Телефонная история

Валерий Хатовский
               
    Есть у меня родственник, мой ровесник, скажем, троюродный брат. В семье привыкли называть его -  Гришка. Человек Гришка очень своеобразный,  и, я бы сказал,  невезучий. Хотя и не без способностей.
   В раннем детстве, научили его счёту,  года в четыре. Он еще и читать не умел,  но уже складывал по восемь – десять 12-значных чисел.  Мама его не могла нарадоваться на гениального сыночка, демонстрировала эти феноменальные способности друзьям и знакомым. Естественно, что кончилось это нервным переутомлением, стал мальчик болезненным, слабым. В школе учился Гриша неплохо, тётя Зина, его мама воспитывала сына одна, много работала, он оставался дома со старой бабушкой, занимался сам, никто его дома не подгонял, но и не помогал делать уроки. Окончил школу, поступил в институт. Жили мы в Питере недалеко друг от друга , я у Сенной, он -  на Коломенской улице, но общались редко. И как-то раз говорит мне моя  мама – позвони Гришке, он очень плох, у него сузились кровеносные сосуды, стал синий, трясется весь. Позвони ты ему, ведь жить ему осталось полгода, так врачи сказали.
    Позвонить – не проблема, но о чем говорить, когда не общались уже несколько лет? А я тогда всерьёз занимался йогой, и вот – рассказал Грише о йоге, заинтересовал его. Отвёз ему самопальные пособия – перепечатку книги по хатха-йоге, фотографии, показал несколько первоначальных асан. Заинтересовался Гриша, стал заниматься  - а он настырный, очень упорный.
И что вы думаете – пришел в себя мой братец, восстановилось кровообращение, нормальным стал цвет лица, стал продвигаться в йоге дальше, нашел единомышленников, благополучно написал диплом – причём на английском – язык он освоил самостоятельно, слушая уроки на русской службе Би-би-си, пробиваясь через глушилки.
   Но не об этой истории я хотел рассказать, а о настоящем чуде, которое случилось с Гришей в детстве, в начале 50-х годов. Была тогда очень холодная зима, он простудился, высокая температура,  не может дышать, задыхается. Надо маме вызвать ему врача, скорую помощь, но как это сделать – в маленькой коммунальной квартире они вдвоём (бабушки к тому времени уже не было в живых),  и соседка куда-то уехала. Телефона у них нет. Бежать на улицу искать телефон автомат – а как оставить больного мальчика?
    И вдруг она услышала телефонный звонок в коридоре, за дверью своей комнаты. Что это? А надо сказать, что их двухкомнатная квартирка была когда-то, после революции «отрезана» от большой барской квартиры , и их коридорчик был передней той квартиры , и на стене висел с тех времён старинный телефонный аппарат – грушевого дерева, с двумя большими круглыми звонками и громадной трубкой. Телефон не работал, висел себе и висел, как часть мебели. И вот он зазвонил! Трудно сказать почему, видимо на телефонной станции его случайно подключили к какой-то линии («паре», как когда-то говорили).  Тётя Зина сняла трубку и услышала женский голос: «Вас слушают, что Вы хотите?» Сказала тётя телефонистке (автоматической связи в их районе тогда ещё не было) номер «Скорой помощи». Машина с доктором скоро приехала, Гриша был спасён.
    Но когда тётя Зина снова сняла трубку, чтобы позвонить своей сестре, медичке, телефон опять был мёртв – его, видно, сразу отключили.
Ну что тут скажешь?