Глоссарий д, и, й,

Михаил Попов 3
Дадхича - Прославленный мудрец, пожертвовавший богам свои кости. Из них была сделана громовая стрела, которой царь богов Индра поразил насмерть демона Вритру
Дайтья - Демон, один из сыновей Дити
Дакша - Прославленный праджапати; Бог сотворенных существ
Дакшина - Правая сторона
Дамани - Слой внутри нади - канала для прохождения энергии
Данава - Демон
Данда Посох
Дандака - Лесистая местность в Деккане, расположенная между реками Нармада и Годавари
Даурманасья - Уныние, подавленность
Двеша - Неприязнь, антипатия, ненависть
Дви - Два; оба
Дви-пада - Две стопы или ноги
Дви-хаста - Две кисти рук
Дева - Бог
Девадатта - Один из жизненно важных токов воздуха, вызывающий зевание, благодаря которому в усталый организм попадает дополнительная порция кислорода
Джаграта-авастха = Полное осознавание состояния ума
Джаландхара-бандха - Поза, при которой шея и горло сокращаются, а подбородок помещается в межключичную ямку над грудиной
Джамуна - Приток Ганга
Джанака - Известный философ, царь Видехи, или Митилы
Джану    - Колено
Джапа  -Повторяющаяся молитва
Джатхара - Живот, желудок
Джатхара-   - паривартана Асана, при которой живот движется вперед и назад

Джая - Победа, завоевание. Также означает контроль, овладение
Джива  - Живое существо, создание
Дживана - Жизнь
Дживана-мукта - Человек, при жизни достигший освобождения благодаря истинному постижению Высшего Духа
Дживана-мукти - Состояние освобождения
Дживатма - Индивидуальная или личная душа
Джняна - Священное знание, достигаемое медитацией о высших истинах религии и философии, обучающее человека пониманию собственной природы
Джняна-марга - Путь знания, идя по которому человек достигает реализации
Джняна-мудра - Жест (кончик указательного пальца соприкасается с кончиком большого, а три остальных пальца вытянуты), символизирующий знание (джняна). Указательный палец - это символ индивидуальной души, большой - Верховной Вселенской Души, их соединение - символ истинного знания
Джнянедрия - Слух, осязание, зрение, вкус и обоняние
Дити - Мать демонов, называющихся Дайтья
Дрона - Наставник, обучавший пандавов и кауравов военному искусству, в частности, стрельбе из лука. Сын мудреца Бхарадваджи
Дурваса - Вспыльчивый мудрец
Духкха - Боль, печаль, горе
Дхану       - Лук (для стрельбы)
Дхарана - Сосредоточенность, концентрация внимания. Шестая ступень йоги, упоминаемая Патанджали
Дхасанджая   - Один из жизненно важных токов воздуха, сохраняющийся в теле и после смерти, иногда вызывающий вздутие трупа
Дхену  - Корова
Дхри     - Держать, поддерживать, давать опору
Дхьяна - Медитация. Седьмая ступень йоги, упоминаемая Патанджали
Ида      - Нади, канал, по которому течет энергия. Начинается в левой ноздре, оттуда идет к темени, от темени спускается к основанию позвоночника. Называется также Чандра пади, т.е. каналом лунной энергии, поскольку она передается по нему
Индра     - Предводитель богов. Бог грома, молнии и дождя
Индрия - Орган чувств
Индрия-джая - Владение чувствами, сдерживание или подчинение их посредством контроля желаний
Ишвара - Высшее Существо, Бог
Ишвара-пранидхана  - Посвящение Богу своих действий и своей воли
Йога      - Соединение, сочетание (от корня "юдж" - соединять, сопрягать, сосредоточиваться). Это присоединение нашей воли к воле Бога, спокойствие души, позволяющее ровно воспринимать все стороны жизни. Основная цель йоги - научить средствам, при помощи которых душа человека может достичь полного единения с Верховным Духом, вездесущим во вселенной, и так достигнуть освобождения
Йога-мудра - Поза
Йога-нидра   - Йогический сон, при котором тело отдыхает, как во сне, а ум полностью осознает происходящее, хотя и невозмутим. Так называется также одна из асан
Йога-Сутры - Классическое сочинение Патанджали о йоге. Состоит из 185 кратких афоризмов, разделенных на 4 части (о самадхи; о средствах достижения йоги; о силах, появляющихся на пути ищущего; о состоянии освобождения)
Йог (йогин) -Тот, кто следует по пути йоги
Йони-мудра - "Йони" означает утроба, источник, а "мудра" - печать. Это поза, при которой закрыты все отверстия в голове и чувства упражняющегося направлены внутрь, чтобы он мог отыскать источник своего существования