48. мультимедийная выставка от моне до малевича

Алина Насековская
48. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ  ВЫСТАВКА ОТ МОНЕ  ДО МАЛЕВИЧА
         29 июня 2017 года   мы едем в  АРТРЛЕЙ-это  современный  Центр  дизайна,  расположенный    в  бывшем  заводском  строении  и   занимающий целый квартал площадью 75 000 квадратных метров неподалеку от метро Курская  по  адресу  Нижняя  Сыромятническая, дом 10 . Реконструированные заводские строения комплекса получили новую жизнь и стали важной частью современного   города.   
        Здесь проводятся   мультимедийные   выставки. Ранее   мы  уже  были на   выставке,  посвященной  творчеству  Босха.   В просторном темном зале на полу  стоят  банкетки, на которых    сидят  зрители   и видят   вокруг себя  на четырех стенах  проецируемые картины, сопровождаемые анимацией. Показ идет сеансами  более  часа  каждый, во время которых происходит  знакомство с картинами художников  и  короткими комментариями. Для усиления эффекта в зале звучит инструментальная музыка, мелодии сменяют одна  другую, и создают определенное настроение,  дополняя изображения. Это не выставка в полном смысле этого слова, это, скорее, слайд-шоу, но очень качественное и впечатляющее.
Выставка посвящена 100-летию со дня смерти Эдгара Дега и включает в себя работы шестнадцати самых значимых представителей эпохи модернизма — Клода Моне, Эдгара Дега, Поля Гогена, Анри Руссо, Анри Тулуз-Лотрека, Густава Климта, Поля Синьяка, Пита Мондриана, Амедео Модильяни, Винсента Ван Гога, Пьера Огюста Ренуара, Хуана Гриса, Поля Клее, Франца Марка, Василия Кандинского и Казимира Малевича.  Демонстрируется около 5000 работ более, чем из 20 музеев мира.
         Мультимедийная выставка «От Моне до Малевича. Великие модернисты» — это путешествие в мир искусства конца XIX — начала XX вв., когда культура и общество переживали настоящую революцию. Каждый год приносил в повседневность новые достижения — граммофоны, кинотеатры, пишущие машинки, электричество, самолеты, телефоны, рентген. Одновременно с промышленной революцией мир потрясали политические перевороты и войны. Искусство остро реагировало на происходящее. Именно тогда появились художественные течения, позже объединенные термином «модернизм» — экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, супрематизм и пр.
        В это время начинают рваться связи между реальностью и ее изображением на холсте — от копирования окружающего мира художники переходят к сотворению миров собственных. Так, полные первобытных тайн, поражающие красочностью и жизнерадостностью полотна Поля Гогена — это отражение внутреннего мироощущения художника, его мечта, переплетающаяся с мифами народов Океании.
        У Густава Климта преисполненные эротизма женские образы растворяются в декоративном великолепии. Василий Кандинский открывает в схематизме силу вызывать свободные ассоциации, а идеолог супрематизма Казимир Малевич провозглашал, что только беспредметные картины являются актом «чистого творчества», уравнивавшего творческую силу человека и Природы.
       При взаимодействии современных технологий и живописи  не просто демонстрируются картины, а выстраивается сюжет  и  эволюция творчества художника. Кроме того, музыкальное сопровождение отражает настроение произведений.  Правда, наверно, музыку  надо  подавать  немного  тише,  а скорость смены  изображения   медленнее.   
       Разница между традиционной и мультимедийной выставкой заключается  в том, что на  традиционной  выставке посетитель тратит все свое внимание на напряженное постижение замысла полотен и идеи художника, а на  мультимедийной  выставке чувствует себя абсолютно расслабленно, поскольку автоматическая смена изображений, расслабляющая музыка и удобные сидения позволяют воспринимать происходящее только на уровне ассоциаций. Очевидно,  новый формат выставок не заменит, а дополнит традиционные  выставки, как кинематограф дополнил театр. 
      Сеанс  закончился. Впечатления    разные, есть  и  те,  кому  пришлось  не  совсем  по  вкусу.  Но  в  этом   прелесть  и  разнообразие  людей  и  судеб.