Help yourself Часть 1

Надежда Лезина
      Как обычно, ровно в 8.55 Тамара вошла в свой кабинет. Включила компьютер, открыла окно, полила цветы, подкрасила перед висящим на стене зеркалом губы и села в мягкое кожаное кресло. Первый клиент, или, как она мысленно называла его, пациент, был записан на 9.30, и  полчаса свободного времени можно было потратить на разговоры с персоналом,  или не спеша, с удовольствием выпить  в одиночестве кофе, включив негромко любимую музыку. Но она решила просто посидеть, расслабившись, с закрытыми глазами.
      
   Работать в эту клинику Тамара пришла год назад. Увидела объявление в газете «Работа для Вас» - «В частную клинику «Путь к счастью» требуются женщины от 25 до 55 лет, с высшим образованием, без вредных привычек, имеющие опыт общения с людьми. Зарплата по результатам собеседования».  Она уже давно собиралась  уволиться из музыкальной школы, в которой преподавала 10 лет. Занятия с детьми, часто не имеющими  музыкальных данных, но имеющими амбициозных и, подчас, скандальных родителей, ее утомили.  Бесконечные педсоветы, совещания, летучки, отчеты, составление планов и графиков были ей ненавистны. Но она терпела эти «раздражители»,  только потому,  что школа находилась в пяти минутах ходьбы от ее дома.  Однако окончательное решение об уходе  было  принято сразу после того, как один из  учеников прихлопнул ей пальцы крышкой пианино.  И последние несколько месяцев все свободное время она посвящала поискам нового места. Хотелось кардинально сменить род деятельности, хотелось относительной самостоятельности, неподконтрольности и финансовой независимости.  Тамара была уверена, что рано или поздно, но такая работа обязательно найдется.
         
   На собеседование она пришла, тщательно продумав наряд – черные брюки, белая блузка, длинный черный кардиган, средний каблук и минимум макияжа. Ее встретила женщина лет 60-ти, с короткой стрижкой, в строгом маленьком черном платье, пригласила в кабинет, предложила на выбор – чай или кофе. После часовой беседы, разузнав о Тамаре все, что только можно – начиная с того, чем она болела в детстве и заканчивая ее литературными предпочтениями, мягко сказала:
- Ну, что ж, давайте попробуем. Испытательный срок три месяца. Если понравитесь – деньгами не обижу. Но есть условие – Вам надо сменить имя и фамилию. Придумайте звучный и красивый псевдоним – для таблички на двери и для визиток.  – И, увидев удивление на лице претендентки на должность «консультанта по общим вопросам», добавила – Никто же не станет у Вас паспорт проверять.

   Так Ольга Семенова стала Тамарой. И фамилию придумала сразу же – Арамат. Тамара – наоборот.

   Включившись в эту игру, и ощутив даже некий азарт, Тамара очень быстро освоилась со своими обязанностями – принимать клиентов (чаще женщин) в собственном кабинете, выслушивать  их непростые истории, при этом проявить  сочувствие, успокоить и  попытаться  вместе  найти выход из сложной жизненной ситуации. Поначалу клиентов было не много – 2-3 в день. А поскольку зарплата сотрудников зависела от   количества желающих узнать «путь к счастью», Тамара решила предложить «хозяйке» попробовать поменять название клиники (по принципу «как лодку назовешь…»), которое еще в газетном объявлении показалось ей и претенциозным и безликим одновременно.
 - Вера Петровна, - сказала Тамара, постучав как-то утром в кабинет с табличкой «Заведующая клиникой В. П. Рада», - у меня к Вам разговор.
И очень быстро и убедительно изложила суть своего предложения.
 - Мы ведь здесь почти все без специального образования, но и не всякие там целители и шаманы, так что не можем прикрываться какими-либо психологическими или псевдонаучными терминами.  Мы просто разговариваем с клиентами, просто выслушиваем их.  Да, что-то советуем, но окончательное-то решение принимают они сами! Значит, сами себе помогают. Это понимание делает их сильнее. А это уже результат –  ощущение собственной  значимости. Им всего-навсего нужен от нас толчок, посыл. И наша задача – вселить в них  уверенность,  что они смогут преодолеть все жизненные трудности. Как Вы смотрите на то, чтобы Ваша, -   (она сделала акцент на слове «Ваша») -  клиника  называлась «Help yourself» – «Помоги себе сам»? Можно на табличке ниже мелко перевод написать.
   Вера Петровна посмотрела на Тамару так, словно видела ее впервые.
 - А что? Неплохая идея, - произнесла с улыбкой.  – Попробуем.  Если это сработает и клиент потянется, выпишу премию.
   
    Через неделю табличка с новым названием красовалась на входной двери, сотрудникам были заказаны новые бейджики и визитки. А приглашенный модный и дорогой веб-дизайнер трудился над новым сайтом.
   
    И «клиент потянулся».  Редкий день Тамара могла позволить себе роскошь отдохнуть хотя бы полчаса, как сегодня.  Конечно, поначалу было тяжело – надо было сосредоточиться, постараться расположить к себе клиентку, дать ей возможность не просто рассказать о своей проблеме, а выговориться. А поскольку эти рассказы очень часто сопровождались слезами, надо было найти нужные слова и верную интонацию. Каких только историй Тамара не услышала за эти месяцы! Болезни, ссоры, побои, измены, жалобы на детей и родителей, козни конкурентов!.. И сотни вопросов,  в итоге сводящихся к банальным – как быть и что делать, как понять, простить, поверить… Тамара проживала чужие жизни, примеряя их на себя, после чего не спала ночами, вспоминала, сомневалась в правильности своих выводов, пользе и деликатности советов. И каждую такую бессонную ночь задавала себе вопрос – а имею ли я право судить и советовать? Через несколько месяцев ответ пришел сам собой – давать советы ни в коем случае нельзя, можно и нужно только пытаться наводящими вопросами заставить человека думать, проговаривая вслух возможные варианты решения проблемы, взвешивая все «за» и «против», озвучивая потаенные желания и искать пути их реализации…
   
   В дверь постучали.
 - Можно? Доброе утро!
Вошла женщина лет сорока, довольно ухоженная, села напротив, комкая в руках носовой платок. Глаза красные – то ли не спала, то ли плакала только что.
 - Здравствуйте! – приветливо сказала Тамара.  – Рада Вам, - улыбнулась.
 - В общем, у меня такая проблема.., -   начала женщина.
 - Давайте сначала познакомимся, - перебила Тамара. – Меня зовут Тамара. А Вас?
 -Альбина. Можно просто Аля.
 - Очень приятно. Слушаю Вас.

   Аля начала издалека. В какой семье росла, как уехала из далекого северного городка в Москву учиться, как встретила в институте Пашу и сразу влюбилась, как сыграли свадьбу…
  «Надо же, какое совпадение! – подумала Тамара. -  Паша и Аля, мои давние друзья, супруги, с такими же именами. Только моя Аля  -  Алевтина». 
    Слушая Альбину-Алю, Тамара вспомнила историю, рассказанную ей несколько лет назад ее подругой Алей  - Алевтиной. Они с Пашей тоже познакомились в институте, поженились на последнем курсе, за шесть лет родили трех сыновей. Аля не работала, занималась детьми и домом, но при этом старалась, как она говорила, «не выпасть из жизни»: внимательно следила за тем, что происходит вокруг – за политическими событиями, за новостями, за модой, читала новых авторов, частенько, оставив детей на попечение соседки, ходила с подругами в кино, в театры, на выставки. Паша работал, как говорится, 24 часа в сутки, стараясь обеспечить семью всем необходимым. В редкие выходные с утра забирал детей – одного в коляске, другого на велосипеде – в парк. Старшему, шестилетнему, разрешалось гулять во дворе одному – мальчик был спокойный, не по возрасту рассудительный, так что родители за него не беспокоились.  Алевтина же, за те часы, что оставалась дома без детей, успевала и убраться, и обед с ужином приготовить, и по телефону поболтать, и телевизор посмотреть. Как только младшему сыну исполнилось три года, Аля вышла на работу  - администратором в ближайший Дом пионеров. Детей она любила, прочитала много всяких полезных книг по их воспитанию, и была уверена, что работу выбрала правильно. К тому же, там была возможность карьерного роста. А мечта о высокой должности и высокой зарплате не давала ей покоя уже много лет. Аля целенаправленно заводила знакомства с нужными людьми, ходила на всевозможные  тренинги и курсы, и в итоге, к 35-ти годам добилась своего – стала директором одной из региональных телекомпаний. Из Москвы, конечно, не уехала – муж не согласился, но в командировки летала часто и надолго. Дети были предоставлены сами себе, но за них она не волновалась, считала, что все то, что она в них вложила, уже дало свой стабильный положительный результат. Паша по-прежнему сутками пропадал на работе, и теперь уже не на одной – хороший автослесарь всегда нарасхват. Так что за своего благоверного Алевтина тоже была спокойна.
      
   Однажды, вернувшись из очередной длительной командировки, Аля решила по случаю удачного завершения нового проекта, приготовить праздничный ужин. Села в машину и поехала на рынок. Настроение было отличное. На парковке свободных мест было не много, но ей удалось встать неподалеку от центрального входа. Алевтина уже собиралась выйти из машины, как краем глаза заметила машину мужа, которая ехала очень медленно и  остановилась через два места от нее.  И тут Аля заметила сидевшую рядом с мужем молодую девушку. Она что-то оживленно говорила, то и дело встряхивая длинными волосами и активно жестикулируя. Паша внимательно смотрел на нее и улыбался…
    Когда Алевтина рассказывала Тамаре (тогда еще Ольге) об этом эпизоде, на нее жалко было смотреть: руки дрожали, голос срывался. «Ты представляешь, эта сучка сидит рядом с ним, лыбится, размахивает руками, как будто это ее машина и ее муж! Я думала, у меня ноги отнимутся или инфаркт будет! Но я собралась, сделала глубокий вдох – не зря же на тренинги ходила! – выскочила из машины и рванула к ним. Эффект неожиданности! Я открыла пассажирскую дверь, схватила девчонку за волосы и вытащила из машины за долю секунды! Хорошо хоть, она не пристегнута была! А мой-то даже опомниться не успел, как девка уже на капоте лежала. Маленькая, хиленькая, шейка тоненькая! Но верещала так, что вся стоянка сбежалась. Я одной рукой ее руку держу, а другой за космы, и мордой  - об капот, об капот!». Алевтина энергично показывала, как она расправлялась с несчастной девушкой. «Тут муж выскочил, меня оттаскивает. Думала, убьет – он же мастер спорта по боксу! Но нет – каким-то хитрым приемом мне пальцы расцепил, поднял на руки, в сторону отнес и на ноги поставил. И держит крепко. А та удрала уже! Жаль, не было возможности догнать и еще наподдать! Я ору вслед – «Только подойди еще к чужому мужу!! ».  А он мне тихо так: «Ты с ума сошла?! Это клиентка, я ей машину ремонтирую, она попросила до рынка довезти.». Ну, не знаю, правду сказал, или нет, - продолжала отдышавшись Алевтина, - но знаю точно, что ему никогда не захочется романы на стороне крутить»…

   … - И что делать? Уже сколько раз прощения просил, я верила, а он…,  - всхлипнула Альбина.
   Тамара предложила клиентке стакан воды и тихо спросила:
 - А Вы его любите?