Стихи сына. Ледяной Дом Чернновик

Владимир Муляров
    "Ледяной Дом"
    Действие 1
    Действующие лица:
    Анна Иоановна- Российская Императрица
    Эрнст Иоганн Бирон-фаворит Императрицы (курляндец).
    Придворные шутихи Анны Иоановны:
    Аграфена Александровна Щербатая (графиня).
    Настасья Филатовна Шестакова (супруга Якова Шестакова-управляющего дворцовым селом Дединово, на Оке)
    Анна Фёдоровна Юшкова (одна из любимых камер-фрау Императрицы)
    Марья (посадская девица средних лет)
    Анна Васильевна (полковница)
    Акулина Васильевна
    Маргарита Фёдоровна
    Александра Григорьевна её мать, старуха.
    Вахтлер-придворный лекарь.
    Служанки.
    Карлики и шуты.

    Сцена 1
    Петербург. Летний Дворец. Комната средних размеров-передняя в опочивальню Ея Императорского Величества. Возле двери и вдоль стен, на стульях и скамейках расположились несколько женщин разного возраста. Никто не спит, но сидят молча. Из за двери слышится лёгкий шум и та что сидит ближе других -Аграфена Щербатая-наклоняется к замочной скважине.

    Аграфена: - Кажись-ть проснулась наша Матушка.
    Давай Филатовна!
    Филатовна: (вскакивая)
    - Бегу!
    Аграфена: - Изволит ноженькой, Касатушка...
    ну где ты?!
    Филатовна: (поднимая ведро)
    - Да иду-иду!

    Аграфена: - Изволит ноженькой касатися
    уж пола. -Вот горшок прольёт!..
    Филатовна: - Посторонись!-с ведром мне пятиться-
    ан-неудобь!
    Аграфена: (открывает дверь, пропуская Филатовну)
    - Давай! Вперед!!

    (обращаясь к остальным)
    А ну ка , бабоньки, потрудимся!
    Кто здесь-кто в спальню- на " приказ"!
    Денёк по совести покрутимся-
    глядишь- ка в ночь покрутят нас!

    (все беззвучно смеются и начинают заниматься своими делами)

    Ногами "Солнце" наше мается,-
    скажите лекарю, что б был
    чрез полчаса. И пусть является
    не раньше...Этих двух кобыл-

    (указывает на двух служанок)

    Одну быстрей к Его Сиятельству,
    сказать, что "Встали отосна".
    Другую к карлам. Надсмехательству-
    сегодня, чувствую-весна!
    (убегают)

    Васильевны-несите платьюшко!
    Не жмите вязки! И порты
    не убирать- не знает Матушка
    чего с погодою
    Григорьевна: - Куды

    скажи Лександровна приставиться?
    Аграфена: - преставься в гроб!
    Григорьевна: - Тьфу на тебя.
    Аграфена: - Шутю! Поди к царице кланяться!..
    (смеются обе)
    А-ух!
    Григорьевна: - И я люблю тебя!

    Марья: - Чай не в первой!-Не спортим борозды!
    Прокрутим день-Господь Спаси!
    Аграфена: (серьёзно)
    - В твоих устах огонь без хвороста-
    день каждый сложен на Руси!

    Тяжко Царице! Нам ли, бабоньки,
    не знать! Теперь-ча всё на нас!
    Марья: - На Ей!..
    Аграфена: -  ...На Ей лишь нынче ладанки...
    Ну будет, бабы,-в добрый час!
    (заходят в спальню).
    4.04.17

    Сцена 2
    Комната гораздо больших размеров-опочивальня царицы. Анна Иоанновна сидит на краю кровати и смотрит на недостающие до пола больные ноги. На приступке перед кроватью стоит таз с тёплой водой. Рядом Филатовна разводит воду в умывальне. Большие окна в спальне плотно закрыты. В покои заходят Аграфена Щербатая, обе Васильевны, Маргарита Фёдоровна, несколько служанок и Григорьевна. Каждая принимается за своё дело.

    Царица: (показывая на окна)
    - Откройте! Я дышать не могучи
    чуть-чуть не кончилась. Куда
    глядели вы? Что рожи скорчились?
    Аграфена: (бросается открывать окна)
    - Прости нас Матушка!
    Филатовна: ( про себя)
    - Беда!

    Царица: - ...Задохлась бы... Ну ладно-сказывай,
    чего,Филатовна, да как?
    Филатовна: ( про себя)
    - Телегу сколько ты не смазывай-
    опять скрипит...
    Царица: - Чего?
    Филатовна: - ...Я так!-

    Все удивляюсь любознанию,
    с утра, Царица, твоему.
    Предерзновенному вниканию
    и крайне пыткому уму.

    Царица: (смеясь)
    - "Предерзновенному вниканию"!!!-
    Не зря Филатовна тебя
    Себе оставила! Вниманию
    приблизив!.. Ах-смешно!.. Себя

    ты можешь вспомнить ли по- первостям?
    Как веселилась я!- А ты
    дрожала словно лист...
    Филатовна: (вспоминая)
    - От нервности-
    Чуть не запачкала порты!

    Во-первый день я всё крестилася,
    как-то на исповедь пришла.
    Второй же день-как причастилася...
    и тихость тихая нашла...

    Царица: ( не слушая уже)
    - ...Порты запачкала!!!...Ох ,дурушки!
    Чего ж я так привыкла к вам?!..
    (резко прерываясь)
    Всё! Закрывайте, бабы-кумушки!
    Чего то холодно бокам.

    (Аграфена бежит закрывать окна)

    - Порты... ПОРТЫ! - Ах да! Прохладности
    мне нагадали. -Вот беда!
Царица: ( не слушая уже)
Что б не студить мне "бабьей слабости"-
Васильевны - порты сюда!!
3.05.17.

Сцена 3
Там же. Филатовна, обе Васильевны и Маргарита Фёдоровна одевают царицу. Служанки пытаются застелить кровать. Григорьевна везде лезет-всем мешает. Аграфена стоит подле дверей и на лёгкий стук запускает Марью с подносом на котором стоят разновеликие чашки с ароматно пахнущими отварами.

Аграфена: - Испей отвар, Царица-Матушка,
что б столь ногам не отекать...
Марья: - Смотри-по верху словно радужка!-
От травок надо полагать.

А запах!-Запах-не надышишься!
Вот так пила бы цельный день...
Царица: - С тебя убудет!- Ты вон- пышишся
Во два бока!- Как вам не лень

По столько пить и жрать?! Филатовна
скажи-толста ли я?
Филатовна: - Могу
сказать, что Марья впрямь жопатая
а Ты,-как яблочко в соку!

(царица довольная смеётся; бабы смеются ей вслед)

Царица: (поднося одну из чашек к носу)
- Ты,Марья, девка здоровенная-
ей-Богу ж право так глупа.
Глаза с туманом и наверное,-
по мозгу всеж-таки слаба.

Чего не скажешь-всё в порожнюю.
Лепечешь впад- да-не-в-попад.
Смотри-Филатовна "дорожную"
как выдаст!- свянет и солдат!

Люблю тебя, ты знаешь, с крепостью-
но вот чего тебе сказать
хочу-с твоей то, девка, внешностью
детей бы надобно рожать!

Не молода ты. Сила женская
должна ж куда то выходить.
Без выхода та сила дерзкая
способна мозги разорить.

Вот если б стала ты монахиней,
к примеру,-Бог бы научил,
того амура так отмахивать,
что б вовсе боле невскочил!..

А ты живёшь кулёмой-маешься...
Давай-ка выдадим тебя!
А что, бабёнки, покуражимся?!-
Авось тогда придёт в себя!

(все опять смеются)
Марья: (жалобно)
- Не выдавай меня, Величество!
Мне при тебе охота быть...
Царица: - Небойсь! -Стара уж ты! Девичество-
твой крест; под ним тебе ходить.

(внимательно смотрит на всех шутих)

На вас глядеть-себя разглядывать.
Хоть и царица, а всё тож-
не меньше вас могу досадовать
на жизнь свою. А в ней на грош

бывало счастия. Не волею
женою стала. И едва
лишь улыбнувшися раздолию;
с девицы-сразу же вдова!

В Курляндии, крылами взмахивать
как птица в клетке-вот судьба!
Я двадцать лет себя оплакивать
вдали двора должна была.

Царица я!-удел мой царствовать!
Внутри ж меня как будто раб.
Всю жизнь мне некем было властвовать...
( медленно тычет в каждую пальцем)
Вы моё царство!-"Царство Баб"!

Лишь только с вами я на Родине-
в Москве, в отцовском терему.
И приглядишься, выйдет вроде бы,
что кроме вас я никому

и не нужна...
(бабы замерли. Повисла пауза. Аграфена моргает Филатовне)
Филатовна: - Скажи царицушка
в кровь расшибиться -мы умрём!
Скажи с под ног твоих водицею
напиться-с радостью испьём!

Царица: - Я знаю это!- В вас уверена.
Возможно ль это говорить;
Императрица-а растеряна...
(хлопает себя с гневом по коленям)
Ну хватит!!! Карлов заводить!

(в сторону дверей раздраженно)

Юшкова! Аннушка!.. Все в лености!
( в дверь просовывается голова Юшковой)
Юшкова: - Все тута, Матушка, все ждут!
Аграфена: - Быть может Вахтлера по первости?-
За дверью лекарь ваш.
Царица: ( со вздохом медленно)
- Ну, гут.
7.05.17.

Сцена 4
Юшкова исчезает. В приоткрытую дверь заходит медик Вахтлер. Толи кланяется, толи делает реверанс.

Царица: - И не танцуешь и не кланишься!
По Европейским то дворам-
то приседаешь, то попятишься.
У нас же-гнися в пополам!!

(Вахтлер сгибается ещё ниже)

- Тебя, мой Вахтлер, будто скомкали!
Филатовна: (в сторону)
- Да!-Трудно немцам на Руси!
(громко. Указывая на царицу; с притворным укором)
Уж три платка с утра изсморкали!-
Давай, опять горшок проси!

(царица смеётся)

Царица: - Да ты не бойся!-Подойди сюда.
Изволю к ручке приложить.
(Вахтлер подбегает и целует перстень на пальце)
Лекарь; (с сильнейшим акцентом,путая два языка вместе)
- О! Данке! Спать Фам как?
Царица: - Вода,
как будто, хочет затопить.

    Мне встать- большое достижение.
    И от отеков в теле-марь.
    Лекарь: - Досфоль смотреть на испрашнение.
    Царица: - От-любишь ты!.. Бери-не жаль!
    (Филатовна подаёт ночную вазу. Вахтлер внимательно её изучает)

    Лекарь: - Я строго слетофать учености!
    И ясно фижу Фы долшны,
    урезать соли и копчёности-
    путь пролечения сложны.

    Гораздо пить! Не есть с закатами!
    И мочегонную трафу,
    что прописать...
    Марья: - Вот эту-с мятами?!
    ( все молча оборачиваются на Марью)
    Лекарь: - ...исфольте трижды за день!
    Царица: - Фу-у!

    Лекарь: - Дфе Фаши почки не спрафляются-
    соль не выходит и для Фас
    почти все яства превращаются
    в отраву-знайте! А сейчас

    велите фрейлинам немедленно
    Фас уложить опять ф крофать,
    и встречи-нихт! Меня иншульдигунг-
    всё, что сказать Фам- исполнять!

    Царица: (сосредоточено и злобно лекарю)
    - "Фас! Фас!" Завязывай, развязывай!
    (бабам)
    Чего глазеете?! Снимай!
    Ну где ты Анна? Сколько сказывать?
    ( с криком, в нетерпении)
    Сейчас же! - Карлов подавай!!!
    10.05.17.

    Сцена 5.
    В широко распахнувшиеся двери, подобно рассыпавшимся мячикам, в комнату с шумом вбегают карлики. Одновременно, раздвигая лилипутов в разные стороны, входит фаворит Императрицы Эрнст Иоганн Бирон.

    Царица: (радостно)
    - Вот Наш Бирон!-Его Сиятельство!
    Бирон: - Императрица! Как Вы?
    Царица: -  Я
    по Вам скучала.
    Бирон: - Обстоятельства
    превыше будучи меня,

    не дали мне с зарёю утренней
    прибыть к прекраснейшим стопам.
    (шёпотом)
    Но я мечтаю быть искупленным,
    за цену, что по нраву вам.

    Царица: (тоже шёпотом)
    - Ах, друг мой! знаешь было плохо мне!-
    То задыхалась я в поту,
    То замерзала. Будто в зАбытье-
    во сне кого то всё зову...

    Бирон: (в нетерпении, с холодностью)
    - И я скучал... и слава Богу здесь...
    но есть дела... министры сново врут...
    Царица: - Я так ждала-а ты, как в пузе резь...
    Вокруг туман... дела пусть подождут.

(карлы начинают разыгрывать незатейливые сценки из жизни пастушков и пастушек. Стоит шум. Бирон ещё более недовольный пытается перекричать карликов. Анна Иоановна его не слушает-смотрит в пустоту.)

    Бирон: - Моя Царица! Знаете-дела
    мои плохи. Волынский, Остерман
    плетут интригу. Всюду кутерьма
    вокруг шагов моих. Ручищами в карман

    мой залезают!..
    Царица: (с гневом)
    - Что ещё за "твой"?!!-
    В Моей стране карманы все мои!
    Вы-обнаглевший ненасытный рой!
    Вы!- На спине моей нетопыри!

    (все в страхе затихают)

    Бирон: - Прости меня! Не то хотел сказать!
    Царица: - Сказал!!!- Что нужно услыхала!
    Я языки могу вам так связать,-
    что б дыбонька-и та б не развязала.

    Забыл где Долгорукие, мой друг?
    Бирон: (про себя)
    - О, Господи! Дела мои пропали!
    (царице)
    Императрица! Сколько гнева вдруг!
    (шёпотом)
    Судьба моя!-Меня оклеветали!!

    Царица: - Волынский написал мне-мой дружок-
    о тех, кто сеть плетёт обмана
    вокруг меня. Не знаешь чей душок?
    Бирон: - Да то не про меня-про Остермана!

    То Остерман-предивный сей паук
    конюшенным сказал, что б написали,
    да под Волынского, доносов пару штук.
    А он в ответ Тебе письмо, что б знали

    мол с кем связалися. От-скользкий он шельмец!
    МЕНЯ!!!-Подрезал!
    Царица: - Ой-де!-начал ёрзать!
    Ай да Волынский!
    Бирон: - Ну держись подлец!
    Как бы теперь в Сибирь ему не вмёрзнуть!

    Царица: - Ну хватит! -Тошно мне от всех.
    (откидываясь без сил на подушки. Бирону)
    И даже ты-лишь ищешь своего-
    не Моего. Ну дай те ж мне потех!!-
    Хочу потех... и больше ничего.

    (лилипуты снова начинают разыгрывать неприличные сценки и кривляться. Бирон сидит не шелохнувшись в изголовье кровати. Царица какое то время молча смотрит на балаган. Вдруг громко.)

    Филатовна!-Галди без остановки!
    Ты, Аграфена, позови шутов,
    пусть кукарекают в свои дурные глотки,
    да прыгают,собаки, без портов!

    В моей груди дыра в которой бездна,-
    в ней пустота-как адова печать!
    Орите, что бы боль в душе исчезла!-
    Кричите,  чтобы смерть перекричать!

(бабы без умолку разговаривают. Карлики-кто танцуют парами, кто дерутся. Юшкова запускает придворных шутов. Какофония.)

17.05.17.

Конец первого действия.