые тоже «созданы Творцом» пока не получили от бога таких законов и вынуждены были сами изобретать их, по своему уровню развития и своему разумению. Не рискну обсуждать эти законы, а попробую кратко перечислить их, согласно Ветхому Завету:

  1. Я бог твой, не делай кумиров и не поклоняйся им.
  2. Не произноси имени бога напрасно.
  3. Суббота – богу, работать в субботу нельзя.
  4. Почитай отца своего и мать свою.
  5. Не убивай.
  6. Не прелюбодействуй.
  7. Не кради.
  8. Не произноси ложного свидетельства.
  9. Не пожелай дома ближнего твоего, ни жены его, ни раба его, ни скота его.
  10. Не делай богов ни золотых, ни серебряных (идолов).

   Эти законы, как утверждают составители Библии, были записаны на скрижалях, а после личного общения с богом Моисей уточнил некоторые правила поведения своего народа. Он не только конкретизировал эти божьи заповеди, но и определил наказания за неисполнение этих правил условно справедливого общежития.
  Яко бы после личного общения с богом, Моисей довёл до своего народа правила поведения истинно верующего человека. Вот они:

  1. Если купишь раба – еврея, то пусть он будет рабом 6 лет, а на седьмой отпустить.
  2. Если кто убьёт не умышленно, то может убежать в известное место, а за умышленное убийство – смерть.
  3. Кто ударит отца своего или мать свою – смерть.
  4. Кто поработит и продаст еврея – смерть.
  5. За членовредительство (побои, увечья) – выкуп или пени, глаз за глаз, зуб за зуб, око за око, руку за руку, ногу за ногу и т. д. 
  6. Ворожеи не оставляй в живых.
  7. Скотоложникам – смерть.
  8. Жертвующему другим богам – смерть.
  9. Пришельца не притесняй и не угнетай.
  10. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте, иначе – смерть.
  11. Судей не злословь, начальников не поноси(!).   И так далее весь административный кодекс.
 
   Первое, что бросается в глаза при чтении этих правил поведения, изначальное наличие рабства. Бог мог бы, и уничтожить понятие рабства ещё при создании мира. А при наличии рабства ни о какой справедливости, человеколюбии и прочих моральных ценностях не может быть и речи.

   Кроме того человеку изначально была дана свобода воли, то есть, право выбора своего личного поведения. По всему по этому, даже богоизбранный народ, находившийся под непосредственным покровительством  "Всевышнего» вплоть до вмешательств в ход боевых действий на стороне евреев, постоянно самым наглым образом нарушал божьи заповеди и законы Моисея. За это бог неоднократно наказывал этот народ жестоко, однако, наука впрок не пошла.

   Про другие народы не говорю, поскольку Библия о них умалчивает, а историки сочиняют небылицы на все вкусы. Описаний много, но всё это сказки.

   Проходят столетия, справедливого общества как не было, так и нет нигде на Земле, возможно, кроме самых «отсталых» и диких племён, живущих вне «цивилизованной Ойкумены». А идея живёт. И тогда появляется «мессия», Иисус Христос, который приносит новое учение о справедливости. Самое примечательное, что его обрекли на смерть, казалось бы, лучшие представители «богоизбранного народа», и казнили чужими руками, не желая верить, что он сын бога.

   После воскресения и вознесения Христа на небо начинается трудное распространение его учения уже не только среди евреев, а по всему досягаемому миру. И снова главным содержанием учения становится проблема личного поведения человека в этом мире, в обществе себе подобных.

   За хорошее и правильное поведение, то есть за выполнение всех норм предложенной морали обещана награда – Царствие Небесное, или Рай, но там, в загробной жизни, после ухода из настоящего мира. А за невыполнение тех же норм установлено наказание – ад, вечные муки тоже в загробном мире.
 
   Совсем не плохое учение, подкреплённое небывалыми чудесами, не смотря на противодействие заинтересованных сил начинает распространяться в мире, независимо от принадлежности народов к той или иной нации и за десяток веков становится одной из основных мировых религий.

   Независимо от Христианства широко распространены Буддизм, Конфуцианство, сравнительно молодой Ислам, старый Иудаизм и многочисленные языческие верования. Во всех религиях обязательно присутствует в разной степени подробности и стройности кодекс поведения человека. Во всех присутствует божья кара за нарушение этого кодекса и награда за верное следование требованиям кодекса.

   Приведу основные положения Христианства согласно Евангелию от Матфея:
Блаженны нищие духом, ибо есть их Царствие Небесное.
Блаженны плачущие, ибо утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю.
Блаженны алчущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное.
Блаженны Вы, когда будут поносить Вас и гнать, и всячески неправедно злословить на меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда Ваша на небесах. Так гнали и пророков, бывших до Вас.
Вы – соль Земли.
Вы – свет мира.
Так да светит свет Ваш перед людьми, чтобы они видели Ваши добрые дела и прославляли Вашего Отца небесного.

   Я пришёл не нарушить закон, но исполнить!
1. Не убивай, кто убьёт – подлежит суду.
2.Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, полежит суду. Принёс дар к жертвеннику, пойди, помирись с братом, а потом приноси дар.
3. Мирись с соперником скорее.
4. Не прелюбодействуй.
5. Если правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось, если правая рука соблазняет тебя, отсеки её и брось.
6. Развод возможен, но если кто женится на разведённой, тот прелюбодействует.
7. Не преступай клятвы перед Господом.
8. Не клянись Небом, Землёй, ни головой своей.
9. Не противься злому.
10. Просящему дай, а от хотящего занять не отвращайся.
11. Любите врагов Ваших, благословляйте проклинающих Вас, благотворите ненавидящим Вас и молитесь за обижающих Вас и гонящих Вас. Будьте совершенны, как Отец наш небесный.
 
   В Христианстве награда и кара предполагается после ухода в «мир иной», а здесь и сейчас  нужен «пастырь», который будет присматривать за «паствой». И рождается достаточно стройная система идеологической работы со всеми соответствующими атрибутами. Система выдержала проверку временем много веков, однако, и она не без греха (улыбнитесь).

   В основе своей, Христианство, впрочем, как и любая другая религия предполагает, что каждый конкретный человек, обладая свободой выбора, сам решает вопрос выполнения или невыполнения требований кодекса верующего.

   Но, как показала двухтысячелетняя практика, следование требованиям кодекса оказалось возможным только в тишине монашеской кельи или скита и совсем невыполнимым в мирской жизни. Как были, в библейские времена войны, казни и рабство, так всё и продолжается, по сей день. Можно смело сказать, что даже такая внешне стройная и всё пронизывающая идеологическая система не сделала человека лучше, не приблизила его к богу.
 
   Анализируя непредвзято нравственную атмосферу в любом обществе, исповедующем Христианство, невольно приходишь к выводу, что соотношение праведников и грешников не подвластно математике. Праведников ничтожно малая доля, совершенно теряющаяся в океане грешников. Более того, даже божьи слуги, рукоположенные священники и монахи творили и творят такое количество грешных деяний, что нередко вызывают негодование «паствы» с последующей обычной мирской расправой. И стенания интеллигенции по этому поводу выглядят не слишком убедительными.
 
   Венцом, итогом действия Христианской идеологической системы предполагается Второе пришествие Христа и Страшный суд. Правда, Второе пришествие, по словам самого Христа, будет не буквально, а через присутствие в каждом человеке всех христианских добродетелей, то есть тогда, когда ни пастырь, ни прочие святые и наставники уже будут не нужны.  И тогда наступит Царствие Божие на всей Земле.

   Очень хорошо и очень правильно. Только история не даёт никаких оснований ждать этого Рая. Чем сильнее развивается человеческая цивилизация, тем больше негатива в человеческих душах. Не смотря на неоднократные указания всех религий, богом стал «Золотой телец», запредельно развилась страсть к унижению ближнего, к власти над себе подобными, к безумному потреблению. Отсюда немыслимая роскошь одних и нищета других, горы оружия и море крови.

   С именем Бога на устах ежеминутно совершаются тысячи преступлений против человечности, а церковь чаще всего их освящает и поддерживает. Это хорошо видно из нашей окружающей действительности. С возвратом в нашей стране к миру «чистогана» словно извержением вулкана хлынули в нашу жизнь все гадости, которые изначально были определены, как истинно греховные действия и помыслы. Я даже не хочу приводить примеров царства мерзости, вы их видите и слышите повсеместно и в любое время. Даже причисление отдельных, яко бы праведников, к лику святых ничего не меняет. Мир всё глубже погружается в грех, в безнравственность, в содомию.

   Ясно, что такой ход событий ведёт в никуда. Но мысль человеческая всегда ищет выход из тупика. Идеи справедливости норм человеческого общежития, видимо, волновали лучшие умы всегда. И я уверен, что не Мор и Компанелла  были первыми идеологами Социализма, что они только изложили эти идеи в письменном виде. Скорее всего, идеи социальной справедливости так же вечны, как и вера в сверх естественное, в бога в любом обличье.

   Проходит время, идеи Мора и Компанеллы, изложенные в доступном для прочтения виде, приобретают последователей и развиваются в учение. Казалось бы, что церковь должна была с радостью ухватиться за эти идеи и вместе с социалистами взяться за разрушение мира ненависти и строительство мира социальной справедливости. Но церковь к тому времени твёрдо заняла место служанки светской власти (всякая власть от Бога), а в социалистах увидела конкурента.

   Для пояснения тезиса о конкуренте приведу идеи справедливого общежития (аналогично Божьим заповедям), зафиксированные в Программе Коммунистической партии, принятий 22-м Съездом КПСС в 1961 году.
 
   Партия считает, что моральный кодекс строителя коммунизма включает такие нравственные принципы:
  -преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
  -добросовестный труд на благо общества, кто не работает, тот не ест;
  -забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
  -высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
  -коллективизм и товарищеская взаимопомощь, каждый за всех, все за одного;
  -гуманные отношения и взаимное уважение между людьми, человек человеку – друг, товарищ и брат;
  -честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
  -взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
  -непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; 
  -дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
  -непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народа;
  -братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

   При внимательном прочтении этих положений морального кодекса мы видим полное сходство с требованиями Христианской морали и не найдём ни одного слова, порочащего идею Социализма, идею социальной справедливости. Нет только кары божьей за отход от этих идей, точнее кара есть, но она прописана в других документах, в уголовном и гражданском кодексах, которые принимаются и изменяются избранной властью по мере развития общественного сознания.
 
  Так за что же столько ненависти, громов и молний обрушили современные идеологи Капитала на коммунистов, СССР и вообще на людей, верящих в возможность социальной справедливости? Ненависть идеологов Капитала понятна, эти идеи - заложенная мина под счастливое существование Золотого миллиарда на крови всех остальных. А что же делает Христианская церковь? Вместо того, чтобы объединиться с коммунистами и строить справедливое общество здесь и сейчас, она состроила обиженное лицо из-за имевших место несправедливых притеснений и действий представителей светской власти и стала в оппозицию не только режиму, а и самой идеологии.

  Считаю, что есть необходимость рассмотреть соотношение идеи, и её воплощения. Любая идея – это не только набор правильных слов, но и убеждение каждого конкретного человека в справедливости всех его отношений с другими людьми человеческого общежития. Если идея овладела одним человеком, то она, скорее всего, с ним и умрёт, но если этот человек решит подчинить этой идее своих соседей по человеческому общежитию, то тогда и начинается борьба идей, а вслед за нею и борьба людей.

  В основе своей такая борьба предполагает создание коллектива единомышленников. В основе идеи может быть любой бред и от этого никому не холодно, не жарко, а как только начинается борьба людей, так сразу становятся ясными достоинства и недостатки любой идеи. Но гораздо страшнее при этом становятся сами приёмы и способы борьбы.

   До сих пор на всех этапах борьбы главным становилось нарушение данного богом принципа свободы выбора, свободы воли. То есть вера в идею насаждается силой, принуждением. Даже данное богом Христианство, начиналось убеждением. Но очень скоро, после того, как в Христианство поверили светские власти разных стран, а точнее, не поверили, а поняли, что Христианство можно использовать для порабощения своего и чужих народов,   оно сразу стало насаждаться силой. И «божьи слуги» сразу создали слоган: Вся власть от бога. Твори любое зло, если ты власть и всё будет «от бога».

   История даёт много сведений не только о религиозных войнах, но и о методах их ведения. Естественно, что эти методы всегда были на уровне развития общества в конкретную эпоху. В Риме распинали, скармливали диким зверям, в Западной Европе средневековья жгли на кострах, вешали, сажали на кол. На Руси тоже зверств «гуманного отношения к грешникам»  хватало. В 20-м веке чаще стали расстреливать. Это стало нормой во всех странах. Фашисты шли в бой с лозунгом «С нами бог» и творили далеко не богоугодное дело.

   Абсолютно все страны и руководители этих стран пытаются утвердить свои идеи силой и кровью. Только виновными в таких негативных действиях почему-то называют исключительно коммунистов. Я совсем не собираюсь сейчас оправдывать или защищать действия Советских властей, хочу только обратить внимание на то, что сама идея и методы её внедрения это «две большие разницы».

  В настоящее время широко пропагандируется миф об общечеловеческих ценностях, которые яко бы, надо распространить на весь мир. Что же это за ценности?

   1. Права человека. Диалектика говорит о том, что не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав. Обязанностей нет. Логика подсказывает, что обязанности должны быть чётко определены, хотя бы потому, что каждый человек становится человеком разумным только в обществе и поэтому обязан изрядную часть своей деятельности употребить на пользу общества, отдать долг обществу за то, что он сам стал Человеком разумным.

   2. Свобода предпринимательства и рынка. Извините, за что же тогда воров сажают в тюрьму, они свободно выбрали такой род деятельности, да и многие другие тоже. Масса видов предпринимательской деятельности работает не на пользу обществу, а на удовлетворение извращений пресыщенных отбросов общества, живущих в фешенебельных особняках. Коммунисты сделали попытку уровнять людей, отменив все сословные различия, и была попытка сделать всех равными, но она не удалась. Господа и слуги остались фактически, хотя формально равенство было закреплено. Безусловно, сразу такие важные повороты в судьбах народов не происходят.

   3. Свобода выбора. Этот жупел оправдывает целенаправленные действия фактических хозяев по дебилизации народов, чтобы потом их можно было легко уничтожить физически. Это и наркомания, и гомосексуализм, и «авангардное искусство», и многое другое. Самое печальное, что все эти богомерзкие явления происходят не только без сопротивления церкви, а часто и при прямой поддержке.

   Возможно, корень зла здесь в том, что изначально Христианство не только не осуждало рабство, а даже регламентировало его. Мне, конечно, будут возражать, говорить, что рабство давно в прошлом, но это не так. Рабство только немного изменилось, стало многоликим. Фанаты, наркоманы, слуги и телохранители, боевики всех мастей и так далее. У них у всех есть, казалось бы, право выбора, и, тем не менее, они рабы, рабы капитала, рабы образа жизни. Да и как может быть иначе, если рабы нужны. Зачем капиталисту много денег, если нет рабов. Как уже говорилось, удовольствие приносят не сами блага, а сознание, что у других этих благ нет.
 
   Анализируя содержание требований Христианства и коммунистической идеи, видно, что цели сильно похожи – создание справедливого общества. Только религия идёт от частного к общему, то есть общество тогда станет справедливым, когда каждый человек индивидуально станет праведником (ждём Второго пришествия), а коммунистическая программа предполагает воспитание  всего общество путём утверждения правил справедливого общежития, обязательных для каждого человека. Именно этого, как огня боятся владельцы всех материальных ценностей, рабы и слуги «Золотого тельца». Именно поэтому льётся столько грязи на коммунистические идеи и на адептов этих идей. В ход идёт всё:  беспардонная ложь, клевета, подтасовка фактов, предвзятые опросы населения, «страшилки» с миллионами жертв, и так далее и тому подобное.
 
   Идею надо убить на корню. Но, как показывает история, можно сжечь все книги, можно уничтожить любое количество носителей идеи (впрочем, как и Христианской идеи), можно запретить изложение идеи в любом виде, но саму идею убить нельзя.

   Даже, если вынести Ленина из мавзолея и взорвать сам мавзолей, идею всё равно не убить. А эта идея ещё и подкреплена чёткими законами политэкономии, которые к тому же оправданы временем. И сколько бы оплаченные критики не измышляли лжи, но можно работать на совесть для своего народа, а не только для себя – любимого. Это мы все наблюдали, и неоднократно.
 
  Священнослужители просто обязаны были объединиться с коммунистами для решения этой важнейшей задачи - воспитания человека будущего. Да ещё привлечь себе на помощь  всю передовую интеллигенцию. Когда нам говорят, что «цвет нации» вынужден был эмигрировать, то нас обманывают современные псевдоисторики. Уехал не «цвет», а «пустоцвет». Как говорил В.С. Высоцкий: «не беспокойтесь, я не уехал, и не надейтесь, я не уеду». А  он был на только самым талантливым в своё время, но и очень далеко не обласканным властями. И в его время многие уезжали за "сладкой жизнью" на чужбине.

   Лучшие представители настоящей интеллигенции просто были обязаны во имя служения народу поддержать коммунистов и, с благословения Христианской церкви, проникнуть во все сферы организации общества и сделать это общество гуманным и справедливым. Понятно, что это задача не одного дня или года.

   Иерархи разных уровней, выполняя заветы Христа, и пользуясь своей более высокой нравственностью и более высоким образованием, должны были, отбросив личные обиды, найти контакт с революционерами, объяснить им всей силой умелого убеждения, что и они, и коммунисты, по сути, решают одну и ту же задачу: устроить справедливое человеческое общежитие на Земле. Пусть разными методами, но идут к одной цели.

   Лучшие и умнейшие представители клира могли и должны были войти во все властные структуры и постараться сделать новую власть более человечной, более справедливой и значительно смягчить разгул и жестокости и белого  и красного террора. Можно было спасти сотни тысяч, и даже миллионы человеческих жизней. Однако, шанс был упущен. Я лично считаю, что клир более виновен, если так можно говорить, чем их оппоненты. Потому что клир был умнее.

   История состоялась, в ней нет сослагательного наклонения, а жизнь продолжается. Сейчас мы находимся в похожем состоянии. Трудно идёт переустройство жизни, серьёзно вмешался «Золотой Телец», а от него добра не жди. Снова появился шанс объединить усилия и церкви и передовых представителей настоящей интеллигенции независимо от партийной принадлежности.

   Объединить и громко провозгласить принципы, по которым грех, преступления, аморальное поведение, аморальное воспитание детей и молодёжи должны караться и богом, и законом. Причём, чем выше статус и положение «грешника», тем суровее должно быть наказание. Сила наказания не в его строгости, а в его неотвратимости, как говорили издавна лучшие педагоги.

   Бог сказал: не укради. Значит и булка хлеба, украденная беспризорником на пропитание, и миллиарды казённых денег, украденные очередным МЭРом – суть деяния одного порядка. Клир борется за чистоту души каждого словом и личным примером, а власть, которая «от бога» всей силой закона. Если же закона мало, то его надо дополнить, опять же хорошо бы, посовещавшись с клиром.

              Предлагаю подискутировать на эту тему.

              2018год Ерёмичев В.И.