Ангел на плече

Георгий Корбман
  "Эк гарцуют! - Брагин наддал. - Налегке, без рюкзаков, как на крыльях летят, "бразды пушистые вздымая. Просто лоси. Нет, ЛОСЯРЫ!"
Оглянулся. Они были уже выше округлой макушки горы Куэльпар, стоявшей меж двух хребтов, и напоминавшей по форме сахарную голову или необъятных размеров фруктовую помадку.
  Им здорово повезло - на исходе вчерашнего дня уткнулись они сперва в колючку запретной зоны, потом на двух горемык, замерзавших на почти пятидесятиградусном морозе возле гусеничного транспортера. Двоих из группы, Сергея и Виктора, Брагин тогда отправил по просьбе "аборигенов"  за подмогой, а сам с четвёртым участником похода, Николаем, остался  - страдальцев надо было отогревать и изнутри, и снаружи.
   В благодарность охрана огороженного колючкой объекта - базы, как они его называли,  проявила чудеса гостеприимств: не только тёплый ночлег в похожем на огромную бочку балке', но и сауна были предоставлены им. И даже экскурсия в святые святых - в шахту, благо на базе никого, кроме охраны, не было из-за аварии.
"Чёрт нас туда понёс!"- Брагина передёрнуло, - побывать в эпицентре подземного ядерного взрыва забавно, но вот как там было с радиацией? Хоть их и уверяли, что ничего страшного нет, но металлические трубки индивидуальных дозиметров в нагрудных карманах охраны он рассмотрел. А за "экскурсию" пришлось рассчитаться фляжкой спирта..
  Сегодня группа делала "петлю" - налегке, без рюкзаков, с пережором в нагрудных карманах анораков, они должны были пройти с запада перевал Южный Рисчорр, не спускаясь сделать траверс к Северному Рисчорру и вернуться назад, к горе Куэльпар.
  В тёплую погоду - прогулка. На лютом морозе - очередное испытание.
  "Нет, но как идут! Отдохнули в тепле, на плечи ничего не давит, просто рысаки орловские, медведи полярные, росомахи необузданные!" - Брагин еле успевал за шустрыми друзьями: он не был спринтёром, даже стайером не был. Зато на дальних дистанциях с предельной нагрузкой за спиной он был вне конкуренции. Брагин по жизни был марафонец.
- Что, Седой, запыхался? - Серж раскраснелся, даже маску снял.
"Пижон!"- подумал Брагин. К своим прозвищам он привык, " Старым" и "Седым" его именовали с первого курса.
- Бремя власти лишает его сил! - Витька умел съязвить так интеллигентно-изощрённо, что многие и понять не могли, что это "шпилька".
- Цыплят по осени считают, барин, - встрял Николай, - посмотрим, что будет через час!
  Он вовсе не заступался за Брагина, просто Виктора недолюбливал.
- Через час не знаю, но уже скоро покатимся назад, и будем думать, нафига нам эта петля была нужна! - Витьке снежные красоты надоели в первый день маршрута.
Сначала медленно, а потом всё сильнее и сильнее при полном безветрии повалил сухой мелкий снег.
" А небо-то без облачка! - что-то напрягало Брагина, он чувствовал, как всё внутри подбирается. - Там, за хребтом, ветер, ледяной ветер с северо-востока. Ох, задаст он нам жару!"
- Скальтесь-скальтесь, волки! Клянусь своим анораком, сшитым самой Ассоль из парусов "Секрета" , этот день вы запомните на всю жизнь! - проорал Брагин в спины друзей, преодолевавших "лесенкой" крутейший подъём, последний перед входом в горловину перевала.
   Наверху - ревело. Порывы ветра порой заставляли упираться палками в спрессованный снег, чтобы не снесло, и пережидать. Ледяные крупинки секли лицо, как наждак, и Серж моментально нацепил маску. Хуже всего, что видимость снизилась почти до нуля.
Брагин не боялся заблудиться в снежной круговерти. Достаточно было идти поперек склона, не поднимаясь и не опускаясь, и тогда с гарантией в двести процентов группа бы упёрлась в цирк - чашеобразную впадину перед узкой щелью Северного Рисчорра. Он опасался, что парни могут разбрестись. Альпинисты на этот случай идут в связке...
Брагин обогнал идущего первым Сергея.
- Тормози! Похоже, пора напомнить табель о рангах!
- Старый! Стоять смерти подобно, насквозь хиус продувает! - Серж попытался обойти Брагина.
- Стоять! Ушибу! - Брагин рявкнул так, что Сергей обомлел.
  Подтянулись остальные, стали в тесный кружок.
- Ни на шаг друг от друга не отходим! Плотно идём! Просто на пятки друг другу наступаем!
Иначе оторвавшемуся - хана.
Вспыхнула перепалка, короткая, занявшая, может, три, может пять минут. Она-то и спасла всем жизнь.
  Пересиливая вой ветра, возник звук, напоминающий тысячекратно усиленный шорох. Он материализовался в какой-то сгусток снежного заряда - не в густой снег, а будто какой-то исполин швырял в них один сугроб за другим.
Это продолжалось секунды, может, минуту.
Ошарашенные, они стояли , плотно прижавшись друг к другу.
Непонятный звук исчез так же быстро, как появился. Прежний ветер завывал в ушах, но казался теперь тихим.
 На миг между снежными зарядами возникла пауза, и совсем рядом они увидели горловину перевала.
 А цирка перед ним... практически не было.
- С-старый! Это ж л-л-лавина сошла в цирк! - Серж от волнения начал заикаться.
- Ну, Брагин, - в одном ты прав, до смерти этот день не забуду! - Виктор остался верен себе.
- Герка! - Николай ухватил Брагина за рукав,  - а девки-то наши правы, когда говорят, что у тебя ангел на плече сидит. Не задержи он нас, всем бы хана. Спасибо ему!
  Минут через десять группа легко скользила вниз по западному склону хребта. Здесь царило полное безветрие, впереди высилась гора Куэльпар, у подножия которой изнывали от безделья "аборигены" на базе,и ждала ещё одна тёплая ночёвка....
.
17-21.04 2017