13. Передышка 1923-1925

Тамара Гумбатова 2
   Политика Советской власти с первых дней ее существования была направлена на уничтожение религии. Началом разрушения религиозной жизни в России был декрет «О земле», который отобрал землю, производственные помещения и конфисковал все финансовые средства церкви  в пользу государства. Особенно тяжело церковь пережила декрет «Об отделении церкви от государства и школы». С этого момента «все имущество церквей и религиозных объединений объявляются народным достоянием». В Азербайджане это отделение началось в 1923 году .Тогда же вышло постановление об изъятии церквей. Все здания и помещения церквей  принадлежали государству. Теперь  только после  заключения договора с коммунхозом о безвозмездном пользовании,  религиозным организациям предоставлялась возможность там проводить богослужения.
  Согласно Азербайджанскому календарю на 1923 год, « в семи колониях  проживает  4700 немцев,  исповедующих лютеранство. Они  все говорят на немецком языке, но в общении с азербайджанцами  употребляют  тюрский язык.  По своему культурному уровню стоят выше  всех народов в Азербайджане  и являются его культ-трегерами ибо у них лучшие сады, винодельни, качественнее  обработка земли.  Вслед за немцами идут украинцы - их 1838 человек. Из сектантов – 12 тысяч  молокан, 5000 духоборов, 10 тысяч (православные, иудействующие, баптисты, субботники  и др.).  Все  говорят на русском языке «.   
   В Анненфельде  в 1921 году проживало 1568, в 1923 - 1183 немцев. Там    в 1921 году пастором становиться Карл Иоганнес Циммер (Zimmer) . Ему была поручена  также  религиозная жизнь селения  Алексеевки. Он родился 7.1.1863 года в колонии Мирау возле Херсона. В 1882- 83 годах работал учителем в Кронсдорфе, где в 1892 году женился на Юлии Амалии Нильсон (1870). В 1884 году вступил в Базельское миссионерское  общество и в 1890 году получил благословение на работу.  13.7. 1890 года был ординирован в  Людвигсбурге   и направлен пастором в Елисабетталь. В 1904 году работает пастором  в Рибенсдорфе, в 1908 году- в Шонтале,  под Самарой , в 1911- в Паульском , в 1919 году - в Рейнвальд-Старице, в июле-декабре 1921 года работает в Баку , в 1921-23 годах в Анненфельде.  В 1924 году  уезжает  и  становится гражданином Бадена.   
    Вместо него пастором работает Людвиг Зигфрид Иаков Штайнванд  (Steinwand). Он родился 7.10.1889 года в Вормсе,   возле Херсона в семье пастора Даниэля. В 1901-08 годах- ученик Петришуле  в Санкт-Петербурге, в 1908-15годах- студент Дерпского университета. В сентябре  1917 года женился на Маргарете Марии Петерсон из Курляндии и  работал  домашним  учителем в Самарканде . Затем в Пятигорске его ординируют , как пастора- адъюнкта  и направляют в  1918 году в  Екатериненфельд , позже в Анненфельд и в  Георгсфельд, где он проработал до 1927 года.
   Немцы  по возможности пытаются  сохранить свою обособленность. « Бакинский рабочий» в  январе 1923 года сообщает:»  Первая интернациональная  школа 1 ступени  Анненфельда провела по заранее утвержденному плану  праздничный вечер.   Первая пьеса была сыграна  на армянском,  вторая- на русском   и  третья- на тюркском языках. Но немецкая школа не пришла  на этот праздник « .Это раздражает новую власть. Большевики обвиняют немцев в консервативности  и нежелании участвовать в революционных праздниках.
   В  Еленендорфе в 1921  году проживает 3392, а  в  1923 году- 3211 немцев.  В марте 1923 года »Бакинский  рабочий» пишет: » Небольшая немецкая «колонка», как ее называют красноармейцы, полная противоположность разрушенным городам. Чистенькие, голубенькие и розовые домики  по обеим сторонам чистых улиц. При въезде  осязаем  дух благополучия  и зажиточности  немцев-колонистов. Живут между собой дружно. У красноармейцев отношения с ними неплохие, хотя  немцы держаться особняком. Здесь  стоит только одна  Степинская  (б. Сальянская) дивизия,  но она напоминает  им  о том, что была революция  и что у власти Советы!». В этот год Еленендорф посетил  Михаил Фрунзе, но подробностей его визита, к сожалению, нам обнаружить не удалось(101).
   В  1923 году пастор Энгельгардт провел собрание членов общины и предложил им всем вместе переселиться в Уругвай, в Парагвай или в Канаду, пока есть такая возможность. Он  открыто предупреждает  о предстоящем  их разорении  и уничтожении. Большинство не поверили ему и решили, что  « у старого попа крыша с”ехала!» (102). Но  он и сам, несмотря на все угрозы и опасности, твердо решил оставаться на своем посту. Возможно,  надежду вселяла созданная  19 декабря 1923 года Автономная Республика поволжских немцев.
   В 1924 году  в Азербайджане проживало  4 700 немцев.  19 марта 1924 года поступило предложение о преобразовании колонии Еленендорф в город, но колонисты проголосовали против. В Георгсфельде   в том же году  была проведена  немецкая учительская конференция.
  В июле 1924 года Президиум ЦК СССР постановил переименовать немецкие колонии : Еленендорф  в  Ханлар; Анненфельд в Майфельд, позже в  Шамхор ; Георгфельд  в Георгиевск , позже  в  Ленинфельд,  в  Ленинкенд,   а  в настоящее время пос. Чинарлы ; Грюнфельд в Зеленое поле,  в настоящее время - пос. Вургуна близ Акстафы;  Траубенфельд в Виноградное поле, позже  в Тавуз; Эйгенфельд в Петровку, позже в пос. Ирмашлы ;  Алексеевку в  Алексольку, затем в Кировку,  в настоящее время сел. Гасан-Су, Казахского района ; Елизаветинка относилась к Акстафинской дайре, Казахского  уезда  и была переименована в Марксовку. В настоящее время это сел. Хатаи, Казахского района Азербайджана.Но еще долгие годы, когда речь шла о немцах, употреблялись старые  немецкие  названия поселений. 
   Конфликты немцев с соседями  решались  силовыми методами. Так, 23 июня 1924  большевики   заставили  еленендорфцев отвести  воду  из б. колониальной канавы  в селение  Молла-Джалы.
   После прихода к  власти большевиков  пастор Энгельгардт  открыто боролся  за «немецкость» среди колонистов. С  целью легализации воспитания детей и молодежи  он использовал различные культурно-просветительские организации: кружки пения, музыки, спорта, борьбы с хулиганством, где наряду с культурной работой,  велось и тайное религиозное обучение. Он организовал  духовой и симфонический оркестры. Руководителем одного из них был выпускник Иерусалимского университета, педагог математики и физики, музыкант, абсолютный авторитет среди учащихся -Гельмут Леопольдович Тиц. Работал  смешанный и  мужской хор, исполнявшие  немецкие народные песни. С целью возрождения среди немцев классического пения, пастор фон Энгельгардт создал «классический» хор, который состоял из участников всех хоров. По его инициативе,  »Колокол» Шиллера был положен на музыку немецкого композитора и виолончелиста  Ромберга  и поставлен на сцене в Еленендорфе и Катариненфельде. Этим выступлением были введены ежегодные песенные праздники, которые проходили поочередно во всех колониях. Все это  способствовало укреплению чувства национального единства  и утверждению немецкого  мышления.
   При поддержке пастора в 1924 году   учитель физкультуры  Григорий Иванович Ольховский   организовал  немецкий молодежный  спортивный кружок ,  название которого состояло из  четырех « FFFF»:  Frische-бодрость, Fromm-благочестие, Frohе-веселье, Frei-свобода». Все члены этой организации носили на майках надпись из  этих  букв и многие  воспринимали их, как «профашистов».Кружок просуществовал до 1927 года.  В клубе была гимнастика ( Г.Райх), легкая атлетика ( Бек Оттилия,  Локк, Эльза Фотеллер, Клара Клейн и др.), велоспорт(Т.Гейц, П.Гельфин),шахматы(Г.Цайзер,Р.Кох), фехтование( Беппле, Кенинсберг),бокс(Масс), конный спорт( Байтингер), плавание (Шульце),  футбол( Пауль Герман, Вилли Грейс, Адольф Нейман). Тренером  по футболу был Франц Бек. Обшей симпатией в походах и соревнованиях  была одноклассница Филиппова П.П. -Агнесса Рейтенбах. 
   Председатель Церковного совета   Еленендорфа Теодор Гуммель   вспоминает :» Все возможное было здесь, только не было пастора». В 1925 году барон Энгельгардт  сам  подтвердил это - «Здесь я занимаюсь  всем, чем  можно, но только не пасторской работой»( 103). У многих в памяти остались не проповеди пастора, а прекрасная музыка, которую исполнял во время богослужений  на органе Теофил  Филиппович Фотеллер. Позже, в   1937 году  один из арестованных  пасторов   на допросе  высказал мысль, что фон Энгельгард «на эту централизованную духовную должность был поставлен германским консульством, скорее для поднятия дисциплины,  чем для поднятия веры «(104).
  На то время только лютеранские общины  с центром в Еленендорфе продолжали оставаться независимыми от официальной Евангелическо-Лютеранской церкви. В ноябре  1924 году  по предложению пастора Энгельгарда   место   пастора  в Еленендорфе  занял  Эмиль Густавович Рейш (Reisch) . Он родился в 1893 году в с. Баратаевка .Отец его был учителем, но принимал активное участие в церковной жизни,  работал  кистером и занимал выборные духовные должности. В качестве  делегата  отец  участвовал  в  работе   Генерального синода Евангелическо-лютеранской церкви  в Москве (1924 г.)  и   на старости  даже хотел поступить в Ленинградский семинар и стать пастором.  Эмиль окончил в декабре 1916 года  теологический факультет Юрьевского (б.Дерптского)  университета  и  получил звании кандидата богословия. В 1918 году был ординирован  и  проработал  самостоятельно  с июня 1918 года по ноябрь  1921 года в Таганрогской лютеранской общине. С октября 1918 года по май 1924 года   там же  преподавал немецкий язык в коммерческом общем реальном училище.
   В молодости он мечтал, подобно своему брату, работать  среди негров  в качестве пастора –культурника в области Килиманджаро  или  в одной из колониальных стран Африки, где он смог бы распространять христианство и повышать культурный уровень  туземцев. Но судьба распорядилась иначе(105).  Еще  в  феврале  1923 года  по приглашению Отто  Венцеля  он  приехал  временно в Еленендорф и пробыл там до 17 августа 1923 года. Тут же  за ним было установлено наблюдение уполномоченным КРО ЗакГПУ  тов. Штаммом, который и сообщил » куда надо», о том, что Венцель «протежирует  Рейшу в назначении его кистером  в  немецкие колонии». 
  Рейшу  очень понравился Еленендорф - этот оазис высочайшей немецкой культуры  в Закавказье.  Его привлекло независимое положение Закавказских колоний и национальная обособленность немцев. Считая, что религия неотделима от немцев и  обеспокоенный  их  духовным состоянием, он  стремился  сохранить в них веру. В этом он был  единомышленником  с оберпастором  Энгельгардтом.  Деятельность пастора  в то время сводилась к преподаванию Закона Божьего детям  на дому  и в группе, проведению конфирмаций в 14-15 лет и  религиозных собраний по четвергам   для школьников, которые обычно дежурили в церкви и звонили в колокола  по случаю свадеб или похорон. По воспоминаниям Филиппова(102), пастор  Рейш- умный, культурный , добрый  и  искренне верующий человек. Он был активным борцом за чистоту лютеранской веры. В своих проповедях он постоянно призывал к состраданию и помощи  обездоленным. 
   Надо отметить, что в Закавказье среди колонистов  не было отмечено  значительного    влияния   сект     (адвентистов, штундистов и пр.).   Лютеране очень    ревниво относились к этому и называли  их  «  wiedertaufer» -перекрещенец .  Но  в 1924 году в Грюнфельде появилась баптистская секта »Церковь Божья» под руководством Генриха Генриховича Госс.  Она имела  свои ячейки во всех колониях, но  успех  ее  был переменчив. Лютеранские пасторы, особенно пастор Рейш, в своих проповедях периодически давали  им отпор  и разъяснял  неправильность их толкований.
  Но баптистская община  оказалась достаточно живучей. На поселении в Казахстане в 1950-е годы в с. Быструха Г. Г. Госс, 1906 г рождения  из  с. Грюнфельда,  продолжил свою деятельность и руководил подпольной баптисткой организацией. Затем он даже обращался в МВД СССР с просьбой разрешить переписываться  с немцами-баптистами, которые эмигрировали в США(106).  Религиозная жизнь баптистов  в условиях депортации выражалась в уединенных молитвах  и  тайных собраниях  на дому. Это были не только богослужения, но и общение на немецком языке. Там можно было излить всю горечь той беды, которая обрушилась на них. Религия и в эти годы  способствовала сохранению немцев, как этноса.
    Пастор Рейш  на 1 Всероссийском съезде Евангелическо-Лютеранской Церкви, который состоялся 26 июня 1924 г в Москве, впервые  поднял вопрос о присоединении Закавказского Лютеранского синода к единой организации Лютеранских Церквей. Он считал, что в этом единстве залог силы и сопротивляемости всей церковной организации.Но это была его личная инициатива, несогласованная со своим округом,  и братья по вере осудили его действия .
     На этом съезде   было  решено  принять помощь и моральную поддержку от организации « Der Weltbund» . Эта организация  объединяла лютеран всего мира ,независимо от расовых различий и принадлежности к государству.  В настоящее  время она имеет название » Всемирная Федерация Лютеранских церквей».
    В Баку  начали выходить на немецком языке  газеты » Die Neue Zeit -Новое время»   и   »Bauer und Arbeiter- Крестьянин и рабочий» . 25 апреля  в ней  сообщали о приезде Троцкого в Баку, о количестве немецких семей, проживающих в колониях   и другие  новости из жизни республики. Несколько экземпляров сохранились в Российской публичной государственной библиотеке в Москве. Кроме местных газет, выписывали московскую  газету « Die Deutsche Zentralzeitung -Немецкая центральная газета» и из Харькова » Das Neuе dorf- Новая деревня».
   21 января 1924 года умер В.И. Ленин ,что привело к смене политического курса советского общества. При Баксовете был организован Административный отдел, в задачу которого входило: надзор за регистрацией церквей и мечетей,  утверждение их уставов, учет прихожан и наблюдение за их деятельностью.
     17 декабря 1924 года Исполнительный Комитет (ИК) Союза Евангелическо-Лютеранских приходов Закавказья - (председатель- фон Энгельгард,  члены Фридрих Кох и Иоганнес Брейтмeйер ) обратился  к НКВД Ф.С.С.Р с просьбой разрешить провести в Еленендорфе в 1925 году  очередной ежегодный синод (107). К заявлению, в соответствии с требованиями, была приложена повестка дня, которая  предусматривала:  пересмотр Устава Союза; перевыборы ИК; принятие  новых приходов в Союз; вынесение постановления  о взаимоотношениях с Центральным съездом Евангелическо-Лютеранских приходов в Москве. К прошению был приложен Устав Союза Евангелическо-Лютеранских церковных общин в Закавказье ( ЗСФСР), в котором  было  записано, что Союз является выразителем и исполнителем воли, входящих в него  общин.  Высшим органом является съезд общин, на котором присутствуют делегаты от общин. Съезды бывают  очередные( один раз в год)  и внеочередные, созываемые по требованию отдельных общин  или по собственной инициативе ИК .Время и место проведения определяется  съездом   или   ИК. На съезде делегаты представляют  свои  пожелания или предложения, относящиеся к церковной жизни, в  устной или письменной форме. Съезд ведет протокол, копию которого рассылают всем общинам. Полноправным правом голоса  пользуются делегаты общин, их  пасторы и кистеры.  Каждая община имеет право посылать своего делегата, при этом она сама несет все материальные расходы. Общины, в которых  более 200 семей, имеют право посылать 2-х депутатов. Общины, не имеющие достаточных собственных средств, могут уполномочить представлять свои интересы делегатов других общин. Представителем Союза является ИК, состоящий из избранного всеми приходами оберпастора  и его двух делегатов. ИК имеет бланк и печать для сношений с правительством, общинами и отдельными личностями.  ИК Союза  обязан   исполнять решения съезда и заседать по месту своего проживания. Если избранный комитет имеет место жительства  в Азербайджане (АССР), то для общин, находящихся  на территории Грузии,  избирается отделение  главного исполкома, действующего в границах, определенных съездом или по поручению главного ИК. То же самое имеет обратную силу. Заседание съезда открывается и закрывается оберпастором или его заместителем. Для ведения заседания избирается специальный  председатель, которым  может быть и оберпастор. Все постановления съезда принимаются  простым большинством голосов, но съезд может установить необходимость  2\3 голосов  всех членов съезда либо только присутствующих (107).
  Это письмо  с  грифом »совершенно секретно»  16.1.1925 г. было передано из НКВД в Азчека  с просьбой  сообщить «в срочном порядке, о  возможных с их стороны  препятствиях к выдаче разрешения».  Зам.председателя  и начальник оперативного отдела Азчека при АзСНК  немец тов. Габер-Корн  отвечает в отдел СЕКО (секретный контрреволюционный отдел Азчека), что  проведение съезда   в  Еленендорфе  из-за отдаленности от центра не будет иметь значения для широких  масс лютеранства  и рекомендует созвать его  не иначе, как в Баку. Это решение от имени  Управления  Гянджинского  Исполкома  2 февраля 1925 года  доводят до сведения  пастора фон Энгельгардта ,проживающего в Еленендорфе.
   Деятельность  Габерн-Корна высоко ценил С.М Киров, который,  уже работая в Ленинграде, писал о нем- « старый член партии, хороший работник, работал по линии прокуратуры и т. д. на Кавказе- Баку-Тифлисе… Повторяю- хороший работник» .    Каждому свое…
   Но это решение не устраивает Исполнительный Комитет.  14 апреля 1925 года они опять обращаются с той же просьбой в  НКВД. Получив разрешение, в этом  году был проведен  1 Съезд Евангелическо-Лютеранских приходов Закавказья.  Стараясь сохранить свою независимость  было принято предложение о  принадлежности Закавказского синода к  Вельтбунду,  но оно  не означало подчинения Московской консистории  в делах церкви.
  С 1925 года  началась муниципализация всех молитвенных домов. Теперь религиозные общины  должны были платить арендную плату. Еленендорфский  Народный дом Немецкого союза (ферайна)  тоже  сдает  помещение  в аренду  для   проведения различных мероприятий. Так,  7 марта 1925 года помещение было предоставлено  Еленендорфской Советской школе 2 ступени для проведения театрально-спортивного вечера. В программе: спортивное  отделение (упражнения на турнике, параллелях и деревянной лошади с ручками), спектакль »Ночной караул» Кернера  в одном  отделении  и гимнастическое отделение - вольные упражнения и пирамиды (108).

     Тамара Гумбатова.  Жизнь -немцев колонистов за Кавказом.Баку.2005 год