Музыкальные аллюзии 7

Родионов Виталий Константинович
Альбинони и Вивальди обладают редким мелодическим даром.

У Альбинони и Вивальди – музыка земного рая.

Алессандро Скарлатти – темперный, солнечно-земной, Антонио Вивальди – акварельный, солнечно-небесный.

Прямыми наследниками Корелли выступают ангельский Вивальди и «дьявольский» Тартини.

Арканджелло Корелли передаёт прометеевский огонь Генделю, Гендель – Бетховену.

Рахманинов – земной и небесный, Скрябин – вселенский.

Вагнер творит земные мифы, Скрябин – заоблачные!

Многие композиторы сочиняют солнечную музыку. Но самые «солнечные» из них рождаются на юге: это Вивальди, Перголези, Моцарт, Паганини, Россини, Равель, Прокофьев. Нетрудно заметить, что все они обладают исключительными музыкальными способностями и что их талант созревает очень рано.

Скрипичная виртуозность Вивальди оживляет музыку Телемана, Генделя и Баха, придавая их произведениям итальянское изящество.

Музыка Вивальди, Баха, Моцарта гениальна от первой до последней ноты!

Вивальди отличается такой художественной стабильностью, какой позавидовал бы даже Моцарт!

На итальянском музыкальном небосклоне сияет два незаходящих солнца: Антонио Вивальди и Джоаккино Россини!

Джузеппе Верди – наследник Россини в мелодизме, Глюка – в драматизме.

Настольная книга Верди - «Семирамида» Россини. Между гениальными композиторами существует прямая творческая связь!

Дух музыки Россини витает над землёй, Вердиевский дух торжествует на земле.

Россини – душа итальянского народа, Верди – сердце и разум.

Опера Верди – это синтез музыки Россини и Беллини: от Россини он берёт красоту итальянского пения, от Беллини – пленительные мелодии.

Эмоциональное содержание музыки Верди определяют радостное мировоззрение Россини и трагическое – Беллини.

Верди в сравнении с Россини стоит выше как мелодист и как драматург.

Оперу XIX века венчает мелодическая красота Россини и драматическая красота Верди.

Бессмысленно ставить рядом гениального Верди с талантливым композитором и либреттистом Арриго Бойто!

Предельно отточенный мелодизм ставит в один ряд Антонио Вивальди и Жоржа Бизе.

Мелодический классицизм представляют Ян Стамиц, Йозеф Мыслевичек, Вольфганг Моцарт, конструктивный – Карл Бах, Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен. Это чешско-австрийская и немецко-австрийская ветви европейской музыки. Несложно заметить, что в первой из них присутствует славянский элемент, во второй – немецкий.

Оркестровая красочность бывает естественной и декоративной. Такое соотношение характерно музыке Николая Римского-Корсакова и его ученика Игоря Стравинского.

Симфоническая поэма «Шехеразада» Римского-Корсакова становится отправной точкой для творчества Арама Хачатуряна и Кара Караева. Не будет преувеличением сказать, что Римский-Корсаков – отец профессиональной музыки народов Востока.

Сочиняя романтическую оперу «Пан Воевода», посвящённую Фредерику Шопену, Римский-Корсаков оставляет привычную для него почву русской народной песни. Без подражания фольклору композитор не в состоянии написать что-либо значительное.

Между Берлиозом и Вагнером существует обратная связь: если первый театрализует симфонию, то второй – симфонизирует оперу.

Йозеф Мыслевичек – чешский Моцарт, только менее изящный.

Йозеф Мыслевичек стоит между Гайдном и Моцартом. Его музыка вбирает в себя простоту Гайдна и изящество Моцарта.

В 19 лет Франц Шуберт пишет уже Пятую симфонию! Такая «плодовитость» сравнима только с моцартовской!

За 15 лет творческой деятельности Франц Шуберт создаёт 1500 произведений! Это больше, чем пишут за всю свою жизнь Бах или Моцарт!

По мелодической ясности и свежести музыка Феликса Мендельсона-Бартольди сравнима с произведениями Томазо Альбинони и Антонио Вивальди.

Сергей Рахманинов – второе дыхание Петра Ильича Чайковского.

Аномалия музыки Рахманинова состоит в том, что он из роскошной летней поры Чайковского возвращается в бурную весну, когда звенят ручьи, поют птицы, воздух чист и свеж!

Исключительно эмоциональную музыку Пуччини усиливает внутренний трагизм. Этими чертами отличается и музыка Рахманинова.

Мелодизм Рахманинова – это синтез целомудренной музыки Аренского и лирико-драматической музыки Чайковского.

Аренский – светлый лирик, тёплый, гедонистический Шопен.

Музыка Александра Скрябина – это стремительный взлёт в космос, Сергея Рахманинова – глубокая дума о России.

Меланхолическая ностальгия слышится в музыке Черепнина, Метнера и Рахманинова – русских композиторов-эмигрантов первой половины XX века.

Симфонизм Майкла Типпета представляет собой винегрет из музыки Дебюсси, Стравинского, Прокофьева. Типпет – законченный эклектик.

По изяществу и лёгкости музыкального языка Глинка сравним с Моцартом, по яркости образов – с Россини.

В симфониях Антона Брукнера звучат трубы отчаяния, Александра Скрябина – борьбы и надежды!

Доменико Скарлатти и Карл Бах принадлежат к разным эпохам: барокко и классицизму. Скарлатти – театрально-изобразительный, Бах – духовно-выразительный.

Никколо Паганини и Джоаккино Россини находятся в приятельских отношениях. Друзья осознают свою исключительность. Они – творцы солнечной музыки.