Аман Тулеев - штрихи к политическому портрету

Михаил Анохин
Этот очерк был опубликован в 2004 году в областной газете "Край". Администрация Кемеровской области грозилась подать на меня и редактора Богданова в суд.  Ума хватило не делать мне и газете рекламу. А жаль.
Публикуя его сейчас, все время порывался что-то дополнить, изменить, сократить, но воздержался. Хочу быть честным перед тем, каким я был 13 лет тому назад.   
                ====================================
«Вот  ты власть, да власть! А власть чо? Известно дело: «власть любит поесть всласть» и всяко там разно, о чем и сказать вслух неудобно, да и подумать совестно, а между тем…
Да чо, енто я с вами-то заболталась? Ей-бо болтушка стала. А вы то, наверное из тех, кто осуждает? По глазам вижу, из тех. А я так скажу в простоте сердечной: это несчастные люди, которых Господь к власти подпустил! Нет большего испытания для человека окромя власти. То-то жжет! Да не жжет, а палит!
Им то кажется, что они всё взяли, а на самом деле всё их взяло! Да так, что уже и не вывернутся! Куды там! Шибко Бога прогневать надоть, чтобы он  человека властью наказал, шибко! Так что ты нашего губернатора не осуждай. Его пожалеть надо! Пожалеть и оплакать его судьбу! По-христански, а мы все, как нехристи. Безжалостны мы, от того и жизнь к нам безжалостна.
Чего глазами-то сверкаш? Не то говорю? Так уж не осуди, сказала, что на сердце лежало, без вашего журналистского лукавства»
                (Из разговора.)

«Родители,- пишет Фуко,  - имеют власть над  ребенком,   учитель - над учеником,  врач – над    телом и душой пациента   благодаря знаниям,  которыми он располагает. 
И наоборот,  обладание властью открывает  власть  над  информацией. Власть вездесуща...  не в том смысле,  что она всё знает, а в том, что она отовсюду проистекает.
Власть тотальна по своей природе и так же по  природе своей агрессивна.  Противостоит ей  только гражданин».

                I
   Губернатор Кузбасса,  Аман Гумирович Тулеев заслуживает того, чтобы посвятить ему полноценную главу в этих записках мемуарного жанра,  тем более  что о себе, Аманом Тулеевым и нанятыми им же журналистами, написана целая библиотека. Плюс к этому многочисленная «тулеевиана», порожденная нашей холуйской натурой и неистребимой тягой к кумиротворчеству. 

Такой очерк  необходимо написать именно сейчас, когда Аман Тулеев находится  в зените политической карьеры и упивается властью,  а не тогда, когда она закатится.  Потом найдется немало смельчаков  и  прозревших, исходящих желчью, шипящих в след ему, как проснувшиеся от спячки змеи. 
 
Пишу о Тулееве еще и потому,  что политик - не частное лицо, и себе не принадлежит. К тому же, нужно хоть немного добавить в «(лизо)блюдо» пряностей, слишком уж много в нем патоки, тошнит.

Но начну с того, что немало мифов, подобно приведениям из страшных сказок, ходят среди людей смущая их души и вводя разум в заблуждение. Одним из таких мифов является «объективность информации» и возможность «объективно» же раскрыть суть человека. 
На самом деле объективности нет  даже  там,  где  есть следствие  и суд! 
Потому-то законодатель призывает судью руководствоваться помимо закона, еще и «правосознанием».   
Приступая к написанию очерка, я отдают себе отчет в том, что субъективизма в них будет куда больше чем «фактов установленных следствием». Любителей фактов, отсылаю к оппозиционной, Тулееву прессе, меня же интересует «соль фактов», почва из которой они произрастают, а вовсе не их количество и качество.
Таким  образом,  все,  что покажется моему читателю «не соответствующим  действительности», пусть он отнесет на счет моего правосознания, которое не подсудно ни какому судье, кроме Господа Бога.
Писать же по западным стандартам «объективности», то есть: с «одной стороны»,  да с «другой стороны», да «прямо глядя» - можно только на Западе у нас же «свернешь голову» откликаясь на «интересы сторон». К тому же и такой «разносторонний взгляд» на поверку оказывается разновидностью все того же субъективизма.
Так что обойдемся собственным мнением на этот счет,  как суммой осмысленных и переосмысленных фактов,  знаний о природе власти, интуицией и догадками.

Этот очерк я стал писать в конце прошлого тысячелетия и продолжаю писать в новом тысячелетии и не знаю, когда закончу. Да и можно что-либо сказать окончательное о человеке, тем более о политики, покуда он еще жив?

Великий французский мыслитель Мишель Монтень в своих «Опытах» посвятил целую главу «О том, что нельзя судить счастлив ли кто-нибудь, пока он не умер». Политическая карьера и вовсе зыбкая основа, чтобы на ней обосновывать своё счастье. Как говориться, если она прямо не ушибет политика, то достанет через ближайших родственников. Люди власти, как правило, очень несчастны в личной жизни. Судьба как бы возмещает избыток одного, недостатком в другом.

                * * *
После взрывов домов в Москве,  Волгодонске,  Каспийске,  после того, что случилось в Нью-Йорке, в Беслане и еще случится, видно, что разверзлась пропасть уже не веков, а цивилизаций, сместив ценностные шкалы. Вот почему  так  важно  понять  природу  нашей власти.  Понять через ярчайшего представителя азиатского (византийского) традиционализма, каким, несомненно, является герой моего очерка.

                * * *
Трагедия России в том и состоит,  что все перемены в ней происходят надрывно, революционно, а революции порождают особый склад людских характеров.  Нетерпение и нетерпимость к  инакомыслию,  глубинная  порча традиционных ценностей и уклада жизни,  может быть главная особенность пост революционных масс. Революции переводят в «расплав» старые общества и годы, если не десятилетия, из этого расплава мучительно выкристаллизовываются новые страты, миру является «новый человек».
Губернатор  Кузбасса  Аман  Тулеев - хорошее зеркало для того, чтобы заглянут в омут собственной души и вытащить на поверхность сознания её родовые черты.

                * * *
 «Человек - мера вещей». Я вымеряю собой тех,  кого знал, кто оказал на меня сильнейшее впечатление, но в себе самом чувствую, как неумолимое время смещается всё, в том числе и то,  чем  оно  измеряется. Всё,  всё  буквально  течет  и не во что воткнуть опору,  выстроить ту «печь» от которой можно безболезненно начать свой «танец»,  объективируя человека.

Религиозное сознание как бы дает опору,  но религия  своим  острием обращена к индивиду,  а жизнь, как система социально-политических институтов ни когда еще не следовала канонам религий, а там где церковная власть брала бразды правления в свои руки,  там наступал мрак и «скрежет зубовный».

«Власть Моя  не  от  мира  сего».  - Сказал Христос и добавил,  что власть этого мира в руках Сатаны. Когда религия становится властью, то Христос  превращается в Антихриста,  а добрые дела оборачиваются злом.

Тогда сбываются слова о благих намерениях ведущих в ад. Аман Гумирович - человек намерений и как мне кажется искренних и от того самых разрушительных потому,  что не только через себя он хочет  изменить  мир  и сделать его таким, каким вымечтал в своей душе, но и посредством себя.
Власть - есть неизбежное зло мира и тот,  кто  отождествляет  себя  и власть, тот хочет этого или нет, служит силам сатанинским.

                * * *
Азиатская цивилизация вся построена на богах рода и родовой старейшина «связан»  с этими божествами, как отец рода. Отсюда вытекает  природа харизмы с её мистическим верованием в то, что удача харизматического лидера переносится на его подданных. Это верование въелось в нашу плоть и кровь так, что мы не замечаем этого.

Когда, кого-либо награждают  то, награждаемый, считает необходимым заявить: «Это не меня награждают, а коллектив, (область)» и т.д.». То есть, как бы переносит свой, личный  успех,  свою удачливость на других, сплачивая тем самым вокруг себя коллективы людей.  Такая психологическая установка, исключающая самодостаточную ценность личного успеха,  является откликом на «осадное положение» этноса (народа), откликом на катастрофы и угрозы войн. Россия всегда от основания своего была в войнах мирных дней меньше чем дней войны и разорений. Это не могло не сказаться.
 
Поведение таких, сплоченных вокруг удачливого человека людей, существенным образом отличается от поведения одиночного человека. Возникает эффект стаи с ярко выраженной фигурой вожака.    Не судьба,  а подданные возносят своего кумира в поднебесные высоты и бросают в бездну небытия «без сомнения  и  стыда»  за  свое,  бывшее преклонение перед ним, когда удача отворачивается от него.
В европейской цивилизации,  «стадный эффект» существенным  образом размыт,  там, на смену харизматику, пришел обезличенный и обездушенный бог, и этот бог - Закон.

                II
Одним из глубочайших заблуждений цивилизованного человечества является уверенность в том,  что законы (как договорные - «положительные», так  и законы «естественного права») заключают в себе категорический императив.  На самом деле таким свойством обладают  только  и  исключительно «законы природы», но отнюдь не законы, установленные человеком. В основе человеческих законов лежит «баланс сил»,  компромисс. Природа же не знает ни чего о компромиссах. Человеческие законы базируются на страхе наказания, и это делает их похожими на законы природы, но природные законы не обойдешь – не объедешь. Все человеческое тленно, временно и необязательно.
Несколько сложнее дело обстоит с законами,  вытекающими из «естественного права», но и они подвержены изменениям и варьируются в зависимости от культуры народов.    
Именно культура «полагает» законы и трактует их правоприменение.  В азиатской культуре,  харизматический лидер является носителем «естественного права» народа.  В нем, как в фокусе сосредоточена общеродовая (этническая) душа. Он – живая и действующая совесть народа. Так  оно и было во времена Солона в Древней Греции и в других временах, и эпохах Европы, и Азии.
 «Новое время» убило родовую мораль и родовую нравственность, и возвела «положительный» закон в ранг божества. Так стало в Европе, но не у нас. У нас, закон -  божество, состоящее на службе у власти, а власть всегда была отчужденной от народа. Законы власти не имели и поныне не имеют нравственной силы.

Паскаль, а затем и Ницше, Шпенглер - реакция на отвержение Бога Завета, стоящего выше власти. Европа пережила это отвержение,  бог Европы  умер,  нам  же предстоит умертвить в себе тысячи родовых божков и научится стоять на своих ногах, под порывами безжалостных ветров тотальной конкуренции.

Аман Тулеев,  в этом смысле,  один из азиатских божков, на которого мы молимся, нам нужно все время к чему-нибудь прислоняться.  Нас шатает и поташнивает  в  отсутствии опоры. Это очерк не столько о Тулееве, сколько о нас с вами. Это и обо мне тоже.

                III
Впервые, о Тулееве, услышал в июле 1989 года, когда тяжело, неохотно с площади Победы в Прокопьевске,  стали уходить бастующие  шахтеры.  В «малый  зал» Дома технического творчества (ДНТИ) объединения «Прокопьевскуголь»,  где находился прокопьевский рабочий комитет,  я  вернулся после долгого разговора с шахтерами на площади и удивился тому, что он непривычно пуст. Через просторный холл лестничной клетки этот зал соединялся с большим залом, где проводились совещания и заседания. Оттуда,  в «малый зал» вошел Анатолий Арыков, один из заместителей Маханова,  председателя прокопьевского рабочкома. Он увидел меня и, не скрывая своего восторга, сказал: «Михаил! Иди скорее в большой зал, там Тулеев говорит!»
Вот это - «Тулеев говорит» - и станет внутренним лейтмотивом данного очерка, поскольку, образно говоря, когда говорит Тулеев, то «замолкают не только музы»,  но и всяк «сущий язык». В тот  раз,  я  не  пошел «слушать Тулеева», поскольку общение с бастующими шахтерами «взвинтило» меня и без того «заводного».   Аман  Гумирович  был членом областного бюро КПСС,  а это для меня то же самое,  что красная тряпка перед мордой быка.

Через годы,  когда реформы «большевиков капитализма»,  окончательно  меня разочаровали,  а жизнь по-обкатала самые острые грани моего характера, судьба  свела  с Тулеевым на банкете, в газете «Весь Прокопьевск», оппозиционной к власти моего бывшего соратника  по  рабочему  движению, Михаилу Кислюку и его ставленникам на местах.  Я работал там журналистом.  То была моя единственная встреча с Тулеевым,  и память  об  этой встрече  - книга «Отечество - боль моя» с надписью:  «Михаил Петрович! Всего доброго! Счастья! Здоровья, удачи! 12.10.1995 г», - стоит в ряду других книг Тулеева.

Такие книги не читаются, а являются как бы материальным фактом того,  что было,  потому что читать их в «здравом рассудке» нельзя,  как нельзя читать «здраво» священные книги христиан.  Такие книги не предназначены  для  рассудочного  чтения,  у них иное предназначение – они созданы для веры.  Это -  культовые книги.

На  банкете  вглядывался в Амана Гумировича,  слушал его негромкую,  но  образную речь и чувствовал,  как попадаю и уже попал под его обаяние.  Он втягивал в себя,  как втягивает невидимая воронка омута, как убаюкивает легкая гипнотическая музыка. Куда только подевались остатки моего критического рассудка, которым я так гордился! Азиатчина во мне ликовала и пела. Душа моя входила в резонанс с его душой. Мне хотелось прислониться к нему и тем самым напитаться животворными соками.
В словах Амана Гумировича, в его оценках была сермяжная правда, неподдельная искренность, он был доступен, прост, и эта простота в общении чем-то напоминала «простоту Иисуса Христа», когда тот проповедовал древние истины морали и нравственности среди доверчивых еврейских пастухов, и рыбаков.
В те «опальные», тяжелые для него времена, Аман Гумирович не гнушался любой поддержкой.  А меня  ещё  долго  не  оставляло удивление, самому себе, после той встречи.  Вот так, запросто, можно выстроиться в «колонну по два» и бездумно шагать вслед за «отцом-командиром». 
Я был почти  готов к тому, чтобы пополнить ряды фанатов Тулеева. Знаю  талантливых людей, так и не сумевших снять пелену со своих глаз и увидеть подлинного Амана Гумировича.
Впоследствии, было немало причин и поводов встретится с  ним,  но  я этого  не  сделал. Не мудрость удержала меня – нет, а давняя «изжога» от  общения с персонами власти.
Я был  наученным и проученным, предшественником Амана Тулеева, Михаилом Борисовичем Кислюком. (Об этом написано в моих мемуарах.) Однако, с той поры очень внимательно, даже въедливо слушал частые выступления Тулеева по радио, особенно в тот период, когда Ельцин, назначил его главой области.   
Это было  смутное время второй волны стихийных забастовок в Кузбассе:  перекрытие в Анжеро-Судженске Трансиба и начала прихода в Кузбасс новой, второй волны собственников угля и металла, самой беспощадной и оголтелой.
Для меня,  это назначение стало громом среди ясного неба.  Тулеев в своих  книгах рассказывает об этом так,  что будто бы Ельцин испугался повторения шахтерского бунта в Кузбассе и не нашел фигуры равной Аману Тулееву. Допускаю, что так оно и было, но какова же тогда «оппозиционность» Тулеева,  о которой он неустанно говорил на всех «перекрестках»? Аман Гумирович согласился «тушить пожар», не им рожденный и не ему, грозящей истреблением!

Тушил он этот пожар своеобразно. Я работал тогда, на договорных началах,  в теркоме угольного профсоюза Прокопьевска, в качестве заведующего  информационно-аналитического  отдела  и потому все,  что так или иначе было связано с политикой,  экономикой,  отслеживал пристально  и дотошно,  а  уж  вникать  в суть забастовок - была прямая и святая моя обязанность!
Если его  страстные монологи суммировать,  сказать попросту,  изложить их в одной фразе,  получится примерно следующее:  «С одной стороны  ни  как нельзя бастовать,  - говорит Тулеев на рельсах Трансиба шахтерам,  - но если поглядеть на это с другой стороны, то можно, но не так, потому как пассажирские поезда стоят и люди страдают неповинные, однако же, я вас пониманию и целиком на вашей стороне».
Монологи Тулеева бесконечно транслировали радио и телевидение.  Они повергали меня в изумление своим алогизмом,  немало  едких  образов  и сравнений приходило в голову, ведь и на самом деле получалось так, что Аман Гумирович был, как бы «ассистентом при палаче»! В задачу Тулеева входили  уговоры  пытаемых: не  кричать и не плакать,  тем более руками не махать - больнее будет!  Подобных «уговорщиков» я повидал немало с 1989 года,  с той самой шахтерской забастовки,  о которой до сих пор много чего налгали.
Но именно, в 1997 году на многое в Тулееве,  как политике, открылись глаза (тогда же были сделаны первые наброски  этого  очерка),  пришло понимание,  что  нет,  не существует человека по имени Аман Тулеев отдельно и самостоятельно от политика, под тем же именем. Человека – нет, а есть живая, политическая функция!
Уже само  то,  что президент,  которого Аман Гумирович считал своим врагом номер один,  назначает его на должность главы региона, дало мне повод  усомнится в несгибаемости и искренности Тулеева.  Можно представить себе, что и как говорил Аман Гумирович в кремлевских кабинетах, царю Борису вымаливая себе область «на кормление».
Как тут не усомниться в его оценках того, что произошло в СССР и происходит в России? Я, тогда, усомнился и напрасно.  Дело  обстояло гораздо тоньше:  «искренность» и «несгибаемость»  Тулеева - это вовсе не наша обывательская, житейская, человеческая  искренность. Это искренность политика.
Вот эту, существенную разницу между «нормальным человеком» и «человеком политическим»,  я намерен раскрыть в этом очерке.  Показать, как сильно меняет все человеческое в человеке, его поглощенность политикой, особенно в нашем обществе, где европейские системы ценностей сталкиваются с нашим азиатским менталитетом.
Я хочу сказать этим,  что Аман Гумирович таков не в силу врожденных качеств,  хотя и это, несомненно, есть, он таков - каковы мы в своей общей массе.  Образ бога, азиатские народы создают по  образу  и  подобию своему и воплощают его в человеке.  Кузбассовцы создали Тулеева, он образ нашего представления о власти.

                IV
«В чем феномен стабильной популярности Амана Тулеева в Кузбассе?» - Обычно спрашивают люди мало знакомые с ним.  Между тем, кто его слышит и видит,  кто с ним лично работал и работает, для тех здесь нет ни какого секрета.
У Амана Гумировича Тулеева врожденное свойство располагать людей  к себе  и точное знание того,  что от него лично хотят услышать.  Его не смущает,  что он,  в одной речи, может несколько раз сам себя же опровергнуть,  ведь редко кто следит за логикой мысли и помнит то, что ему сказали пятью минутами раньше.  Человек слышит  все,  но  воспринимает только  то,  что хочет и хотя на все смотрит широко открытыми глазами, видит же только то, что хочет увидеть.
Экспрессия речи, образность, колоссальная  сила эмоции заключенная в ней, вот что свойственно его публичным выступлениям. И конечно же искренность! Тулеев свято верит в момент речи в то, что говорит! Совокупность  этих  факторов  начисто отключают критическое мышление,  даже у тех, кто предрасположен к анализу.
(Феномен тулеевских  выступлений  этого периода 1996-1997 г.г. неплохо использовали криминальные элементы: так в Зенковском районе Прокопьевска действовала банда грабителей. Люди, слушая Тулеева, буквально слепли и глохли. Следователи долгое время не могли понять логику действий грабителей,  пока не установили  связь между выступлениями Амана Гумировича и временем грабежей.  Далее, взять грабителей, стало делом  техники.)

                * * *
По суждению  Платона,  человек  - существо политическое,  потому не стоит удивляться, что каждого из нас тянет к публичности, к власти, но мера  поглощения политической жизнью, у каждого человека, весьма отлична и редко встречается такой, которого всецело поглотила бы политика. Аман Гумирович вне политики не существует и вся его жизнь, начиная от поста дежурного на станции Мундыбаш и по сей день - яркое свидетельство  его незаурядного политического таланта, его органического единства с политикой.

Если представить себе,  что подойдет время и, Тулеев, логикой развития общественных отношений, не будет востребован как политик, то это будет время, в буквальном смысле, его физического разрушения. Люди такого типа не живут долго, не занимаясь политикой и политикой не мелочной и даже не аналитической - это люди действий и действий масштабных. Так Наполеон сник и скукожился на острове Св. Елены,  лишенный  возможности политических действий.

Когда человека всецело поглощает политика, он превращается в супер, или  (гипер) гражданина,  находящегося «по ту сторону добра и зла»,  а,  будучи все-таки человеком, он выпадает из сонма людей.
Он - власть сама по себе и сама для себя,  а власть как сказано: «Священное и страшное дело» и потому,  если человек не сам Господь Бог,  то она превращает его в орудие Сатаны. Вот почему власть   не  должна, всецело,  попадать в одни руки. Но азиатчина и кумиротворчество, почти что синонимы и потому авторитарная, азиатская   власть, с её отношениями:  «отец-сын»  - издревле в нашей крови.  Политик, по своей природе, наделенный сильными качествами авторитарного лидера, всегда станет в нашем обществе харизматический  фигурой.  Азиаты,  как из воска,  вылепят из него всё, что хотят!

                * * *
Есть определение политики,  как искусства возможного,  но при этом, мыслиться,  что всё возможное разумно и положительно. Подразумевается, что политик только тем и озабочен,  чтобы выявить из  связи  причин  и следствий нечто существенно важное для общества, и разрешить выявленное самым оптимальным образом. Но это всё - чистой воды лож!

«Политика», только по необходимости несет обществу пользу и выявляет существенное. Формулировка  необходимого и важного, коренится в самых потаённых глубинах народной души. Внешне -  «необходимость» и «важность» принимает форму общественного устройства государства, его конституции. Общество «давит» на власть и  от «давления» общества на политическую власть вообще,  и на политика в частности, формируется  тип  поведения  политика, его нравственные и моральные качества.

Так, по крайней мере, происходит в Европе, пока еще происходит, хотя ветер будущего уже продувает его насквозь,  а события 11 сентября 2000 года внесли в него панические  нотки грядущего Апокалипсиса.

В европейских государствах и в азиатских, существенно-важное, одно  и тоже - сохранить за собой власть,  но результат, качественно различен.  Разница -   отражает ментальность народонаселения государства,    его ценностные ориентиры.  Особый, неповторимый «аромат души», пропитавший  всю его культуру, часто неосознаваемый. Природа его скрыта в этногенезе и связана с природно -климатическим ландшафтом и историей этноса, погруженного в субстрат других этносов.
Для азиатского государства,    существенно-важный  элемент - власть личная, и личные интересы.  Для  европейских,  существенно-важный элемент - власть партий и, стоящие за ними «интересы».
Для удержания и распространения власти  необходима  политическая  гибкость, умение идти на компромисс. В европейских государствах - идти на компромисс с политическими оппонентами.  В азиатских, есть один способ достигнуть вершины власти - уничтожение сильных личностей вокруг себя, преклонение перед властью высшей и раболепное ей служение до  поры,  до времени. Инструменты достижения - лесть и коварство.
В европейских государствах, система государственного устройства (демократические  институты), органично сочетаются с менталитетом граждан, у нас же  - «чужая одежка» на «азиатской душе».  Потому-то так  пародийно выглядят все выборы и так чужды они людям;  одним - в силу их пародийности,  другим  - в том нет нужды,  ведь главное, был бы человек хороший!

Какой же тут выбор, если есть Аман Гумирович?!    Свободный и экономически независимый человек - главный  и  основной враг для политиков «одиночного», «азиатского» типа. В России, народ ни когда не был свободен и самодостаточен. Азиатчина, патернализм сидит в  наших  генах  и я, часто ловлю себя на том,  что думаю и мыслю в рамках азиатского менталитета.
(Да, да! Я ведь такой же азиат по типу мышления, по глубинной организации своей души.  Из собственной шкуры одним рывком  не  выскочишь. Антон  Павлович  Чехов говорил:  «Я по капле выдавливаю из себя раба». Вот так - «по капле!»)

                * * *
Существуют аксиомы рациональной политики,  рациональной в том смысле,  что в обществах с устоявшейся демократией,  политическая личность  встроена в политическую же партию.  Оппозиция, потому и оппозиция, что она  отлична  от  власти исполнительной,  то есть от власти правящей в стране партии.  Политический деятель,  оппозиционный власти, по своему определению не может быть исполнителем воли этой власти.
«Оппозиционный»  Аман Гумирович,  все время,  на деле, служил  в прежние времена:  советской,  коммунистической власти,  а потом власти «ненавистного» ему Ельцина, ныне служит власти Путина. Такова, правда.  Случись нечто невероятное и приди к власти в России личность сталинского типа и масштаба, Тулеев так же искренне и честно стал бы служить и этой власти.
Так что весь гневный пафос его книг, выступлений, демаршей мало, что  стоят в терминах рациональной политики, но много что значат в политики личного выживания. Аман Тулеев - сам себе партия! Такое возможно только в государстве азиатского типа и Тулеев типичный образчик азиатского политика, если хотите, политика византийского склада.
Вот почему герой моего очерка так легко и свободно меняет свою «политическую окраску»,  вчера  говорил  одно,  сегодня  противоположное,   завтра скажет нечто отличное по тому же поводу.
Тулеев умеет это делать с блеском. Покуда бывший президент М.Горбачев  сидел  в Фаросе,  а «товарищи гекачеписты»,  смущаясь и путаясь, объясняли стране и миру свои цели,  Аман Гумирович уже летел в Москву, чтобы  оценить  ситуацию,  сориентироваться в ней и при необходимости, первым из первых поздравить «новую власть»,  если таковая  окажется  в Кремле. Летел заверить её в своей лояльности и преданности.

Метания Амана Гумировича,  в этот период, красноречивы:  в начале он,  уличенный  в  сотрудничестве  с гекачепистами, падает заявление о своей отставке с поста председателя облсовета,  но вскоре берет назад, понимая, что уйти может в политическое небытие.

Конечно, забрал он это заявление не просто так,  в политике ни  чего  «просто так» не бывает.  Представители трудовых коллективов пали в ноги и умоляли не оставлять их, сирых,  без отцовской защиты и  наставлений!

Депутаты областного законодательного собрания «ударились в слезы», как  же теперь без Амана Гумировича?  Какое же сердце выдержит такой  поток   слез?  И вот что показательно для нас,  так это то,  что на самом деле   существовали в душе кузбассовцев тревога и опасение!  Он уже тогда занимал в душах многих «опасливых» то место,  какое у христиан может занимать только Бог.

Кузбасс, в некотором смысле - копия СССР времен Сталина.  Такая же слепая и святая вера в вождя.   Обиженные люди,  не знающие ходов и выходов для разрешения своих  проблем,  свято верят,  что в их бедах, в их неустроении виновны кто угодно, но только не Тулеев.  «Ему не дают развернуться». - Говорят они, тоскливо выглядывая из дверных проемов, просевших бараков времен тридцатых годов.

Оправдывая свой стремительный визит в Москву и встречу с  руководством  ГКЧПе, Тулеев скажет:  «Я хотел защитить кузбасовцев!  Я ответственный человек!»
Поди, докажи  обратное?  Да  и не стоит это опровергать,  думаю, что Аман Гумирович говорил искренне, так же как искренне говорит актер, исполняя ту или иную роль. Разница только в том, что актер понимает, что он исполняет роль,  а Тулеев, как прирожденный политик, постоянно живет в «своей роли».
   
Ему не нужно притворяться,  он равно искренен, когда поносит почем зря Анатолия Чубайса и когда хвалит его, ситуации разные, а Аман Гумирович все  тот же. Для политика важнее личных симпатий-антипатий успех дела,  решение цели поставленный им, а все остальное – гарнир к этому блюду, даже совесть и слезы!
 
В 1993 году, в Новосибирске вышла  книга:  (А.Тулеев  и  Ю.Сыровецкий)  «Власть в руках человека и человек в руках власти». Цитирую: «И тут на экраны выходят заказные «гвардейцы» демократии, адвокат Макаров,  не очень  интеллектуальный,  но  очень услужливый»…
А вот другая цитата уже из века нынешнего:  «Андрей Михайлович Макаров - юрист  высочайшей квалификации»… («Кузнецкий край» от 1.07.2003 г) Автор этих слов один и тот же, Аман Гумирович.
Макаров не изменился и все тот же Аман Гумирович – изменились цели и задачи.
               
                V
Одной из приоритетных задач, после прихода к власти Тулеева, встала задача:  расставить по городам и районам «своих  людей»,  сформировать «свой»  областной  Совет и к весне 2000 года все было готово к окончательному «захвату власти».
Полноту и преимущество такой власти Аман Гумирович ощутил еще в начале девяностых годов, когда «совместил» в себе должность председателя  облсовета и главы исполнительной власти. Инициатива была   подхвачена на местах и создала мощнейший толчек к развитию и без того уже, оголтелой коррупции.

Тулеев  создал собственную, общественную организацию,  в начале на паях  с  коммунистами:  «Народовластие», но вскоре дистанцировался от коммунистов, не порывая с ними окончательно. 
Велика заслуга Амана Гумировича  в политическом поражении     коммунистической партии  России, а в  Кузбассе, так в особенности!
Разделяя и противопоставляя одних -  другим, используя всю гамму человеческих чувств,  часто не самых благородных, он практически уничтожил в Кузбассе,  КПРФ, как организацию. Отношение к Тулееву раскололо коммунистический Кузбасс.
Опыт прихода во власть, председателя горкома партии  города  Прокопьевск,  Евгения  Голубева,  которого Аман Гумирович благословил на должность, оказался,  в политическом смысле,  несвоевременным. Во власть следует  приходить,  предчувствуя экономический подъем, а не в период глубокого кризиса.  Я говорил об этом Голубеву накануне его избирательной компании,  предупреждал  его,  что придется играть по правилам «дикого капитализма», а вовсе не по социалистическим правилам, а уж тем белее не по коммунистическим.
Все, кого  привлек  Тулеев  к власти,  оказались чем-то похожими на  «промокашку» - вобрали в себя «грязь реформ» и оказались «негодными  к  дальнейшему употреблению».
Поддержав Голубева на выборах и по сути дела «уничтожив» его, («козел  отпущения»).
Тулеев дал понять всем своим оппонентам, как мало они значат на политической карте Кузбасса. И еще один урок следует из этого  -  в  азиатском государстве демократические институты не более чем декорация на сцене! Деньги, ресурсы распределяется не столько по всеобщим правилам, сколько по тому, как это посчитает целесообразным высшая власть.
                * * *
Вопрос о досрочных выборах губернатора области созрел уже  к  концу лета 2000 года и нужен был только удобный повод.  Тем более  что Кузбасс к этому времени,  в политическом плане, представлял собой «выжженную  пустыню».  Только одна кузбасская «пальма» зеленеет и плодоносит, только у её корней бьют источники живой воды.
Экономически это  тоже  было  выгодно  - «глоток чистого воздуха» в экономики реального сектора,  после дефолта 1998 года, сходила на нет, а впереди  предстояли не популярные решения.  Ему - популисту по праву первородства - это был нож в горле.
«Со слезами  на  глазах»  нужно  было  реорганизовывать  крупнейшие предприятия Кузбасса,  так как ни один собственник не вложит деньги  в производство,  если  прибыль  будет  ниже,  чем ставка рефинансирования «Центрбанка».  Об этом, полагаю, говорил Аману Гумировичу М. Жевило, да и не только он один.
Апрельские выборы 2001 года были предопределены авторитетом Тулеева и скажи Аман Гумирович, что главой администрации Таштагола должен быть избран таежный медведь - он им бы стал,  не в обиду будет сказано  нынешнему главе города.  Сейчас все «ветви» власти схвачены и подконтрольны Тулееву. Он приходит к председателю облсовета и дает ему руководящие указания. Облсовет  -  такой  же департамент исполнительной власти «по принятию законов»,  как департамент образования или здравоохранения.  Это же  схема  распространена на органы местного самоуправления.  Тем не менее, какие только странные личности не прошли во власть под знаменами Амана Гумировича!  Все «достоинство» депутатов и глав городов – это личная и беззаветная преданность Тулееву.
Не следует думать, что «беззаветная преданность» Тулееву, есть категория вечная и неизменная, она – до поры до времени, до того момента, покуда из этой преданности можно что-то иметь. 
Чиновники его бояться и  ненавидят.    Страх и затаенная ненависть – вот основное чувства чиновничества к Тулееву.  Как по пословице: «На языке - мед, а в душе – лед». Страх заставляет их работать день и ночь,  дабы не разгневать Амана Гумировича, народу  - это любо!  Нашему народу всегда любо, когда «царь» рубит головы «крапивному семени» и невдомек  народу,  что чиновник вроде мифического Протея, из каждого отсеченного куска вырастает новый организм,  голодный,  жаждущий корма для роста.
Мы не понимаем,  что «царь» головы-то рубит вовсе не для того,  чтобы уничтожить, а чтобы преумножить. 
«Невозможно упредить Где начет, где вычет. \ Словом, чтобы сократить,\ Нужно увеличить»… - Объясняет Теркину  «потусторонний» бюрократический принцип формирования власти, на «том свете», его друг,  Царь, президент – не важно,  являются верховными жрецами  в иерархии «крапивного семя». Кто же станет рубить ствол на котором покоится его гнездо?

Но, что нашему народу до таких тонкостей?! Все доброе, что делается в Кузбассе,  делается по воле Тулеева, а если случается плохое, то виноватого Аман Гумирович всегда сыщет, или здесь, в Кузбассе, или за его пределами,  даже в далеком Париже, как в случае «заговора криминалитета» против него, Тулеева. (М.Жевило)
Разумеется, у  Амана  Гумировича  врагов - и мнимых,  и настоящих - полно, но они только оттеняют его фигуру, делая её значительней, и даже трагичней.  Без этой ауры он бы много потерял в своей популярности.
Думается,  он сам по большей частью,  выдумывает этих врагов,  но  еще больше выдумывают люди,  желающие выслужится перед ним,  или использовать этот «интерес» Тулеева в своих целях. Нет такого мудреца, на которого не нашелся бы «простак», как нет замка, к которому бы не подобрали отмычку.

В политике  Аман Гумирович исповедует «английский принцип» - постоянных друзей у него нет, а есть постоянный интерес. Об интересе Тулеева мы уже говорили.  Поэтому любая идеология для него хороша, если она полезна для удержания и распространения собственной власти. Сегодня он коммунист до мозга костей, почти Ампилов, через час он коммунист-либерал,  как Селезнев,  а к вечеру рыночник такой, что в рыночном экстремизме заткнет за пояс Гайдара с Чубайсом. Пластичность и гибкость необычайная!
Что стоят  его «наезды» на шахтерские льготы!  Такому «закручиванию гаек» и повышению уровня эксплуатации труда,  мог бы позавидовать английский бизнесмен периода колониальной империи!
                * * *
Аману Гумировичу,  как  любому  публичному политику приятна лесть и  потому искусники плетения словесных кружев у него в фаворе. К тому же, как уже говорил,  трудно устоять перед его человеческим обаянием: он очаровывает,  гипнотизирует, покоряет и в первую очередь тем, что способен ответить на любые твои ожидания и даже превзойти их.
(В 2002 году Тулеев послал группу учителей в Таиланд, на отдых, разумеется за счет бюджета. Поместному ТВ показывали, как им отдыхается в экзотических местах.  Зависть - сильное чувство, но опрометчиво было бы думать, что из этого выйдет что-то положительное. Выйдет только одно,  азиатское соревнование в услужении Аману Гумировичу и самобичевание, что вот, плохо услуживал.)
 Он - «свойский парень»,  заботливый отец,  любящий муж и все это  в нем есть настолько,  насколько не противоречит его политическим целям.
Говорят,  Аман Гумирович совершил хадж в Мекку,  где облачась в  белые одежды  паломника трижды обошел Каабу,  вместилище священного камня на котором,  по преданию мусульман, остались отпечатки ступни Авраама общего праотца евреев и арабов,
Это бы,  не имело ровно ни какого значения, но Аман Гумирович так же, как верит в Аллаха,  верит во Христа,  Будду и во все, что способствует его популярности,  а значит и цели.  Именно верит,  а не притворяется!
Его пластичная душа принимает ту форму,  какую ей представляют обстоятельства и соображения необходимости.  Мне думается на уровне сознания Амана Гумировича отношение к религии таково: «Религия полезна, так как отвращает людей от дурного,  следовательно  - Бог приносит пользу  и  она полезна для укрепления лично моей власти».
Любой, истинно верующий человек,  ужаснется от такой  прагматичной, кощунственной мысли,  но только не политик Тулеев. Есть в этой прагматике что-то глубинное, идущее от языческих представлений народов Сибири и в частности шорцев.   
(Когда в Горную Шорию пришли православные  миссионеры,  то  нередко свою  привязанность  к  шаманству, простодушные охотники объясняли так: «Белый Бог - сильный Бог, но и шаман тоже, сильный».)

Тулеев, готов  прийти на помощь в трудную минуту,  - конечно,  если это публичная акция.  Он искренне сострадает в горе  и  ему  не  нужно притворятся - это идет из его нутра,  но и сострадать любит «на миру». В тайне, без публики, у людей такого сорта «нет куража», нет душевного порыва.

Вряд ли Тулеев в тайне от всех,  как учит христианская церковь, вынет  из кармана червонец и подаст его нищенке,  нет, он сделает это под светом юпитеров в каком-нибудь огромном зале и произнесет очень мудрые и очень правильные слова.    И ни в одном, из своих многосторонних проявлений общественных функций, он не лжет. В каждый момент времени он и на самом деле таков, каким представляется,  но уже через минуту, секунду, если того потребуют обстоятельства  он  - прямая противоположность прежнему Тулееву. 
Аман Гумирович не моргнув глазом, предаст друга,  соратника, с легкостью переступит через любую нравственную заповедь и сделает это так же непринужденно и так же искренне.
Я расспрашивал людей,  которые с ним работали и более точного определения,  чем это сделал Иван Бунин в отношении женщины, мне не придумать:  «Но для женщины прошлого нет,  разлюбила, и стал ей чужой». Так  что,  Аман Гумирович,  в точном смысле этого слова - друга не предает.
Друг, соратник был когда-то, еще вчера, еще час назад, а сейчас: «разлюбила, и стал ей чужой»,  только «любовь», у Тулеева, заменяет прагматизм.

Он требовательный,  даже суровый руководитель,  беспощадный борец с коррупцией и экономическими преступлениями, бережливый хозяин и т.д. и т.п. Таков его общественный имидж, но конкретных дел нет.

Тулеев просит субвенций и дотаций, хотя только в одном Прокопьевске и только по подоходному налогу в 2002 году, «планово» (в бюджете города)  зафиксирован валовой сбор меньше 50%  от расчетной величины.  (По числу трудоспособного населения и уровню среднего заработка.)
По  данным фонда «Индем» (2002 год.) Кемеровская область, по коррупции, занимает третье место в России.
Не удивлюсь тому, что Аман Гумирович имеет ученую степень по экономики и, возможно, числится в академиках. Весь вопрос в том, откуда же, когда  же  набрался Аман Гумирович, таких знаний и в особенности по рыночной экономики? Студентом это дается, ой как не просто! Даже талантливые,  в  ежедневном труде,  «высиживают знания» по четыре-пять лет в аудиториях!

Впрочем, источник таких знаний известен из глубин времен. Император Рима,  Адриан считал себя превосходным филологом и часто  беседовал  о значении слов с ученым Фавориным и тот не только с ним соглашался,  но считал,  что император куда как больший знаток в этом деле, чем он. На возмущение друзей,  он ответил так: «Смеетесь вы что ли? Как может он, начальствующий над тридцатью легионами, не быть ученее меня?»
Управляющий регионом с 3,5 миллионами населения,  дарующий и милующий, опалоноситель и миродержец..., но довольно эпитетов, их всегда не хватает  для описания обычного человека,  что уж говорить о такой личности, как Аман Гумирович! Конечно же, он несравненно ученее любого из 3,5  миллионного населения Кузбасса,  и пусть он не командует тридцатью легионами,  все-таки нет в Кузбассе человека,  который бы «командовал» суммами в десятки миллиардов рублей! Как же ему не быть ученее других?

Мелкий и средний бизнес в Кузбассе задавлен и запуган, предпочитает решать  вопросы конфиденциально и таким образом еще сильнее развращает власть,  и сам развращается.  Да и откуда появится в России бизнесмену  европейского  типа?  Доморощенные - они недалеко ушли от наемных рабочих, внутренне, по своей психологии, они такие же азиаты, такие же рабы, только у них, вместо железной цепи в ноздре, золотая серьга в ухе! Когда власть потянет - одинаково больно.
«Поборы» и  «сборы» на различные мероприятия стали в Кузбассе практикой,  а «пожелание» понимается, как угроза «устроить веселую жизнь». Об этом, по-материвая власть, говорят в частных беседах бизнесмены, но и их мужество не выходит за пределы кухни - себе дороже.

Врожденный психолог, циничный прагматик, умелый политический интриган,  он словно рожден для политики. Он точно знает цель, и цель подчиняет  все  его мысли,  все эмоции и все убеждения,  в этом смысле,  он всегда честен и всегда искренен. Цель же у него одна - власть.    Власть «не  зачем» и не «для чего» - это все вторично,  власть сама по себе.
«Макиавелли утверждает, что целью является сама власть, и обсуждает средства:  «взять», «удержать» и «распространить». Макиавелли отделяет власть от морали,  религии и философии,  устанавливая государство, как автономную систему ценностей, не зависимую от других источников. Макиавелли не считает мораль ниже государства,  просто каноны власти и узы морали не соприкасаются.  Мораль полезна настолько, и в тех пределах в каких она позволяет «взять» и «удержать» власть». (В.Эбенстайн.)
Аман Гумирович,  интуитивно следует наставлениям  Макиавелли,  хотя вряд  ли когда-то читал его и даже слышал о нем...  Он постоянно создает «врагов народа»,  к  тому же делать это не трудно,  реформы в угольной промышленности  Кузбасса и на самом деле нанесли огромный ущерб экономики. Приватизировано то,  что не должно быть приватизировано ни в коем случае! 
В центре борьбы с этими «врагами» - он, Аман Гумирович! И ни кому в голову не придет что ни один болт, ни одна затяжка не говоря уж о шахте без его одобрения не могла быть приватизирована!
                * * *
Тулеев подозрителен и злопамятен,  но и эти чувства подчинены целям власти и сами по себе,  для него,  ни чего не значат, как не значат сами по себе: любовь, милосердие и сострадание. Ни ради любви, или милосердия,  ни во имя мести он от власти не откажется. Между тем, Аман Гумирович и на самом деле искренне любит,  милосердствует, сострадает, ненавидит и мстит, но тогда, когда это нужно, когда это ему выгодно.

Тулеев искренен  в  проявлении своих чувств,  поскольку органичен и еще потому,  что ему неведомы глубины рефлексией. Внутренне люди такого типа всегда считает себя правым и потому он не знает «угрызений совести». Совесть политика следует за политической необходимостью и целесообразностью,  а не впереди их. Глубины рефлексии обездвиживают человека,  поскольку порождают сомнения,  для политика сомневаться -  смерти подобно!  Тулеев ни когда не сомневается в том, что он делает и потому не терпим к критике в свой адрес.

О том,  как он милосердствует,  сострадает широко разрекламировано, что же касаемо мести,  то об этом знает только тот,  кто испытал её на себе.  Личный же опыт настолько интимен, настолько осложнен человеческим фактором,  что подобрать свидетельские показания - безнадежное дело.  Как всегда бывает в жизни,  без причины и чирей не сядет, а месть тем более не возникнет сама по себе.  Она искра от удара стали о  кремень.  Это  высокая  политическая  месть, подчиненная целесообразности.

Причину не назовет ни та,  ни другая сторона,  поскольку обе  являются причиной,  а «удар» производят обстоятельства и необходимость. Вот почему собирая по крупицам материал для очерка я вынужден  не  расцвечивать его конкретикой,  а обходиться готовыми выводами, как бы рассматривая сквозь и дальше оценочных характеристик, данных Тулееву теми, кто его знал хорошо, а главное - «пострадал» от него.

При существующей экономической политики,  при существующем  федерализме и экономическом же бесправии СМИ власть Тулеева в Кузбассе определяется только его личной волей и личными намерениями. Он будет здесь губернатором столько,  сколько захочет.  Поэтому интересы региональной политики есть его личные интересы.
Есть некоторые признаки осторожного шантажа Кремля, угрозой распада России на самостоятельные анклавы, если политика дальнейшего ограничения власти региональных «князей» продолжится.  Речь тут идет о бюджетном соотношении регионов и центра,  а не о таких, абстрактных в России вопросах, как права человека и прочие «демократические причиндалы» наподобие местного самоуправления.
Понятно, что ни кто всерьез не принимает отделение регионов от России, в это даже Шаймиев не верит, но сигналы такие в центр из Кузбасса идут  если внимательно присмотреться к программам местного теле и радио эфира. 
Ведь,  как иначе истолковать рассуждения о  том,  что  «чем больше кузбассовцев проголосует за Тулеева, тем авторитетнее будет его слово в Москве,  тем больше он может сделать»?  Что такое «сделать»  в правовом государстве, если не одно только, неукоснительно соблюсти законность? Но тогда, какая разница в том, мало или много людей проголосовали?
Выходит не право,  не закон определяет практику формирования региональных бюджетов,  а единственное - «шантаж и угроза», скрытое политическое давление на центральную власть.  Нужно ли говорить,  что  такой политических  эгоцентризм,  такая  византийшина весьма опасна для идеи построения гражданского общества. Весь вопрос, опять-таки в том, много ли  людей  внутренне  готовых денно и нощно носить на себе европейский костюм?  Много ли в России европейцев не по наружности, не по мерседесам, а внутренне, по духу?

                * * *
Власть денег  -  есть власть подлинная,  а все остальное не стоит и выеденного яйца!  Нужно центру «местное самоуправление» -  пожалуйста, хоть со вторника на среду!  Нужна оппозиция? Ради бога! Но ни местному самоуправлению, в его европейском смысле,  ни тем более оппозиции  Аман Гумирович не только не даст денег,  а напротив перекроет все источники финансирования!  Да и нужно ли это «горькое» и обременительное лекарство народу, как экономическая и политическая ответственность? Аман Гумирович сердцем понимает,  что не нужно, а точнее - ему сердце подсказывает,  что он не будет нужен такому народу,  который способен встать самостоятельно на ноги.  Нищий и в силу своей нищеты - бесправный  народ, необходим Тулееву, как воздух. Азиатчина на этой нищете и держится, этим и живет, и само воспроизводит себя в поколениях.

История знала  немало  примеров  просвещенных диктаторских режимов.  Пример юного Ивана Грозного и судьба Адашева,  наглядное  подтверждение  из собственной истории: просвещенная диктаторская власть, убивает всяческую «просвещенность» и оставляет только внутреннюю суть -  диктатуру.  Убивает, поскольку в нищей стране не может быть граждан, а только подданные.
 Аман Гумирович,  внутренне,  давно  уже перерос рамки регионального политика и готов обменять его на уровень федеральный. Постоянное участие Амана Гумировича в президентских «гонках», наглядное подтверждение его политических амбиций,  уровня его политических притязаний и самооценки.  Либо первым, либо никаким? Я как-то слышал от Амана Гумировича известное выражение:  « Лучше быть первым в деревне,  чем последним  в городе».
Оказаться «последним» в иерархии московской элиты, думаю, для Тулеева,  вещь не переносимая.  Пример Немцова,  возможно,  заставляет его вздрагивать и просыпаться в холодном поту. Да мало ли таких «немцовых» в современной истории России?
Между тем широкая  благотворительная  помощь  малоимущим  и  прочим страждущим людям,  обставленная как личное дело Амана Гумировича, настораживает Кремль. Путин и правительство, разумеется, ни чего не имеют против  такой  помощи,  настораживает насыщенная идеология, в подтексте которой постоянно слышится скрытый и явный упрек власти. К тому же, не стоит  забывать,  что Путин обременен идеей сделать Россию европейским государством, а это ни как не вяжется с тем, что делает в Кузбассе Тулеев. Сильное, социально-ориентированное государство европейского типа не тождественно государству патерналистическому, основанному на личной преданности и личной же благодарности.
Тулеев критикуя власть, оставляет себе поле для маневра,  на  случай смены политического вектора.  В России,  как известно - всё возможно и ни чего нет вечного.  Сегодня мода на права человека,  лет  через  десять-двадцать захочется сильной руки.  И хотя на мировом горизонте уже маячит тень «нового Вавилона»,  мир еще долго будут трясти реставрационные идеи.  Азиатчина не изживается тремя поколениями просвещения, на это нужны века.  У нас же даже нет намека на просветительство! Учителя наши  еще большие рабы, чем кто-либо!  Еще больше услужливы и раболепны перед властью, чем какой-нибудь бомж!

                * * *
Совершенно не исключено,  что Амана Гумировича «заберут в  Москву», заберут  с  почетом,  как забрали когда-то имама Шамиля с «родом его».
Заберут,  чтобы Кузбасс попал в поле европейского притяжения.  Затем и заберут,  чтобы  и  в этом регионе началось «обрубание рук и щупалец у власти». С почетом, чтобы не разбивать намертво сердца верующих в Амана Гумировича.
Из особенностей характера Тулеева, можно сделать вывод: возникновение федеральных округов и усиление роли «наместников кремля»,  воспринимается им, как личная угроза его власти. Можно предположить, что Тулеев  тяжело перенес назначение «своего друга Драчевского»,  поскольку считал себя лучше подготовленным к  этой  роли.  Если  бы  федеральная власть назначала Тулеева «наместником Сибири», то лучшего пропагандиста,  вернейшего сторонника укрепления вертикали власти  и,  в  конечном счете,  упразднения нынешнего федеративного устройства, трудно было бы сыскать.
Власть, на местах,  старается не только угодить Аману Гумировичу во всем, но и походить на него. Иногда, это получается настолько смешно и неуклюже,  что диву даешься, как это «едят и не морщатся». На средства местных бюджетов издаются графоманские книжонки, в которых  воспеваются достоинства властных персон и ни кто, абсолютно не кто не скажет власти в глаза правду. Преподаватели в школах, формирующие души детей, будущих граждан (точнее - поданных) делают вид,  что ни чего не происходит,  так сильна в нашей интеллигенции  азиатская  составляющая,  хотя много разговоров о правах человека и прочих европейских штучках.

Колесят по дорогам автобусы с надписью на бортах:  «Подарок Тулеева культуре  города» и так далее.  «Тулеевская» надбавка к пенсии и много еще чего «тулеевского»,  словно из собственного кармана вынул и  подарил. Благодарные и наивные люди - золотой фонд его электората.
Уже зазвонили,  затрезвонили местные СМИ и главы городов  в  унисон Аману Гумирович, уже раздают на право, и на лево подарки.    Но это  уже  не  об  Амане Гумировиче Тулееве,  а о нас родимых,  о  нас...

                * * *
Селективная поддержка  СМИ  областной  властью,  начисто «вымела» в Кузбассе независимую политическую прессу и потому,  местные газеты читать  невозможно,  нет  ни одной смелой мысли,  оригинального взгляда, критического анализа.  Даже тогда,  когда пишут о вещах интересных, то получается настолько «невкусно»,  словно вместо куска мяса подают таблетки с химически чистым протеином на том основании,  что  они  меньше объемом, а калорийность та же.
Примером этой,  «мумифицированной» информации служат стенания о переделе собственности,  об убыточности угольных шахт и мифы о «дешевизне» открытого способа добычи угля и много другое, что кочует из номера в номер «прикормленных» СМИ.
Крупный бизнес готов терпеть постоянные публичные нападки  Тулеева, прекрасно  понимая,  что  это игра на публику,  а наедине с ним вполне можно договориться. С ним договаривался М.Жевило и Дерибаска, владельцы  группы «Стилтэкс» и «Автобанка»,  владельцы «ЕвроАзхолдинга» и десятки более мелких «владельцев».  Единственное, что не потерпит Тулеев - это малейших поползновений соперничества в области политики.  Тут он ревнив и беспощаден, как Иегова: «Да не будет у вас Бога другого, кроме меня!»

Непонимание этого, привело к изгнанию «Микома» из Кузбасса, а вовсе не  махинации с уводом прибылей через оффшорные зоны.  Это делалось и делается поныне и по большому счету,  ни для кого в Кузбассе, не является секретом.
Большой бизнес вывод из этого урока сделал.  Так что и подконтрольные  капиталу СМИ,  так же лояльны к губернатору,  как и подкормленные традиционные издания. Журналистский корпус Кузбасса это прекрасно знает  и  за «расставленные флажки» не пытается выпрыгнуть,  себе дороже.

Как не покажется странным,  но, на мой взгляд - журналисты,  внутренне, такие  же рабы,  как наемные рабочие.  Рабы, как «новорожденные» бизнесмены, только для журналистов «рабство» заканчивается творческим крахом. Нельзя усидеть на двух стульях,  Музе служить и Мамоне. Жалко смотреть на талантливых журналистов, мечущихся между сущим и должным.

Если бы власть,  если бы Аман Гумирович услышал,  что и как говорят про него,  «служители слова», то мои рассуждения оказались бы невинными,  как слеза младенца, потому как во мне нет ни малейшей доли злобы, ну разве что ирония, а там так и рвется, так и клокочет озлобленность.    Оно и понятно, как сказал Шота Руставели: «Учит нас Платон-философ, чьи слова подобны тем:  лож вредит сначала телу, разрушая дух за тем». Служение власти, авторитарной власти, ломает душу, если эта душа тяготеет к европейским ценностям.

Аман-то Гумирович не лжет, а тут приходится переступать через себя! Каково это?!  Водочка,  конечно, смывает, очищает совесть, но нет в её действии глубины,  основательности, чтобы уж под корень и навсегда. К тому же и власть меняется,  сегодня, к примеру, М.Жевило «свет в окне», а завтра Бобовников, а после завтра и Тулеева нет.

Стоит в моих ушах унылый голос и библейские слова:  «страха иудейская ради»…    Приходит на память:  «Ты же понимаешь, Михаил, жить-то надо»?– И столько в этом голосе внутренней ущербности,  «борения совести», что я согласно киваю головой, киваю из жалости. Как утопающему соломину даю, говорю: «Кто без греха, тот пусть в тебя, дорогуша и бросит камень».
А думаю другое:  «Ты сам себя наказал. Себя. Первородство свое продал за чечевичную похлебку».     Многое чего подсовывает мне память, когда я перебираю «четки  прожитых лет», вглядываюсь в лица и слышу их голоса.

Было бы не правильным сказать, что Тулеев ни чего полезного не сделал для Кузбасса,  дело в другом, нам не с чем сравнить! Можно ли было что-то сделать больше и сделать лучше? Вопрос, на который жизнь не дает ответа, так как нет способа вернуться в прошлое и попробовать иной вариант, без Тулеева.
Кажется, Плавт  писал о правлении одного царя:  «Ему выпало счастье править во времена,  когда природа и окружающие его народы, были снисходительны к его умственной немощи».
Если Кузбассу повезет со следующим губернатором, то имя Тулеева забудется так же быстро, как забылось имя Кислюка.
Память народная, особенно настоянная на харизматичности,  подобна женскому телу, она «заплывчата и забывчата». Не повезет, то до лучших времен будет воздыхание по «незабвенному» Аману Гумировичу.

Трезвый взгляд  на  власть в Кузбассе,  на социальное положение его обитателей,  улавливает четкую связь не с Аманом Гумировичем, а с состоянием экономики в России. Оно и понятно - Кузбасс не островное государство к тому же, качество власти кремлевской издревле определяла качество  жизни в глубинке.  Хороший царь на троне - Россия процветает, плохой - начинает хиреть.

Так что  вычленить  вклад  Амана Гумировича в экономику Кузбасса от вклада правительства, президента, дело сложнейшее, если вообще возможное.  Мы - азиатское государство и это видно по Конституции и потому у нас все, буквально все зависит от президента!

Это трагический парадокс времени;  президент-европеец на троне российского царства,  обремененный массой демократических институтов, которые  не могут,  не способны работать с таким народом.  Это тревожный сигнал всем,  кто еще не разучился думать.  На историческом  горизонте уже  маячит тень «усатого азиата» и не важно, какое имя у него,  вполне подойдет и тюркское имя - Аман.  Десятилетие криминальной  революции  в России выстрадало «усатого» и воззвало к его духу.
                ................................................
   На этом поставлю многоточие,  потому что, все, что еще не стало книгой, раз и навсегда сжатой в тесные объятия переплета, то - рукопись, а рукописи свойственно жить и развиваться.
                1998-2004 годы.
Опубликовано было 2004 году в кузбасской газете «Край»