Гора Морджёт. Восхождения. Часть 4

Владимир Кудрин
                На вершине горы Морджот
                фото Володи Завьялова участника восхождения

                Часть 4
  Из воспоминаний сусуманца Сергея Вертугина.
  Было много попыток покорить Морджот группой, но они были неудачные.
  27 - 29 августа 1966 года , группа из шести человек Максимец Леонид, Рождественский Игорь, Попович Слава, Ольховик Геннадий, Канцедалов Валера и я дошли только до Пионерской вершины и из-за тумана и начавшегося дождя вынуждены были вернуться вниз.
  Апрель 1976 год. Группа из четырёх человек - я, Сазонов Виктор, Ширяев Слава и Гена Трусов - все с первого карьера прииска Экспериментальный. На лыжах дошли до ледника на ручье Талон и заночевали в эскимосской снежной иглу, которую построил там учитель географии с Берелёха, знаменитый наш турист Олег Головин. Ночью ударил мороз -45 градусов и нам пришлось мужественно дожить до утра. Утром мы пошли на восхождение, но после такой бессонной и промозглой ночи мы осилили только половину подъёма и благоразумно повернули назад.
  В конце 80 -х большой группой лыжников спортсменов прииска Экспериментальный мы вышли в поход на Морджот. Все были хорошо экипированными и подготовленными. Но снова неудачно. Разыгравшаяся пурга не дала нам совершить подъём на Морджёт. Помню, нас было много, человек пятнадцать, громадные рюкзаки у всех, потому что Володя Завьялов достал всем спальники с оленьей шерсти ужасно тяжёлые даже для ребят. Я всё время переживал за то, как их будут тащить девчонки? Ведь это не пешком, это на лыжах!
  В сильный ветер, с тяжёлой поклажей и двадцать с лишним километров до ледника. Тяжелейший переход. Подошли к леднику уже в одиннадцатом часу вечера. Лагерь решили разбить за ледником. Начали переходить и Лена Евменова поскользнулась на льду, рюкзак перетянул её и она с размаху упала лицом на лёд! В результате сильнейший ушиб с последующим сотрясением и рассечение брови, рана четыре сантиметра. Надо зашивать. Володя наложил повязку и я с ней пошёл назад в Сусуман, а все остались ночевать.
  Подошли с Леной к трассе в совхозе, половина второго ночи. Со стороны Берелёха едет милиция и видят нас, замёрзших, с лыжами и у неё голова забинтована, садят нас в машину и начинают устраивать разборки, что случилось, где подрались, кто бил и так далее. Я уже говорю,  имейте совесть, у неё кровь течёт и глаз опух, больно наверно, везите домой - уговорил, отвезли. Потом Лена рассказывала, что  приехала скорая и опять вызвали милицию, но как-то она смогла это всё разрулить. А утром, ещё по сумеркам, совсем не отдохнув, я пошёл назад, на Морджот к ребятам, ведь там остался мой рюкзак со спальником, и кто же его будет тащить обратно. Уже подходя к лагерю, я увидел, что навстречу мне едут мотоциклы на пневмоходу и везут  наши вещи, ну а мы уже налегке возвращались своим ходом. Вот так за сутки мне удалось пройти на лыжах 4 раза по 20 километров, но в то время для меня это были семечки, зато память какая!
  Первое удачное восхождение было в 1970 году 9 июля.
Мы пять человек, Марсанова Таня, Соловьёв Саша, Бурдыга Юра, его сестра Лера и я, благополучно покорили Пионерскую вершину, в тумане совершили спуск и вернулись в город.
  Второе удачное восхождение, это в честь 25 - пятилетия прииска Экспериментальный. Совершили группой, прошло от начала и до конца с покорением вершины, без причин и отказов от подъёма. На вершине установили памятный знак, который несли с собой.
 
        Фото. Начало подъёма на Морджёт группы с Эксперементального

 
          Фото. Группа с Эксперементального На Пионерке


  В 2000 году я устроился работать в Связь в Сусумане и стал ходить на Морджёт в одиночку. 2,5- 3 часа на лыжах, не торопясь докатываешься до ледника, это в апреле месяце. 5 часов на подъём, путь до вершины и спуск на ледник. Полтора часа на дорогу от Морджота до Сусумана на лыжах.
  Что печально, на вершине сейчас нет ни триангуляционного знака, который охраняется законом, и нами установленного знака тоже нет. Всё сбросили вниз со скалы. Стоит только крест. Ну и слава Богу. 
  С 2000 по 2008 год покорил Морджот 8 раз,  получилось раз год.


             Продолжение http://www.proza.ru/2017/06/30/307