На откуп безразличию

Гайдамака Светлана
Простой вопрос.  Какой дом  в Орле самый известный, о котором  и слепой и глухой и ленивый - все знают? Вы, наверняка, почуяв подвох, станете перебирать в голове массу вариантов. О чем речь, наш город богат на известные  дома, но этот дом  совершенно особенный.
Уж сколько было сказано о доме  №1 по улице Гостиная, согласитесь, не было сказано более ни об одном доме. Шумиха в СМИ, статьи судебные иски, ожесточенные споры … История, длившаяся много лет, закончилась внезапно под ковшом экскаватора. Нет здания – нет проблем. Казалось бы, все просто.  Но вспыхнули новые споры  о законности сноса, о правомерности считать здание памятником архитектуры, о его историко – культурном значении для нашего города. Слов много, сумятица, неразбериха. И ни конца, ни края не видно этой истории. Кажется, спорим мы и обсуждаем ее уже по привычке, позабыв о сути: о людях, живших в этом доме о событиях свидетелем, которых он был. Ведь историческая ценность это собственно история, а не жаркие споры историков, юристов и любопытствующих граждан. Можно многое теперь говорить и о законности и о ценности, но дело сделано, памятника  больше не существует и это факт. Остается лишь принять его, помнить об истории дома и рассказывать ее нашим детям.
Сразу хочу внести некоторую ясность. До сноса, дом по ул. Гостиная, 1 представлял собой комплекс, представленный тремя зданиями. Ранее их было четыре. Заинтриговала? Тогда вернемся в век XVIII, когда этот участок только начинал застраиваться.
Все начиналось с известного всем нам графа М.Ф. Каменского, именно ему принадлежал участок земли по современной улице Гостиной, 1. Около 1786, в связи с проездом через Орел Екатерины II, возвращавшейся в Петербург, после путешествия в Крым, дом графа был принудительно изъят. На его месте был выстроен путевой дворец в версальском стиле в миниатюрном масштабе. Улицу, проходящую вдоль реки Ока до реки Орлик, стали именовать как Набережная Дворцовая. В Орле Екатерина пробыла всего два дня, но это было большое событие в жизни города. А как иначе, сама императрица посетила Орел! В те времена на улицу Гостиную выходило здание каретного сарая, тот самый комплекс зданий, варварски снесенный в мае 2016 года. В 1800 году в это здание вселяется генерал – губернатор, который прожил в этом доме вплоть до упразднения своей должности. После упразднения должности, место перешло во владение купцам, а центральная улица стала называться Гостиной. В это время у дома появляется сразу несколько владельцев. Одним из владельцев отдельно стоящего знания, почти на самом берегу реки, становится купец Селиверстов. Он заказывает проект каменного дома архитектору Тибо-Бриньолю. Вскоре проект был готов, и набережную украсило здание с изящным декором, с продольной галереей в уровне второго этажа с выходом на мост  дополнявшее комплекс из трех зданий, стоявший в нескольких метрах вправо. Открытые арки 1 этажа имели лучковые очертания, им соответствовали парные окна 2го этажа. Завершалось здание легким простым металлическим парапетом с акцентирующими аттиками на углу и в центре. Открытая галерея поддерживается коваными металлическими кронштейнами. Главный фасад дома обращен на мост и Гостиную улицу, центр выделен четырьмя пролетами. От него 7 пролетов в обе стороны. Длина фасада около 55 метров. Впечатляет, не правда ли?
И все бы хорошо, но крах орловского отделения банка делает купца И.А. Селиверстова, в числе многих других, несостоятельным должником. Очень не кстати оказались огромные затраты на строительство дома. Как итог, дом переходит во владение купца Кузьмы Васильевича Куркина, который сдает просторные комнаты в аренду. С комплексом трех зданий, дом теперь уже купца Куркина соединялся аркой. Эту арку можно встретить на картине А.Ф. Софроновой 1920-х гг.  Есть версия, что Тибо-Бриньоль планировал объединить вновь возводимый дом с уже существовавшим, но по финансовым, видимо, да и по практическим соображениям этого сделано не было. В 1924 г. при составлении карточки-описания показано и описано два бывших домовладения Куркина. Под лит А значится как раз второй от берега, более старый, под В - Тибо-Бриньольевский  - дом Селивёрстова.
По мнению краеведов, самой старой и интересной  частью комплекса является центральная, обращенная к мосту часть здания. Датируется она рубежом XVIII-XIX веков. В 1908 году это был дом сестры и брата Апрятиных, возведеный известным архитектором Квасовым. Фасад состоял из пяти окон в лепном обрамлении в стиле «модерн», довольно редком для Орла тех времен. Между окнами были расположены узкие полоски лепнины с цветами, стебли  которых затейливо   переплетались  друг с другом. В украшении наверший окон и аттик была использована  лепнина характерная для более ранней классической архитектуры, в виде стилизованных листьев и морских раковин. Неизвестно, было ли такое смешение стилей прихотью заказчика или, разный по стилистике декор делался в разное время. Исключительную архитектурную ценность представляли великолепные крестовые, с дуговыми распалубками своды цокольного этажа. Три подвала, расположенные под знанием, относятся к середине 18 века и остались, вероятно, от более ранних построек в этом месте. 
Корпус на углу Черкасской и Гостиной самый поздний и менее всего изучен краеведами. По одной из версий, в начале ХХ века дом уже существовал и принадлежал семьям  Коростылевых и Посохиных. Однако, на дореволюционных фото и фото 1942 г. на его месте видны полутораэтажные лавки. Возможно, что весь нижний этаж строений на углу Гостиной и Черкасской улиц и был изначально полутораэтажной каменной торговой галереей со сводчатыми подвалами и лишь в  50-е годы, на месте утраченных во время войны лавок, был выстроен корпус, дошедший до наших дней.
Годы ВОВ черные страницы в истории дома. В 1943 году при взрыве отступавшими фашистами Мариинского (Красного) моста были навеки утрачены дом купца Селиверстова и торговые лавки. Удивительно, но комплекс трех зданий практически не пострадал. 1945 год здание встречало полностью отремонтированным. Очевидец тех событий Н.М. Кирилловская вспоминает, что впечатление от свежевыкрашенного розовой краской с белоснежной лепниной дома было созвучно той радости, которая переполняла сердца переживших войну людей. После войны дом приспособили под временное жилье. Но, как известно, нет ничего более постоянного чем временное. Люди жили в доме вплоть до пожара 2004 года, после чего их стали расселять. К слову о пожаре, виновные так и не были установлены. Пожар случился в части дома по улице Черкасская, жителей этой части дома расселили в течение двух недель, последние жильцы покинули дом в конце 2005 года. С этого времени над историей дома, будто злой рок навис. Было сделано все возможное, что бы о доме остались только воспоминания. Уж в больно лакомое это место для бойкой торговли очередного купца современности. Казалось бы,  вот и все конец истории. Но нет, точку ставить еще рано.
Очевидно, что здание помимо архитектурной и историко - культурной ценности, является также ценным археологическим объектом. Из этого вытекает необходимость изучить подвалы, культурный слой под зданием, т. е. провести охранные раскопки. Вспомните, как на этапе обсуждения проекта реконструкции дома нам обещали сохранить подвалы здания, и они были видны еще осенью 2016 года – прекрасные своды из кирпича.  Но что мы имеем на сегодняшний день? Собственник участка начал застройку, а железобетонная плита, похоронила под собой  все надежды на реконструкцию. А как же история, артефакты, которые, я уверена, в большом количестве можно было бы найти и исследовать?
Напомню, что перед любыми хозяйственными работами на земельных участках (прокладка коммуникаций, строительство и т.д.) собственник должен узнать о наличии или отсутствии объектов культурного наследия на своей земле. Для этого требуется обратиться в уполномоченный государственный орган по охране историко-культурного наследия. Выполнил ли собственник это условие? Нет. В связи с этим вышла совершенно комичная история. Началась она с того, что жители города, недовольные, незаконным, по их мнению, строительством на участке Гостиная, 1, направили в Госстройнадзор Орловской области коллективное обращение. Там подумали, подумали и ответили. Ответили неожиданно и просто. Оказывается, у ведомства нет никаких оснований надзирать за объектом. Аргументировали это так:  извещение о начале строительства в ведомство не поступало, так же как и не поступала информация о разрешение на строительные работы, в связи с чем, надзор и не осуществляется. Браво! В центре Орла, на месте исторического памятника ведется незаконная и невидимая глазу чиновников стройка. Комментарии излишни. Стоит ли говорить, что неравнодушные граждане остались недовольны таким ответом и обратились к прокурору области и президенту Российской Федерации.
С чем связано такое безразличное и порой наплевательское отношение к истории нашего края и археологии в частности? Вероятнее всего с тем, что многие сегодня не понимают важности исследовательской работы, ее значения в нашей жизни, не считают ее важной и нужной. Как думает простой обыватель: подумаешь, найдут горстку ржавых безделушек, зато все кругом перероют, подумаешь артефакты, история – было и прошло, какая теперь то разница. А время идет, сроки поджимают и вместо прибыли одни убытки и головная боль. Хочется спросить, давно ли мы забыли о душе и встали на бездушные рельсы коммерции и потребительства.
К сожалению, Орел один из тех городов, где с археологическими исследованиями как то не сложилось. Исследовательская работа в большинстве случаев носит эпизодический и хаотический характер, что не дает возможности последовательного изучения археологических объектов. От того и результаты далеки от желаемых. Почему так происходит? По разным причинам. Одна из них, отсутствие квалифицированных специалистов из числа местных жителей, способных грамотно и качественно провести разведку местности. Но корень проблемы, мне видится, все в том же отсутствии интереса к археологии. Нет интереса, нет финансирования, нет исследований.
Ярчайший пример памятник Ивану Грозному – основателю орловской крепости. Памятник стоит возле Красного моста на территории посада крепости. Никаких раскопок перед установкой памятника не производилось. И вот не прошло и года с момента открытия монумента, ровно в 50 метрах от него на той же территории посада крепости выкопан котлован огромной площади. Некоторым жителям города удалось спуститься в котлован. И что же там? Во всех стенах котлована огромное количество костей, обломков посуды разных типов, в том числе 16-17 века, встречаются обломки деревянных конструкций, изразцов, на поверхности были найдены даже монеты екатерининского времени. Говоря языком науки, то что находится в котловане, представляет собой насыщенный культурный слой 16-19 вв. глубиной свыше 4 метров. Что находится под этим слоем возможно так и останется загадкой – может быть это те самые искомые следы раннего Орла 12-13 вв., кто знает.
Возможно, кто то возразит, что нельзя сохранить все дома и прочие атрибуты прошлых времен, нельзя устраивать раскопки всякий раз, когда нужно построить что то новое. Я соглашусь, мы должны жить настоящим, город должен быть современным, комфортным с налаженной инфраструктурой, но зачем же терять связь с нашими корнями, нашими предками. Устраивать раскопки «по чем зря» нет необходимости, есть годами отработанная методика разведки. Копать надо там, где есть что копать.
Вместе с тем, в городе должен быть некий историко – культурный центр, где можно было бы отдохнуть не только с удовольствием, но и с пользой, который смог бы привлечь массу туристов. Там где настоящее и прошлое переплетались бы просто и органично, не вызывая нареканий. И ведь есть в Орле такое место. Место откуда началась когда - то орловская крепость. Прекрасный парк с набережными, храмы камень с указом Ивана Грозного и сам основатель увековеченный неподалеку, торговые ряды и красный мост. Об этом месте можно рассказывать часами.
Только представьте, как было бы здорово, дополнить торговые ряды купеческим домом с выходом на мост, теми самыми торговыми лавками. Никто не просит повторить проект знаменитого мастера, пусть будет стилизация, пусть будут они приспособлены для нужд современности. Как здорово было бы в праздник прокатиться по мосту на тройке с бубенцами, потолкаться меж  «купцов» и прочего люда, послушать музыку, купить разных товаров. А потом прогуляться по набережной и обязательно в пояс поклониться храму. Сколько тепла и доброты. А сколько впечатлений и пользы не коммерческой духовной. Сколько туристов захотели бы взглянуть на это? Очевидно - польза всем и людям и городу.  Ведь сделать нужно так не уж и много, нужно просто захотеть, нужно просто полюбить свой город и свою историю.

ссылки:

http://newsorel.ru/fn_29989.html
http://newsorel.ru/fn_276844.html
http://wikimapia.org/19500748/ru/----1
http://orelgazeta.ru/article/akcent/gostinaya-1-mify-i-realnost