Золотой век и дети

Елена Шувалова
 
   По нашему мнению, А.Н. Толстому необходимо было передать людям носимую им Тайну, - тайну "Конька-Горбунка", - Тайну Пушкина.

   
   Золотой ключик от Пушкинского Гения был дан Толстому; золотой ключик от Золотого Века России.


   Пушкин объединял всё и всех. Он объединял имперскую Россию с Россией пролетарской;  литературный язык с языком народным; земную жизнь русского народа с звёздным планом этой жизни; современников с их далёкими предками, детей с дедами.

  Осталось - нам объединиться с Пушкиным, - чтобы совпасть с его Золотым веком.

  Мысль о Золотом веке, об утраченной Атлантиде, - одна из главных мыслей писателей и поэтов Серебряного века, - из которого вышел и писатель Алексей Николаевич Толстой.

  В "Аэлите" царь марсиан Тускуб мечтает о Золотом веке, - но только для избранных, - аристократов. Для трудящихся, рабов, - всё останется по-прежнему, - если не станет хуже...

  В новой России - СССР - был, кажется, провозглашён Золотой век - для всех. На деле, - получилось то, что получилось... (Тускуб отдыхает!..).

 Тем не менее, Толстой в пьесе Золотой ключик приводит своих героев именно в СССР - как в Новую Атлантиду.

  У Толстого это - страна счастливых стариков и детей.

  Каково на самом деле было старикам и детям в СССР, - не всем, конечно, и всё же - их было очень много, - репрессированных стариков и детей, - Толстой знал не понаслышке. Писателя как раз в то время одолевали просьбами о помощи семьям, высылаемых из Ленинграда дворян.

  В 1935 году - году выхода в свет сказки о Буратино, - был узаконен расстрел детей, начиная с 12-летнего возраста...*


  На самом деле за внешней сервильностью пьесы Толстого стоит противостояние системе и лично И.В.Сталину. Недаром на страницах черновика сказки о Буратино писатель рисует его портреты... Толстой-Буратино показывает нос именно этому "Карабасу-Барабасу".

  Сталин присвоил "золотой ключик" - имя Пушкина, - себе. Он типа открыл Пушкина народу и заставил народ любить и знать первого поэта России.

  Конечно, положительный эффект от этого был, - он сказался ещё и на нашем поколении - поколении детей "шестидесятников", - росших в эпоху Брежнева: Пушкина знали все. Не знать Пушкина было невозможно.  Его цитировали и уборщицы, и профессора. Частично это докатилось и до сегодняшнего дня. (Хотя - теперь уже частенько удивляешься, когда любимый и уважаемый артист, знакомый тебе с детства, долго думает и не может догадаться, откуда взята строчка, - в игре "Кто хочет стать миллионером?..).


  В своё время  Лев Николаевич Толстой писал: "Когда   вышли   пятьдесят   лет   после   смерти   Пушкина   и   одновременно   распространились   в   народе   его   дешевые   сочинения   и   ему   поставили   в   Москве   памятник,  я   получил   больше   десяти   писем   от  разных крестьян с вопросами о том, почему так возвеличили  Пушкина ? На днях еще заходил ко  мне  из Саратова грамотный мещанин, очевидно сошедший с ума на этом вопросе  и  идущий  в   Москву  для того, чтобы обличать духовенство за то, что  оно  содействовало постановке «монамента» господину  Пушкину .

 В  самом деле, надо только представить себе положение такого человека из народа, когда  он  по доходящим до  него  газетам  и  слухам узнает, что  в  России духовенство, начальство, все лучшие люди России с торжеством открывают  памятник  великому человеку, благодетелю, славе России —  Пушкину , про которого  он  до сих пор ничего не слышал...".


  Интересно сопоставить эти факты с другими:

  Литератор И. И. Панаев писал: "На Мойке у Певческого моста... не было ни прохода, ни проезда. Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом; извозчиков нанимали, просто говоря: "к Пушкину". "Дом его с утра до вечера наполнен был народом, который видел в прахе этом - утрату надежд своих на будущее. У кого из русских с его смертью не оторвалось что-то родное от сердца", - писал В. А. Жуковский.

  Между прочим, нам рассказывали об одном старике с почтенною физиономией, который пришел вечером к гробу  Пушкина, долго смотрел на него и горько плакал, потом сел на диван и все продолжал плакать. Это заинтересовало бывших тут, и князь  Вяземский  подошел к нему с вопросом: „ Вы , верно, лично  знали   Пушкина ?“ - „Я  русский “, - отвечал старик“.



  Такое впечатление, что Лев Толстой пишет про какой-то совсем другой русский народ...

   Может. - так оно и было? И Блок недаром же писал об утрате Золотого века, о паучихе, заткавшей старый очаг...
 

  А в сказке Алексея Николаевича Толстого разрывается именно эта паутина и открывается потайная дверь - в прошлое и вечное... В наш настоящий Золотой век.

  Катастрофа Революции - казалось - дала возможность открыть забытый клад. ( "Преемственность послереволюционной литературы - Пушкин").
 
   Катя Рощина в "Хмуром утре" рассказывала не о 33, а о 40 богатырях "Царя Салтана", - число 40 - число перехода: пушкинские богатыри пришли к советским детям.

   Здесь же та же учительница Катя говорит о русском языке как солнечной энергии. А в публицистической заметке Толстой утверждает, что "Русский язык - это прежде всего Пушкин".  То есть, солнечная энергия - это Пушкин?

  Солнце светит в круглом окошке пещеры в сказке о Буратино и со страницы волшебной книги - в пьесе "Золотой ключик".  Солнце Золотого века.

   В заметке А.А.Блока "Безвременье", - там, где про остывший очаг, золотой век и паутину скуки, - светит голубым глазком Невеста - Ночная фиалка, - вокруг которой бессмысленно и вечно, - как во сне - кружит на коне рыцарь.

  В сказке о Буратино Толстого эта самая Ночная Фиалка сорвана: её держит в лапе спесивая лисица - жена (или любовница) губернатора Лиса (который потом будет взят "живым на небеса" - как пророк Илья...).

  Ночная фиалка Блока - возможно, - символ телесной Венеры, - которой всё служат и служат "рыцари литературы". Хотя сам Блок так же был далеко не чужд этой - земной - Венеры, всё же вся его суть была обращена в Венере Небесной, - к Царь-Девице, к Деве-Богородице, - Заре-Зарянице.

   С другой стороны, лиловая фиалка Блока сопоставима с голубым цветком Новалиса, - с одетой в небесную синеву Возлюбленной - Софией - Философией, - "мёртвой царевной". Когда Поэт - у Новалиса - находит её, - начинается Золотой век Атлантиды поэтов.


  "... Сразу же после смерти Матильды старец преподнес Генриху этот ключ с таким напутствием: нужно вручить ключ императору, которому ведомо дальнейшее. Генрих так и поступает; осчастливленный император показывает ему древний пергамент, согласно которому надлежит ознакомить с ним человека, нежданно-негаданно доставившего однажды золотой ключ; этого избранника ждет заповедный древний клад, приносящий счастье, карбункул, которого все еще недостает короне. Пергамент указывает приметы клада. Руководствуясь этими приметами, Генрих ищет заветную гору; в пути Генриху снова встречается странник, поведавший некогда ему и его родителям о голубом цветке; они беседуют о прозрении. Генриху открываются недра горы; Циана преданно сопутствует ему.

    Генрих быстро достигает удивительного края, где воздух, вода, цветы не имеют ничего общего с нашей земной природой. Повествование перемежается драматическими сценами. «Люди, звери, злаки, камни, светила, стихии, звуки, цвета образуют одну семью; они едины в своих деяньях и речах, как соплеменники». «Цветы и звери рассказывают о человеке». «Зримое царство сказки наступает, действительность уподобляется сказке». Перед Генрихом голубой цветок, то есть Матильда: она во сне хранит карбункул. Малютка, дитя Матильды и Генриха, стережет гроб; ей дано омолодить своего отца. «Это дитя — младенчество вселенной, Золотой век до всех веков и после них». Больше нет противоречия между христианской и языческой верой. Гимны, посвященные Орфею, Психее и другим." / Концовка романа Новалиса "Гейнрих фон Офтердинген" в пересказе его друга, поэта Людвига Тика.

  Как видите, у Новалиса Золотой век должен открыть ребёнок.

   Так же дети открывают его и у А.Н. Толстого.

  Сверчок в пьесе "Золотой ключик" рассказывает про какого-то "старого-старого, умного-умного, учёного-учёного человека, который говорил: "Весь прекрасный мир земной должен принадлежать детям, пусть они будут счастливы". Кто этот человек - мы никак не можем понять. Скорее всего, это - закамуфлированная отсылка к словам Христа: "Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное".

  Волшебная книга, скрытая в ящике, который может открыть - золотым ключиком - только очень хороший ребёнок, - это нечто похожее на Ковчег Завета.

  Что это за Книга? Она очень похожа на Библию.

   Книга эта даёт солнечную силу, из неё звучит божественная музыка, благодаря ней злые герои проваливаются в тар-тарары, а добрые ступают на волшебный корабль и прилетают в Страну Счастья - как в Рай.

  ( Да ведь и понятно же, что золотой ключик должен открывать двери Рая...).

  Похожие поющие книги есть в царстве марсианской Царь-Девицы - Аэлиты, - в её Солнцевом Селенье - Соацере.

  В пьесе "Золотой ключик" Карабас-Барабас обращается к Тарабарскому королю (животному!):

 "Ваше божественное превосходительство, трижды великий Тарабарский король, эта преступная шайка мальчишек и девчонок избила меня, ограбила и похитила моё сокровище...".

  Слова "преступная шайка мальчишек и девчонок" буквально взяты Толстым из ответа И.В. Сталина писателю Ромену Роллану насчёт указа о возможности приговаривать к расстрелу детей с 12 лет:

   "Теперь позвольте мне ответить на Ваши замечания по поводу закона о наказаниях для детей с 12–тилетнего возраста. Этот декрет имеет чисто педагогическое значение. Мы хотели устрашить им не столько хулиганствующих детей, сколько организаторов хулиганства среди детей. Надо иметь в виду, что в наших школах обнаружены отдельные группы в 10–15 чел. хулиганствующих мальчиков  и  девочек, которые ставят своей целью убивать или развращать наиболее хороших учеников  и  учениц, ударников  и  ударниц. Были случаи, когда такие хулиганские группы заманивали девочек к взрослым, там их спаивали  и  затем делали из них проституток. Были случаи, когда мальчиков, которые хорошо учатся в школе  и  являются ударниками, такая группа хулиганов топила в колодце, наносила им раны  и  всячески терроризировала их. При этом было обнаружено, что такие хулиганские детские  шайки  организуются  и  направляются бандитскими элементами из взрослых.".


  Интересно то, что Буратино и друзья его садятся на воздушный корабль и прибывают в райскую страну - СССР - уже после того, как все отрицательные герои - мучители детей - провалились в тартарары. То есть, это действительно уже СССР без Карабаса-Барабаса и Тарабарского короля...

  Что это за волшебная книга, которая неотвратимо свергает злых правителей и уничтожает зло, а добрым даёт силу, веселье, молодость?

  Не знаем. Книга эта очень похожа на Библию. Ещё она похожа на Чашу Грааля - по своему действию.

  Как Чаша Грааля скрыт в одном московском подвале и "Конёк-Горбунок" А.С. Пушкина. По нашей версии, А.Н. Толстой вполне мог знать об этом, поскольку семья, которая жила в доме с тем подвалом, была ему родственной.

  Это - семья нашего прадеда И.Д. Калошина, который был Толстому 4-юродным братом.

  От своих бабушки с дедушкой мы знаем, что когда-то Калошин водил своих детей в подпол и торжественно показывал им вынутую из старинного сундука подписанную Пушкиным рукопись "Конька-Горбунка", заклиная каждого "запомни!". После этого дверь в подпол была замурована и сравнялась со стеной одной из комнат. (Это произошло в 1918 году). Мы подозреваем, что идею такой инсценировки - вождения детей в подпол как посвящения их в тайну, - мог предложить прадеду сам Толстой.  В таком случае, А.Н. ещё до отъезда за границу мог придумать этот эпизод, - а потом включить его в свою сказку о Буратино.


  Что же, - получается, - что сокровище, найденное Буратино и компанией - это "Конёк-Горбунок" А.С.Пушкина?

  Думаем, - да! В этой сказке, в этом Коньке заключён живой Пушкин, - которого нужно только расколдовать.

  Предчувствуем возражения: "да разве Пушкин не живой? Разве нет жизни - прежде всего в его стихах, в "Евгении Онегине"?.. разве мы не способны воспринять эту жизнь?"  Да, конечно. Каждый читающий со вниманием, с любовью, эту жизнь от Пушкина воспринимает. И даже, указывая на его прославленный портрет, восклицает: "То-то был поэт!" Кажется - о чём больше и мечтать? И так - "повезло!", - как твердил рифмоплёт Рюхин, обращаясь к памятнику на Тверском бульваре.


  Но - если мы включим в блок пушкинских произведений "Конька-Горбунка", - осознанно включим, изменится сама система координат.
 
  Мы окажемся в трёхмерном пространстве. И это будет - настоящее пушкинское пространство, - где он из марионетки или памятника станет живым и великим. И тогда, - автоматически - мы пересмотрим все пушкинские произведения. Мы начнём по-другому общаться с Пушкиным. И благодаря этому общению станем такими, что никакие Карабасы-Барабасы и Тарабарские короли не смогут управлять нами.

 Вот о чём мечтал А.Н. Толстой и что заложил он в свой проект "Золотой ключик".

 А марионетки С.Д. Лебедевой раскрывают и иллюстрируют эту его заветную мысль.



Продолжение следует.


 
 
 

 
*"Циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним

20 апреля 1935 г. Совершенно секретно
Хранить наравне с шифром
№ 1/001537 — 30/002517

Всем прокурорам союзных республик, краевым, областным, военным, транспортным, железнодорожным прокурорам, прокурорам водных бассейнов; прокурорам спецколлегий, прокурору г. Москвы. Всем председателям верховных судов, краевых, областных судов, военных трибуналов, линейных судов; судов водных бассейнов, председателям спецколлегий краевых, областных и верховных судов, председателю Московского городского суда.
Ввиду поступающих запросов, в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля с.г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», разъясняем:
1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст. 1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).
2. В соответствии с этим надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республики и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не применяется.
3. Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрел) может иметь место лишь в исключительных случаях и что применение этой меры в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль, предлагаем всем прокурорским и судебным органам предварительно сообщать прокурору Союза и председателю Верховного Суда СССР о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания.
4. При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных) судах в общем порядке.

Прокурор Союза ССР Вышинский
Председатель Верховного суда СССР Винокуров
ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а Подлинник".






 Продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/04/800