Аэрос - по гречески воздух

Сергей Церинг
Мне улыбалась Красота,
Как фавориту-аполлонцу,
И я решил подняться к Солнцу,
Чтоб целовать его уста!

Игорь Северянин.


Что представляется нам, когда мы думаем о полёте? Не о перелёте, тут уж полезут в голову тарифы и авиакомпании, а именно о полёте. О свободном, лёгком, беззаботном и, как будто бы бесцельном?  Да, да, приходит и поглощает то самое ощущение отсутствия бренных забот, взлёта над жизненными неурядицами, лёгкости бытия и свободы от самого притяжения. Парить…
Не напрасно даже в языке мы употребляем это слово, чтоб выразить состояние эйфории, удачливости, влюблённости…
Летать – это свобода. Летать – это атрибут всемогущества. От того и наделяли своих богов этой способностью практически все народы с древнейших времён. От греческого Гермеса до индийского Индры и китайского Луна. Герои чистые сердцем, на время обретали в эпосе эту возможность, как было с шумерским царём Этаном или русским Иванушкой. Гигантские орлы, ковры самолёты, летучие корабли или конёк горбунок воплощали и, почти что овеществляли эту глубочайшую народную мечту. И именно мечта, сильнейшее внутреннее стремление вкупе с наукой развивали цивилизации всех времён.
Однако ближневосточное мракобесие, словно чума расползавшееся по Европе, набирало силу и отбрасывало человечество в тёмные времена, и горели в кострах и книги, и сами учёные. И сама как есть мечта, мечта сравняться с богами, выжигалась, вырезалась, искоренялась из человека.  И если уж помыслы карались жестоко, то, что говорить о дерзецах посмевших…
  «...человек не птица, крыльев не имать... Аще же приставит себе аки крылья деревянны, противу естества творит. То не божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение. А выдумку, аки диавольскою помощью снаряженную, после божественныя литургии огнем сжечь» - таков был указ Иоанна Грозного в отношении «смерда Никитки, боярского сына Лупатова холопа», что сотворяши крылья осмелился…

А больше всего ненавидят того, кто способен летать.

Фридрих Вильгельм Ницше.
Так говорил Заратустра

На счастье, все полчища, все легионы обскурантов не способны вытравить под корень
истинную мечту. *

С издревле Европа была не просто отделена от Азии и её научных достижений, но и закупорена в представлении о собственной исключительности. Потому многое, что было известно в том же Китае многие столетия, приходилось изобретать наново.
В 1708 году бразилец Бартоломмео Лоренцо, более известный как Лоренцо Гузмао, перебирается в Португалию и поступает в университет города Коимбра. С усердием изучая физику и математику он загорается идеей создания летающего корабля. Проведя несколько экспериментов, он наконец находит форму, которую в августе 1709го года представляет на суд королевского совета. Небольшая яйцеобразная оболочка с подвешенной под ней крошечной жаровней смогла оторваться от земли на четыре метра. Указом короля Жуана V  было положено начало проекта Пассарола – постройки летательного аппарата, способного переносить человека. По ряду писем, сохранившихся в архивах, можно предположить, что Гузмао удалось осуществить задуманное и пролететь на своём корабле из Лиссабона до Террейру ду Пасу, т.е. около одного километра. Однако официальных документов подтверждающих постройку аппарата и осуществление перелёта не сохранилось. Зато известно, что сии опыты привели Бартоломео к конфликту с инквизицией. Находясь в бегах от преследования изобретатель, первый европеец поднявшийся в воздух на воздушном шаре, скончался и его имя было вымарано из ряда великих учёных.

Семьдесят лет спустя, в более либеральной Франции, сразу несколько человек снова увлекаются задачей создания летательного аппарата.  История сохранила имена владельцев бумажной мануфактуры Жозефа Мишеля и Жака Этьена Монгольфье, и молодого профессора физики Жака Александра Сезара Шарля. Практически одновременно они пришли к идее использования специального газа для наполнения шара. Таким газом стал водород, чья молекулярная масса в четырнадцать раз меньше нежели молекулярная масса воздуха (т.е. обычной атмосферной смеси газов:  азота, кислорода, аргона, углекислого газа и водяного пара). Однако братья Монгольфье не смогли справиться с основной проблемой - материал оболочки не удерживал газ. Они пробовали решить её, оклеивая шар бумагой (благо бумаги то у них было предостаточно), но от этого шар становился неимоверно тяжёлым и не мог подняться в воздух.
По легенде подсказкой послужил случай – Жозеф сушил над огнём батистовую рубашку, и когда она высохла, то раздулась и стала приподниматься. Старший Монгольфье решил проверить свою догадку. Вместе с братом они соорудили небольшую, около трёх с половиной метров в диаметре, бумажную сферу и наполнили дымом. Опыт удался – оболочка поднялась воздух на десяток метров и продержалась вверху несколько минут. В эйфории от успеха Монгольфье решились на публичную демонстрацию. В этот раз они снова использовали хлопковый шар оклеенный изнутри бумагой. Сооружение весило более двухсот пятидесяти килограмм и было объёмом около восьмисот кубических метров.

4 июня 1783го года на площади города Аннона собралась многочисленная толпа. На оттяжках, идущих от специально установленных мачт была закреплена огромная сфера. Под ней сооружён гигантский очаг, где сжигалась смесь шерсти и соломы (считалось, что эта смесь создаёт особый «электрический дым», каковой лишь и может поднять вверх лёгкое тело). В течении нескольких минут шар расправлялся и вот вскорости стал рваться вверх. Удерживающие его верёвки были перерезаны и шар устремился в небо. В течении десяти минут сооружение поднималось, затем остыв начало плавное снижение. За это время сферу отнесло примерно на километр. Эксперимент был встречен всеобщим ликованием. Присутствовавшая на мероприятии комиссия академии наук составила официальный протокол. В истории именно эта дата считается началом эры воздухоплавания. А шары, поднимающиеся за счёт горячего воздуха, с той поры называются монгольфьерами.
Опыт вызвал интерес у короля Людовика XVI и братья получают финансирование от академии наук. Следующим экспериментом должно было разрешить вопрос о пригодности больших высот для жизни живых существ.
Новый шар был весом около пятисот килограмм и объёмом более тысячи кубометров. В этот раз к нему была привязана плетёная корзина, куда поместили петуха, овцу и утку. (овца была основным испытуемым, а птицы «контрольной группой»). Запуск состоялся 19 сентября 1783го года в Версале в присутствии короля и свиты. На высоте около пятисот метров шар порвался, но спустился настолько плавно, что ни одно животное не пострадало. Пришла пора создать аппарат способный перенести человека. Младший брат тут же берётся за разработку новой модели. В этот раз конструкция немного изменена: шар имеет продолговатую форму высотой в двадцать три и диаметром в пятнадцать метров, а в нижней части устроена кольцевая галерея. Также новое устройство предполагало использование специальных жаровен, на которых воздухоплаватели могли сжигать различные материалы и тем самым влиять на продолжительность полёта. Расчётный объём шара был более двух тысяч кубических метров.
К ноябрю 1783го года новый шар был готов к запуску. Однако церковь резко воспротивилась новому эксперименту, где люди должны были подняться в небо. Вдобавок, его величество не желал рисковать жизнями своих подданных и не дал разрешение на участие изобретателей в пробном полёте. Было предложено отправить в полёт заключённых, пообещав им освобождение в случае счастливого завершения опыта. Но это предложение было встречено в штыки аристократией и академическими кругами. Отдать честь первых пилотов каким-то арестантам!? После долгих уговоров разрешение короля было получено и 21го ноября 1783го года, из сада замка Ла Мюэт, что в западном пригороде Парижа, в полёт отправились Жан-Франсуа Пилатр Де Розье и Маркиз Франсуа Лорен Д’Арланд, и пробыли в полёте около сорока минут и смогли отлететь примерно на девять километров.
А что же упомянутый ранее Жак Шарль? Молодой учёный полагал использование лёгкого газа более практичным нежели эксперименты с нагретыми средами, а корабли построенные по этому принципу более управляемыми (история доказала его правоту – начало двадцатого века это эпоха дирижаблей – видоизменённых шаров наполненных гелием, сменившим легко воспламеняемый водород) Шарль сконцентрировался на решении задачи газовой герметичности оболочки. И вскорости ответ был найден, необходимыми свойствами обладал шёлк пропитанный раствором каучука в скипидаре.
27го августа 1783го года, т.е. всего парой месяцев позже первого публичного опыта Монгольфье, на Марсовом поле Парижа состоялся пробный запуск первого шарльера, как стали называть после все аппараты поднимающиеся в воздух за счёт лёгкого газа. На виду многотысячной толпы, шар оторвался от земли, в течении пары минут превратился в точку и скрылся из глаз. (В первой модели не был предусмотрен клапан для сброса давления, потому поднявшись на большую высоту шар попросту лопнул и упал в деревеньке Гонес. Поначалу крестьяне решили, что с неба свалилась луна, но мигом позже, почли за неизвестное чудовище. Убедившись, что оное лежит неподвижно, набросились на него с вилами и цепами и в считанные минуты превратили в кучку лохмотьев).
1го декабря 1783го года, воспользовавшись тем, что было снято королевское вето на полёт человека, Жак Шарль с одним из механиков Робберов, что помогали ему в создании каучуковой пропитки и водородного аппарата, поместился в гондоле подвешенной к шару обновлённой конструкции, в коей был предусмотрен спускной клапан, охватывающая шар сеть, якоря и гайдроп – толстый канат служащий замедлению горизонтальной скорости при приземлении. Практически все эти нововведения использовались в дальнейшем на протяжении многих десятилетий.
На шаре диаметром немногим более девяти метров аэронавты поднялись из парка Тюильри. Через два часа и пять минут, пролетев около сорока километров на высоте четыреста метров, судно приземлилось и спутник Шарля сошёл на землю. Далее профессор продолжил путешествие в одиночку. Облегчённый шар поднялся на высоту около трёх тысяч метров. Через полчаса Жак Сезар постепенно выпустил из оболочки газ и плавно опустился на землю в пяти километрах от точки прошлого приземления. **

У обоих систем были свои плюсы и недостатки. Потому в следующем времени была сделана попытка объединить их в одну. Так появились розьеры. Их создателем стал один из первых испытателей монгольфьера Жан-Франсуа Пилатр Де Розье. Он разработал аэростат, в котором объединил цилиндрический монгольфьер и сферический шарльер.

Начинаются активные попытки добиться от воздушного судна минимальной управляемости с помощью винтов или крыльев. Однако все эксперименты проваливаются и воздухоплавание постепенно превращается не более чем в зрелищную забаву. Но всего через десять лет после запуска первого монгольфьера огромная практическая польза была найдена.

В 1792м году Франция объявляет войну Австрии. Несколько европейских государств объединяются в коалицию, чтоб противостоять французской экспансии. Война развивается с переменным успехом сторон. Тогда Луи Бернару Гитону де Морво приходит в голову гениальная идея – использовать шары привязанные к выпускным тросам, для ведения разведки и передачи световых сигналов. Разработка проекта и, в особенности метода добычи водорода без применения серной кислоты (ибо сера, необходимая для её производства, уходила на изготовление пороха), была поручена химику Кутеллю. В октябре 1793го года первый пробный аэростат, связанный со специальной лебёдкой, появился на передовой. Шар несущий гондолу рассчитанную на двух человек, был способен подниматься на пятьсот метров, что обеспечивало великолепный обзор и давало возможность следить за манёврами неприятеля и расположением войск и сооружений. 2го апреля 1794го года была сформирована первая в истории воздухоплавательная рота. В течении этой кампании воздушная разведка обеспечила победу во множестве сражений.  После победы национальный конвент Франции издал указ о создании воздухоплавательной школы.

В последующие полтора столетия разведка при помощи аэростатов неоднократно использовалась войсками множества стран.


Воздухоплавание в России


Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.

Александр Николаевич Островский. Гроза


По вторникам над мостовой
Воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил;
В нем кто-то трубочку курил…

Даниил Хармс
 

Граф Баратынский, бывший на ту пору послом Российской империи во Франции, поведал императрице Екатерине второй об удивительном опыте братьев Монгольфье. В её письмах, адресованных литературному критику Ф.М. Гриму, и датированных двадцатым декабря 1783го года (т.е. писанных всего месяцем позже первого пробного полёта на шаре), мы можем прочесть такие строки: «...Хотя здесь и менее, нежели в Париже, занимаются этими воздушными путешествиями, однако все, что до них касается, принято с тем участием, какого заслуживает такое любопытное открытие». Открытие действительно вызывает огромный интерес в высших кругах. Уже в том же году издаётся русский перевод французского сочинения именовавшегося  «Рассуждения о воздушных шарах, горючим веществом наполненных и по воздуху летающих, или воздухоносных, изобретенных Монгольфьером в Париже». Полёты на воздушных шарах и в России становятся популярной забавой. Однако во избежание пожаров, по причине того, что большинство построек было деревянным, императрица издаёт указ, запрещающий запуски монгольфьеров с первого марта по первое декабря.

В году 1803м шар впервые используется в рекламных целях.

При императоре Александре первом делается попытка оснастить воздушными шарами армию. Однако идея не получила своего развития.

Год 1812, нарушены условия Тильзитского договора, начинается война с Францией. В России разрабатывается полужёсткий дирижабль, долженствующий служить бомбардировщиком. В архивах сохранились документы, подтверждающие, что Кутузов надеялся с его помощью не допустить французов в Москву. Однако из-за ошибок в расчётах, судно оказалось недееспособным.

3е декабря 1870го года – дата создания Русского общества воздухоплавания.

Через пять лет Дмитрий Менделеев выдвигает проект аэростата для подъёма в стратосферу.

В 1880м по его же, Менделеева, предложению создаётся воздухоплавательный отдел при русском техническом обществе.

В феврале 1885го года создана офицерская воздухоплавательная школа.

В 1904 сформирован  первый воздухоплавательный батальон, принимавший активное участие в русско-японской кампании 1904го-1905го годов.

Сентябрь 1910го года – первый всероссийский праздник воздухоплавания.

30го сентября 1922го на учредительном собрании в Москве, принято решение о возрождении Всероссийского аэроклуба, а в 1924м уже состоялось первое всесоюзное состязание воздухоплавателей.


Соревнования и фестивали.

Соревнования часто сравнивают с дуэлью. Но самая настоящая дуэль действительно имела место на самой заре воздухоплавания. В 1808м году двое решили стреляться за сердце прекрасной дамы и выбрали достаточно экстравагантный (и весьма дорогостоящий) способ. Одним утром они поднялись над Парижем на воздушных шарах и принялись палить друг в друга из мушкетов. В результате один из шаров оказался повреждён, и находившийся в оном дуэлянт погиб при падении.

Невозможно точно сказать, в каком году начались соревнования как таковые. Поначалу многие, кто мог позволить себе приобрести такое воздушное судно, устраивали воздушные гонки и заключали всяческие пари.

30 сентября 1906го года взяли начало первые официальные международные состязания аэронавтов. Устроены они были во Франции американцем Джеймсом Гордоном Беннетом, и в них принимало участие всего шестнадцать шаров. Однако, невзирая на малое количество участников, гонки вызвали огромный интерес публики и по приблизительным подсчётам, за стартом наблюдало около двухсот пятидесяти тысяч зрителей. Действо получилось весьма зрелищным, потому было решено сделать подобные соревнования ежегодными. Главным призом, который получает пилот пролетевший далее прочих от места старта, является переходящий кубок. Страна, выставившая победителя должна организовать гонки на следующий год. Правила проведения состязания не менялись никогда.
Организация фестиваля прервалась на время первой мировой войны. Но вскоре после её окончания, гонки началась заново. А вот вторая мировая, начавшаяся за месяц до запланированного старта, прервала традицию на сорок пять лет. Снова состязания за кубок Гордона Беннета начались только в 1983м, и были приурочены двухсотлетию первого полёта на монгольфьере. Состязания опять начались во Франции. С той поры проведение этого ежегодного мероприятия не отменялось ни разу.

К слову сказать, хоть советские воздухоплаватели никогда не принимали участия в международных соревнованиях, в пятидесятых-шестидесятых годах почти половина мировых рекордов числилась за нашими соотечественниками.

С 1979го года международный фестиваль проводится в Бристоле. Он считается одним из самых обширных в мире. Всего за несколько дней проведения его посещают более пятисот тысяч человек, а в небо поднимается более ста пятидесяти аэростатов.

Ещё один очень крупный, хоть и не имеющий за спиной долгой истории, фестиваль проходит близ города Леон в штате Гуанахуато. Он стартовал только в 2002м году, и организован был в честь ста пятидесятилетия начала воздушного сообщения в Мексике. Однако эпизод, который считается за это самое начало весьма забавен. В 1862м году дон Бенито Леон Акоста, решил отправиться на аэростате собственной конструкции к городу Долорес-Идальго. Но, поскольку воздушные шары не стали более управляемы со времён Монгольфье, и, вдобавок благородный дон Акоста не имел навыков, что позволили бы ему рассчитать направление воздушных потоков, то вместо намеченной цели, подобно Колумбу, он оказался от неё за сотни километров и приземлился в штате Сан-Луис-Потоси, на побережье мексиканского залива. Однако это не помешало ему стать национальным героем, а соотечественникам почитать дату его путешествия за начало воздушного сообщения.

Вообще международных фестивалей воздушных шаров проводится огромное множество.

В Декатуре штат Алабама в мае каждого года начиная с 1977го.

Так же в мае фестиваль проходит в Турции в Каппадокии. Главное отличие этого места от большинства прочих в том, что здесь можно не просто посмотреть но и самому полетать на воздушном шаре. При этом круглый год.

В июле месяце проходят сразу четыре фестиваля: Лейпциге в Германии; в аэропорту Сольберг, неподолёку от городка Реадингтон Тауншип, штат Нью-Джерси США; близ города Чамблей во Франции, и возле Барселоны, в небольшом городке Игуалада.

В Великобритании  в двух точках устраиваются состязания в конце августа: в поместье Аштон Коурт на западе от Бристоля и в Нортэмптоншире

В начале сентября в Ферраре, в Италии.

В Альбукерке, штат Нью-Мексико в октябре, на площади с пятьдесят четыре футбольных поля проходит крупнейший в мире фестиваль аэростатов. В 2015м году более ста двадцати стран выставили там свои команды. Только здесь можно увидеть, как в воздух одновременно поднимается более пятисот шаров!

В Таиланде, неподалёку от города Чиангмай в декабре.

В январе в Шато д'Э, Швецария.

В конце марта начале апреля возле Гамильтона в Новой Зеландии.


В России также, федерацией воздухоплавания, образованной в 1989м году проходит несколько фестивалей аэростатов.

В конце мая ежегодный фестиваль воздушных шаров «Кубок Подолья» проходит в Каменце-Подольском, на Украине.

В конце июня начале июля в Кунгуре проводится, ставшая уже традиционной «Небесная ярмарка Урала».

В июле, очень забавный, в свете рассказанного в начале этой статьи, фестиваль воздухоплаванья «Небо святого Сергия», проходит в Сергиево-Посадском районе, неподалёку от Москвы.

В сентябре мероприятие «Кавказские Минеральные Воды - Жемчужина России», один из постоянных фестивалей, проходит на озере в городе Ессентуки.

И ещё в Великих Луках, в Пятигорске, в Кисловодске и множестве других крупных городов.




Неодолимая сила притяжения крепко держит меня.
Смогу ли я вырваться из ее объятий?
Не могу отвести глаз от окруживших меня небес.
Сейчас я — всего лишь потерявший дар речи сын Земли.***



*
С окончанием средних веков, однако, не закончилась власть религиозного маразма над умами людей. В конце девятнадцатого столетия, на одном из съездов методистской церкви, некий епископ Райт высказал мысль, активно подхваченную множеством церковников, ставшую чуть ли не девизом всех врагов просвещения и прогресса: «Если бы бог хотел, чтобы человек летал, то он дал бы ему крылья» По иронии судьбы именно его сыновья Орвилл и Уилбер Райт разработали принцип трёх осей поворота, и опробовали его на рабочей модели, что послужило огромным подспорьем в развитии самолётостроения.

**
Существует легенда, по которой именно Этьен Монгольфье перерезал верёвку удерживающую шар профессора Шарля, тем самым положив начало его первого воздушного путешествия.


***
 A fatal attraction holding me fast, how
Can I escape this irresistible grasp?
Can't keep my eyes from the circling skies
Tongue-tied and twisted Just an earth-bound misfit, I.

Pink Floyd
Learning To Fly


Статья для журнала "Репутация в жизни"
repinlife.ru