Русские староверы в Азербайджане и Армении

Гахраман Гумбатов
Большинство русских в  Азербайджане и Армении это потомки российских староверов (молокан), которых Российская империя переселила на Южный Кавказ.
Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тысяч человек. Большинство из них жили в Закавказье.
Название молоканства усвоено секте ещё в 1765 г. тамбовской консисторией на том основании, что сектанты в пост едят молоко. Сами сектанты называют себя «духовными христианами», а усвоенное им название молокане объясняют тем, что содержимое ими учение есть то «словесное млеко», о котором говорится в Св. Писании (Кор. III, 2; Евр. V, 12; I Петр. II, 2 и др.).
Принято считать, что молоканство основано во второй половине XVIII в. крестьянином Тамбовской губернии Семёном Матвеевичем Уклеиным (1727–1809), который, будучи близок к духоборам, откололся от них и решил создать новое учение. Активная проповедническая деятельность С. М. Уклеина привела к распространению молоканства от Воронежа и Тамбова до предгорий Кавказа. В XVIII веке именно эти территории были местами вольницы, куда не дотягивалась рука государства и церкви.
Несмотря на общепринятую позицию, считать Семёна Уклеина основоположником молоканства не совсем верно, так как корни молоканства уходят глубже XVIII века. Русский историк Николай Иванович Костомаров в «Воспоминании о молоканах»[2]:
«О происхождении учения молокан я слышал от них самих следующее: вера наша (говорили мне) пошла на Руси от Матвея Семёновича; он жил давно, назад тому лет триста, при царе Иване Грозном, и был замучен: его живого сожгли. От многих гонений вера наша после того умалилась и ослабела, а тому назад лет пятьдесят или поболее подкрепил её и подновил Семей Уклеин. Впрочем, прибавляют они, с тех пор как христианство стоит на земле, все истинные поклонники Божества так верили и до конца мира будут верить, как мы. Упоминаемый ими Матвей Семёнович должен быть, по-видимому, не иной кто, как Башкин, осуждённый в 1555 году в Москве».
Идеолог молоканства Н. Ф. Кудинов о происхождении секты: «…казалось бы, странным утверждать, что молокане произошли от Уклеина: как нельзя полагать, что лютеранство произошло от Лютера. Лютеранство было прежде Лютера, как религиозный критицизм в пытливых умах, в виде протеста против церковной неурядицы и несоответствующих духу христианства явлений в церковном мире. У нас, в России, не представлялось возможности, и не было такого лица, которое приняло на себя смелость объединить рационалистическое движение умов в форме всеобщего народного отпадания от православной церкви, и потому роль эта распределена между мелкими учителями по разным губерниям и местам России. К числу таких частных проповедников рационализма, давно жившего в России, принадлежал и Уклеин в Тамбовской губернии. Единовременно и даже прежде Уклеина молоканство было уже в других губерниях, хотя молокане тогда не назывались молоканами, а духовными христианами. Заслуга Уклеина состоит в том, что он объединил существующее молоканство и дал ему более определённую форму».
Таким образом, молоканство уходит корнями в XVI век и является частью общеевропейского процесса реформации, то есть реформирования христианства в соответствии с Библией. Однако в России в XVI в. «религиозный критицизм в пытливых умах» был надолго задавлен опричниной, и отголосок его проявился только в XVIII веке в южных землях империи.
Гонимые в эпоху Екатерины II, при императоре Александре I молокане получают религиозную свободу в 1805 г. Это событие становится ключевым в истории молоканства. Однако после смерти Александра в 1825 году либеральная политика в отношении сектантства прекращается. Новая формула правления Николая I «православие-самодержавие-народность» не допускает распространение молоканства. Возникает необходимость изолировать секту от православных, так как бороться напрямую с многочисленными молоканами трудно.
Для переселения отлично подходят новые земли Закавказья, перешедшие Российской империи в ходе русско-турецких и русско-персидских войн 1804–1828 гг. Переселить сектантов в Закавказье, значит убить двух зайцев: ликвидировать дурное влияние молокан на православных и закрепить русское присутствие на новых южных границах.
20 октября 1830 года Государственный Совет издаёт акт о заселении Закавказья русскими переселенцами. И в 1830-е годы начинается долгое и тяжёлое переселение молокан в Закавказье.
Власти, преследуя не только стратегические, но и экономические цели, поселяли молокан вдоль важных дорог, связывающих закавказские губернии с Россией. Таких дорог было три:
1. Дербент — Хачмас — Килязи — Алты-Агач — Хильмилли — Шемаха;
2. Тифлис — Елизаветполь (Гянджа) — Казах — Дилижан — Еленовка (Севан) — Ахта;
3. Тифлис — Александрполь (Гюмри) — Карс.
За два века история раскидала молокан по всему миру. В российской империи они ссылались не только в Закавказье и в Сибирь, но и на Дальний Восток. Из Закавказья в первые годы советской власти многие переехали в Америку (США, Мексика), а оттуда в Австралию.

Азербайджан.
Ивановка— самое крупное село молокан в Исмаиллинском районе Азербайджана. Последний оставшийся с советских времён колхоз в стране. В настоящее время Ивановка обладает пастбищами, фермой племенного скота, мощным автохозяйством, ремонтной базой и лесопилкой. В селе действуют рассчитанная на 780 человек двухэтажная школа, детский сад, новая больница, гостиница, гостевой дом, а большинство дорог заасфальтировано. АТС на 1000 номеров и наличие — практически повсеместно — доступа к сети Интернет также свидетельствуют о том, что все необходимые для жизни условия жители имеют в полном объеме.
Административные здания советской эпохи в Ивановке больше похожи на городские, чем на сельские. Благодаря личному распоряжению президента Алиева здесь сохранился единственный в стране колхоз, основу которого составляют молокане. Продукцию колхоза можно приобрести как в магазинах Ивановки, так и в Баку. Ивановские улицы очень ухоженные, многие тротуары выложены плиткой. «Сельский дом быта» и «Столовая» — реликты. В Ивановке можно ненадолго почувствовать себя в Cоветском Cоюзе. Однако аутентичной молоканской архитектуры вы здесь увидите мало, так как многие дома перестраиваются и обновляются, что абсолютно нормально для «живого» села. В 2011 году был запущен онлайн проект — сайт о селе Ивановка Республики Азербайджан.
Славянка— село в Кедабекском районе Азербайджана и самый крупный населённый пункт района после райцентра Кедабек.
Славянка была основана в 1844 году духоборами, переселёнными царским указом с территории нынешней Запорожской области Украины, а своё название получила, скорее всего, от города Славянск, являвшимся на тот момент одним из центров духоборской общины.
В 1863 году Славянку посетил художник Василий Верещагин, позже писавший о ней как о селе в 205 домов, жители которого жили в «честности и достатке», но, будучи вынужденными приспособливаться к жизни на периферии империи, стали менее ортодоксальны в своих религиозных принципах и употребляли табак и алкоголь.
В 1895 году духоборы Славянки, наряду с жителями шести других духоборских сёл, участвовали в массовом сожжении оружия в знак простеста против несения воинской повинности, к которой их обязывал указ 1887 года. После последовавших за этим санкционированных местной властью погромов духоробов казаками и жандармерией, возник вопрос их дальнейшего пребывания в России. Усилиями Льва Толстого удалось договориться о разрешении духоборам эмигрировать в Канаду, и уже в 1898 году около восьми тысяч духоборов, среди них жители Славянки, отбыли из порта Батум и поселились на неосвоенных землях канадской провинции Саскачеван. В Канаде духоборы основали две колонии под названием Славянка, однако к 1911 году обе колонии опустели, а их жители переселились в другие общины.
К оставшимся в кавказской Славянке духоборам подселились другие нетитульные христианские общины (молокане и др.). Часть духоборов покинула Азербайджан в 1920 году, перебравшись на север, где они основали село Славянка на своей вотчине в Запорожской области Украины и одноимённое село в Целинском районе Ростовской области России.
В советское время в селе действовал колхоз «Путь Ильича».
В настоящее время в Славянке действует лечебно-туристический комплекс, открытый в 2007 году.
Среди известных уроженцев села — Пётр Веригин, руководитель «большой партии» духоборов на момент эмиграции в Канаду.

«Молоканский след» в Маразах еле заметен, всего лишь несколько старых домов. Поселение так быстро превратилось из цветущего молоканского села в развитый азербайджанский районный центр, скорее всего из-за своего расположения на важнейшей транспортной автомагистрали страны.
Интересные сведения о поселение приводит Ф. А. Деминский в записках Кавказского отдела императорского русского географического общества в 1901 г.:
«В Маразы в 1843–45 гг. пришло из Таврической губернии 36 душ общего пола (21 мужчина и 15 женщин), из Бессарабской губернии и Кишенева — 10 (6 мужчин и 4 женщины), из Саратовской губернии — 354 (157 мужчин и 187 женщин), из Тамбовской — 29 (12 мужчин и 17 женщин), из Воронежской губернии — 105 (49 м. и 53 ж.) и из др. губ. 26, итого 560 человек. К 1 января 1858 г. числилось 410 муж. и 418 женщин (91 дым). ;…; По приходе на места сектанты вначале устраивались, кто как умел… Маразинцы провели несколько месяцев в пещерах, и теперь ещё видных в скале на краю селения. ;…; Маразинцы неудачно выбрали для поселения котловину, место бывшего здесь когда-то большого города. Пример немецких колонистов, живших здесь некоторое время, не послужил уроком для молокан: немцы же, выяснив неудобство для поселения местности Маразы, бросили её и ушли сначала на р. Пирсагат на бывшую почтовую дорогу из Шемахи в Баку, в 1 версте к востоку от р. Пирсагат, а затем по случаю большой смертности, перешли и отсюда, кажется, в Елизаветпольскую губернию».
Село Хильмилли расположено в 105 км от Баку в предгорьях Большого Кавказского хребта на правом берегу реки Козлучай. По левой стороне реки тянется хребет Тахтаяилаг, являющийся частью Кавказского хребта. Высота над уровнем моря 820–870 м. Я не климатолог, поэтому о климате Хильмиллей скажу просто: он достаточно сухой, лесной растительности в окрестностях почти нет, и это в сравнении с лесным Алты-Агачем, расположенным в 20 километрах к северу. Хильмилли расположено в долине между пологих гор (средняя высота ~1000 м).
Село входит в Гобустанский район.
Хорошую историческую справку о селе я беру из записок участкового пристава Ф. А. Деминского:
«Селение Хильмилли получило своё название от первоначального надельного участка земли, под названием Хильмилли (в 5 верстах от селения). Вначале были отведены для селения три участка под названием Кон-булаг, Ага-булаг и Хильмилли. Затем было прирезано к ним ещё три участка: Чанах-булаг, Ала-таш и Айбатаран. Селение расположено на правом берегу р. Козлу-Чай. ;…; В Хильмилли пришло в 1840 году из Владимирской губернии 92 дыма (307 мужчин и 299 женщин)».
Однако немного иные сведения о переселенцах приводятся в Актах, собранных кавказской археологической экспедицией и изданных под редакцией А. П. Берже в Тифлисе в 1885 г.: «В 1834 году поселены на урочище Алты-Агаче выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из сёл Алты-Агаче в числе 315-ти душ мужского пола основалось новое село на урочище Хильмилли, …население Хильмиллей на 1844 г. составляет: 443 мужчины и 435 женщин».
О том, что с. Хильмилли было основано по преимуществу переселенцами из Алты-Агача, свидетельствуют вполне наглядные доказательства — это надгробия на хильмиллинском кладбище. Одно из них старинное — 1897 года, другое более позднее 1977 года, под ним погребены останки со старого кладбища.
Видеофильм о русских староверах Азербайджана:
https://www.youtube.com/watch?v=97xD5QBxMN8

Армения.
Русские в Армении — этническое меньшинство в Армении, составляющее около 11,9 тысяч человек или 0,39 % населения республики. Русское население  в  Армении сложилось во второй четверти XIX века, когда в результате правительственных мер в Восточной и Северной Армении сложился русский этнический массив, в формировании которого участвовали военные поселяне и крестьяне. В 1880-е годы на территории, ограниченной современными границами Республики Армения, находилось 23 русских селения. В настоящее время русские в Армении — это самая малочисленная диаспора русских в странах СНГ. Русские в Армении представлены староверами(молокане) и мигрантами советского времени. После принятия в 1993 году закона «О языке», все делопроизводство и обучение было переведено на армянский язык, при этом были закрыты русские факультеты в техникумах и вузах, часть квалифицированных русскоязычных специалистов вынуждена была уехать. В Армении в 40 средних школах остались русские классы, где по закону «О языке» имеют право обучаться только дети этнических русских, граждан России и детей от смешанных браков. Обучение в русских классах проводится по российским программам, а учебники предоставляются правительством Москвы, но большинство предметов преподается на армянском.
Фиолетово и Лермонтово, единственные сёла, которые  сохранились в почти в нетронутом виде к началу XXI века, в то время как другие сёла с преобладавшим постоянным молоканским толком исчезли, по мнению некоторых российских специалистов, они сохранились благодаря внутренним факторам. Сёла Фиолетово и Лермонтово — соседи. Во многом они похожи. Разве что Лермонтово чуть беднее и людей там живёт меньше: всего 1023 человек, из которых около 850 молокане, около 50 — езиды, остальные — армяне. Как и Фиолетово, Лермонтово расположено в зелёной долине между горными хребтами.
В Фиолетово проживает 1317 человек, из которых только 15 — армяне. Большинство людей посещает собрания (их 4). В семьях в среднем по 4 ребёнка. Разводов мало, ведь кто разводится, уже не может считаться молоканином. Молодёжь живёт в селе, только некоторые ездят на заработки в Россию в Тюмень.
Хозяйств в селе около 370. Многие выращивают знаменитую квашеную капусту, кто-то держит коров. Говорят, что если даже в Москве встретить русского продавца капусты, он будет из Фиолетово.
В Фиолетово сохраняется традиционный образ молоканина: мужчины носят бороды (после свадьбы обязательно), женщины платки и фартуки. Наличие телевизора в доме не приветствуется, раньше так вообще запрещалось.
Армянский язык многим знаком, но в общении между русскими никогда не используется. Некоторые слова все же заимствуются у армян (особенно бранные).
Видеофильм о русских староверах Армении:
https://www.youtube.com/watch?v=_HxT_t_f6FE


Некоторые выводы.
В Закавказье, где с середины XIX в. по конец XX в. существовало множество молоканских поселений, на данный момент (июль 2014 г.) большинство молокан проживают в трех селах Закавказья: Ивановка в Азербайджане и Фиолетово, Лермонтово в Армении. В остальных когда-то крупных молоканских сёлах (Хильмилли, Ульяновка, Воронцовка) русское население не превышает 80 человек. Очевидно, что через пару десятков лет в этих сёлах останется только «молоканский след»,
В 90-е с развалом СССР притесняемое русскоязычное население советских республик стало возвращаться в Россию, молокане не исключение. Вот только в отличии от русских они не возвращались домой, а покидали свою Родину. Ведь почти за два века молокане сформировались в отдельную субэтническую общность, идентифицирующую себя не как русские, а как молокане. И их родина была в Закавказье.
Сейчас молоканство представляет собой разрозненные независимые общины в России, Украине, Закавказье, США, Мексике и Австралии. Из-за разрозненности молокане мало знают об общинах в других регионах и странах. Например, мои бабушки только лишь слышали о молоканах в Армении, жители же Армении почти ничего не знали о молоканских сёлах Азербайджана.
С уходом молокан из региона, память о русском присутствии в Закавказье слабеет, молодое поколение азербайджанцев, грузин, армян почти не слышало о молоканах.
Все это чревато негативными последствиями в первую очередь для людей, чьи молоканские корни уходят в Закавказье.
https://twitter.com/QahramanAran/status/880348077688860673