48. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ВЫСТАВКА ОТ МОНЕ ДО МАЛЕВИЧА
29 июня 2017 года мы едем в АРТРЛЕЙ-это современный Центр дизайна, расположенный в бывшем заводском строении и занимающий целый квартал площадью 75 000 квадратных метров неподалеку от метро Курская по адресу Нижняя Сыромятническая, дом 10 . Реконструированные заводские строения комплекса получили новую жизнь и стали важной частью современного города.
Здесь проводятся мультимедийные выставки. Ранее мы уже были на выставке, посвященной творчеству Босха. В просторном темном зале на полу стоят банкетки, на которых сидят зрители и видят вокруг себя на четырех стенах проецируемые картины, сопровождаемые анимацией. Показ идет сеансами более часа каждый, во время которых происходит знакомство с картинами художников и короткими комментариями. Для усиления эффекта в зале звучит инструментальная музыка, мелодии сменяют одна другую, и создают определенное настроение, дополняя изображения. Это не выставка в полном смысле этого слова, это, скорее, слайд-шоу, но очень качественное и впечатляющее.
Выставка посвящена 100-летию со дня смерти Эдгара Дега и включает в себя работы шестнадцати самых значимых представителей эпохи модернизма — Клода Моне, Эдгара Дега, Поля Гогена, Анри Руссо, Анри Тулуз-Лотрека, Густава Климта, Поля Синьяка, Пита Мондриана, Амедео Модильяни, Винсента Ван Гога, Пьера Огюста Ренуара, Хуана Гриса, Поля Клее, Франца Марка, Василия Кандинского и Казимира Малевича. Демонстрируется около 5000 работ более, чем из 20 музеев мира.
Мультимедийная выставка «От Моне до Малевича. Великие модернисты» — это путешествие в мир искусства конца XIX — начала XX вв., когда культура и общество переживали настоящую революцию. Каждый год приносил в повседневность новые достижения — граммофоны, кинотеатры, пишущие машинки, электричество, самолеты, телефоны, рентген. Одновременно с промышленной революцией мир потрясали политические перевороты и войны. Искусство остро реагировало на происходящее. Именно тогда появились художественные течения, позже объединенные термином «модернизм» — экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, супрематизм и пр.
В это время начинают рваться связи между реальностью и ее изображением на холсте — от копирования окружающего мира художники переходят к сотворению миров собственных. Так, полные первобытных тайн, поражающие красочностью и жизнерадостностью полотна Поля Гогена — это отражение внутреннего мироощущения художника, его мечта, переплетающаяся с мифами народов Океании.
У Густава Климта преисполненные эротизма женские образы растворяются в декоративном великолепии. Василий Кандинский открывает в схематизме силу вызывать свободные ассоциации, а идеолог супрематизма Казимир Малевич провозглашал, что только беспредметные картины являются актом «чистого творчества», уравнивавшего творческую силу человека и Природы.
При взаимодействии современных технологий и живописи не просто демонстрируются картины, а выстраивается сюжет и эволюция творчества художника. Кроме того, музыкальное сопровождение отражает настроение произведений. Правда, наверно, музыку надо подавать немного тише, а скорость смены изображения медленнее.
Разница между традиционной и мультимедийной выставкой заключается в том, что на традиционной выставке посетитель тратит все свое внимание на напряженное постижение замысла полотен и идеи художника, а на мультимедийной выставке чувствует себя абсолютно расслабленно, поскольку автоматическая смена изображений, расслабляющая музыка и удобные сидения позволяют воспринимать происходящее только на уровне ассоциаций. Очевидно, новый формат выставок не заменит, а дополнит традиционные выставки, как кинематограф дополнил театр.
Сеанс закончился. Впечатления разные, есть и те, кому пришлось не совсем по вкусу. Но в этом прелесть и разнообразие людей и судеб.