Пятьсот веселый поезд

Эдуард Камоцкий
         Пятьсот веселый поезд.
(Отрывок из книги: « «Совок». Жизнь в преддверии коммунизма»

Войдя в Европу, мы на своем пути везде поставили к власти коммунистов. Фактически это была оккупация, но мы – студенты, все же, полагали, что там коммунисты у части народа нашли поддержку. Помню, с летних каникул приехал друг из Венгрии, и с гордостью сообщил, что теперь и у них запретили проституцию, т.е. мы были образцом для подражания, мы победили Гитлера, у нас нет буржуев.

Это по Сталину, был шаг в дальнейшем развитии Мировой Пролетарской революции, и было гарантией нашей безопасности во вражеском окружении. Теперь надо было сохранить завоеванное, для этого был нужен Мир.
Когда китайские коммунисты попросили его помочь освободить от эксплуататоров Тайвань, он решительно отказался ввязываться в новую военную кампанию. Страна в разрухе, надо восстанавливаться.

Восстановление шло бурно, в первую очередь надо было как-то разместить людей. Демобилизовалась армия, отдельные люди и семьи возвращались с эвакуации, у многих был потерян дом, и надо было дать людям возможность найти пристанище и место работы. Восстанавливались разрушенные города. По всей стране утрясалось населения, всем надо было дать возможность ехать – любую возможность, а парк пассажирских вагонов за 5 лет и так был бы изношен без ремонта, а тут еще прямые потеря от военных действий.
И, чтобы дать людям возможность ехать, пассажирские поезда формируются из грузовых двухосных вагонов.

В вагоне сплошные двух этажные нары с одного и с другого конца вагона. На нарах спали навалом человек по 6, так что в вагоне было не меньше 20 пассажиров. Эти поезда шли, как пассажирские, по расписанию, через каждые примерно 2, 4 часа, останавливаясь минут на 20, 30, чтобы паровоз запасся водой, а люди сходили в туалет и запаслись пищей. Местные приносили к поезду картошку, огурцы, яйца, топленое молоко. Рестораны выставляли столы прямо на перрон и по карточкам отпускали одинаковый комплексный обед.

Номера этих поездов в расписании имели номера начиная с 500 (501, 502 ит.д.), и народ прозвал их 500 Веселыми.

В институт из Грозного я ехал в таком пятьсот веселом поезде. На нарах лежал рядом со студенткой, и нам не было скучно – мы весело болтали

На одной из остановок в вагон со своим ящичком взобрался по лесенке цимбалист, положил на колени инструмент, и полилась музыка. Поезд мчит, двери с обеих сторон раскрыты настежь, кто-то на нарах лежит, кто-то сидит и смотрит или на цимбалиста, или через дверь на пробегающие поля и перелески, кто-то стоит у раскрытых дверей, и все думают. Думают, стараясь угадать – что их ждет впереди, всех ждала новая какая-то жизнь.
Кто-то обошел пассажиров, собирая гонорар, на следующей остановке музыкант перешел в другой вагон.