О чем напоминает нам праздник Жатва

Дмитрий Питиримов
В Августе, сентябре наши поместные церкви празднуют замечательный, торжественный и радостный праздник «Жатва». Церкви рады гостям и поэтому стараются так согласовать дату проведения праздника, чтобы она по возможности не совпадала с другими поместными церквями. Дома молитвы, внутренние помещения и даже дворы украшаются плодами, которые произвела земля: фрукты, овощи, чего здесь только нет! Разнообразие форм, красок, размеров. Молодежь с любовью жертвует иногда целый день накануне, чтобы украсить Дом молитвы к празднику. Этот год, слава Богу, выдался урожайным. Несмотря на необычную для нашего региона погоду, Господь благословил нас. И мы благодарны Богу за Его милость.

Традиция праздновать этот праздник имеет глубокие библейские основания. Во Второзаконии мы читаем: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, и ешь перед Господом, Богом твоим на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там, десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога Твоего во все дни» (Втор.14:22,23). Сегодня так сложилось, что, в основном, члены наших церквей не занимаются трудом на земле, так как являются городскими жителями, но все равно, мы отделяли наши десятины, которые накоплены в церковной сокровищнице. Настал день и мы поступили так, как сказано в Библии: «...покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя ... и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое» (Втор.14:26). В малых церквях, где община собирается на «Жатву» за столами, этот праздник выглядит особенно по - Библейски. Там перед нашим Отцом, мы - дети Его  вместе с нашими семействами ели и веселились и в этом году. Мы верим, что Тот, Кто не пожалел Своего Сына ради нашего спасения, объемлющий нас своей ни с чем не сравнимой любовью, также радуется, разделяя с нами эти прекрасные общения.

Не искушенная в вопросах веры душа может возразить: «Позвольте, какой же в этом смысл? Накопили и сами все съели! Как же таким образом можно научиться бояться Бога?» Это очень поверхностный взгляд.

Во-первых, отделить десятину и принять решение, что она уже больше не принадлежит нам - это уже непростое решение. Обычно людям денег всегда не хватает, есть сотни способов, как их можно потратить. Казалось бы, десять процентов - это не так уж и много. Однако, для многих отделение десятины дается очень непросто. Кто пробовал - знает. Кто не пробовал, тот может попробовать, чтобы убедиться. Отделение десятины - это настоящая школа подчинения Божьей воле. В ней есть своя теория и практика. Почти все знают эту теорию но не выдерживают практики.  Тот, кто боится Бога, старается тщательно соблюдать теорию на практике.

Во-вторых, заметим, что не на каждом месте можно есть «жатвенную» трапезу десятин, а только на том месте, которое изберет Он. Если мы исполняем волю Бога в этом вопросе, то тем самым мы подтверждаем, что места проведения наших собраний - это не просто стены, покрытые кровлей, а Дома Божии, которые по слову Его нарекаются Домами Молитвы. Мы отделяем их для Бога, освящаем их, мы строим их на пожертвованные для Господа деньги. И это угодно Ему. Наш Отец радуется этому. Когда мы собираемся за столами в радостном общении в Доме Молитвы, это учит нас благоговейному отношению к месту, где мы находимся. Это учит нас контролировать свое поведение в Доме Божьем не только во время праздника «Жатва», но во все остальное время. Как мы выглядим, что делаем, что говорим, как говорим и так далее. 

В-третьих, Слово Божие учит нас, что трудящиеся в его доме, как это сейчас называют освобожденные служители, те от которых церковь обычно желает видеть максимальную отдачу в их труде, достойны того, чтобы церковь заботилась об их пропитании и о пропитании их семей. И конкретно для этого также должна использоваться десятина. «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища ...» читаем мы в книге пророка Малахии (Мал. 3:10). Позвольте, для кого предназначена эта пища? Один ответ мы уже знаем: для проведения совместных трапез десятин, праздников за накрытыми столами для народа Божия. Это правильно, но еще, и это очень важно, в церкви должна быть пища для пропитания тех, кого церковь избрала, чтобы трудиться в ней. «И левита, который в жилищах твоих, не оставь...»,- продолжается мысль о десятине в книге Второзаконие (Втор. 14:27). Более трети десятины должна направляться именно на со-держание тех, кто трудится при Доме Божием и на нужды благотворительности.

В-четвертых. Теперь поговорим о благотворительности. Бог не хочет видеть нас эгоистами, которые думают только о себе. Боль этого мира не должна быть для нас чуждой. Конечно это не значит, что мы всеми силами должны стремиться вникать в социальные и другие проблемы общества, стараясь сами изменить окружающий нас мир. Нет, мы должны проповедовать Евангелие, это оно силой воздействия Святого Духа изменяет человеческие жизни. Но горе и нужды конкретных людей, которые обращаются к нам за помощью, открываются нам Богом для того, чтобы мы учились поступать в мире сем как Он поступал, любя всех людей, жертвуя Собой ради их спасения. Еще раз вернемся к словам, записанным пророком Малахией о том, что в Доме Божьем должна быть пища, или мы понимаем, конечно, что это могут быть и деньги, чтобы можно было купить пищу, медикаменты, или одежду для не-имущего и так далее.

Обобщая «В-третьих» и «В-четвертых» приведем еще один отрывок из Священного Писания: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; И пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор. 14:29). Из этих слов мы видим, что объектами благотворительности могут являться не только самые близкие нам люди, но и чужаки, пришельцы. Вспомним притчу о милосердном Самарянине. Кто ближний твой? Только ли член твоей поместной церкви? Или чужой, пришелец, пришедший в Дом Молитвы, постучавшийся в дверь твоего дома?

В-пятых, в приведенном выше отрывке Священного Писания (Втор. 14:29), просматривается еще одна мысль, отчетливо показывающая, что практика отделения десятины, является школой, где Бог учит нас послушанию «... дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего во все дни» (Втор. 14:23). Одна треть десятины может быть израсходована по нашему усмотрению, не в Доме Божием, а для славы Его в вашем доме, для дел милосердия. Это свобода! Но и соблазн. В 26 главе книги Второзаконие Бог учит свой народ совершать благодарственное поклонение за все что получено из щедрой Его руки. Здесь и благодарность за то, что Бог сделал из некогда не народа народ, ведь мы теперь народ избранный, Божий, здесь и благодарность за освобождения от рабства. Это было египетское рабство для народа Израиля, а для нас - это освобождение от рабства греха, и за то чем Бог питает нас ныне, за хлеб насущный, за дары земные, за мир и покой. И вот во время этой кульминации поклонения Бог учит произносить каждого в молитве такие слова: «... я отобрал от дома моего святыню (десятину прим. редакции) и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые ты заповедал мне; я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей ... я повиновался гласу Господа, Бога моего, исполнил все, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес и благослови...» (Втор. 26:13,14). У кого хватит мужества, не исполнив волю Бога, сказать ему, что исполнил, и еще просить благословения у Него?

Разумеется, что мы живем во время Благодати, Господа нашего Иисуса Христа, когда мы оправдываемся не благодаря нашим поступкам, а благодаря жертве Сына Божьего за нас. Разумеется закон являлся для людей только «детоводителем ко Христу» и мы свободны от закона. Но живы, слова сказанные Богом, через пророка Малахию относительно десятины: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя бы в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10) Хотите благословений - дерзайте. Принесите свои десятины в Дом Божий. Если у вас есть такое дерзновение, распределите часть десятины самостоятельно, но сначала удостоверьтесь, что служители церкви, трудящиеся день и ночь имеют все потребное для жизни. Не бойтесь, что у них будет избыток, за это Господь воздаст вам, хуже если будет недостаток. Сначала удостоверьтесь, что в церкви достаточно средств, чтобы помогать нуждающимся, вдовам и сиротам. И если вы стараетесь исполнять волю Бога на практике - ждите благословений от Него.

Другой образ открывающийся нам в празднике «Жатва» - это образ Царства Божия, как его открывает для нас Иисус: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю» (Мк. 4:26) Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4:29). Семена Евангелия брошены на землю и теперь мы ожидаем жатвы, которая есть ни что иное, как «кончина века» (Мф. 13:39). Мы далее публику материалы, которые на наш взгляд хорошо иллюстрируют грядущую жатву мира, которой не удастся избежать никому. Что ожидает тебя наш дорогой друг. Ляжешь ли ты добрым зерном в житницы, приготовленные на этот день Богом, или твое место в огненной печи вечного проклятия. Сегодня день благоприятный для решения. Завтра может быть поздно, ибо день жатвы придет. Аминь.

Впервые опубликовано в газете Жатва Союза Церквей ЕХБ Узбекистана. Август-Октябрь ’98 №10