SaViTar II

Вал Белин
* * *
часть вторая

Продолжение фильма-презентации-концерта нового инструмента, созданного в конце 80х, но задуманного гораздо раньше для реализации новых музыкальных идей. В Петербурге в арт-студии АРТ-ЭРИЯ произошло это событие в 2014 осенью.

 Накануне я получил ужасное известие о смерти одного из моих партнёров великого эстонского певца и музыканта Йака Йоалы. В этой серии освещаются факты из истории группы РАДАР никогда ранее не обнародованные. Рассказываются факты из Питерской музыкальной жизни Лед Зе Белинова в период становления Новой культуры после 70ти летнего Советского Застоя - Апокалиптического Ренессанса в конце Милленниума.

 По материалам фундаментального интервью продолжает монтироваться автобиографический сериал под названием - KING B, две серии которого уже вышли в прокат и увидеть их можно здесь
 
https://youtu.be/CwJbkylwsbU

https://youtu.be/MdYk8J4W_8U

Кр - у меня в руках диск 2000 года

Вал - этот диск в 2000 году был выпущен как раз в момент отъезда. Я выпустил эти диски, записал музыку к фильму Константина Лопушанского, как раз где моя вещь на СаВитаре идёт в титрах  фильма “Конец Века”. Я стал музыкантом года в Петербурге по опросу 5го канала. На таком взлёте творческой карьеры я и поехал дальше по миру. Количество копий этого диска я и взял с собой... И когда я показывал его в Новом Орлеане, то известный музыкант Бернард “Банчи” Джонсон - барабанщик известного блюзмена Джона Муней, просто был шокирован... Мы подружились и я говорю - вот такой диск - Банчи спрашивает - Это сделано в России? Качество лучше чем Коламбия рекордс - говорю - да! Вот в России такого уровня мы достигли - он восклицает - а мы ничего не знаем!!!

Алекс - вы ещё дорастёте! (падают шарики)

Кр - может ещё поговорим про группу Б.Б.Б. поподробней, потому что интересно, как она возникла?

Вал - Белинов Блюз Бэнд возник на базе второго по значимости джаз-клуба в Питере. Вообще в городе было изначально два джаз клуба до того, как возник третий. Джаз Филармоник Холл Давида Голощёкина, другой джаз-клуб Квадрат Натана Лейтаса и был ещё клуб Окошки в котором люди тусовались и приходили в Окошки, где состояние было - полный андерграунд! Выходили музыканты играть не известно что - то ли это был Джаз, то ли нет... Назвать это джазом было нельзя - это был “сырец”, как я говорю, который ещё музыкой не стал, тем не менее, многим это нравилось. Туда ходили и ребята, которые задумали сделать клуб. Они позвонили и говорят мы придумали Новый клуб, ты не хочешь присоединиться. Это был кукольный театр в Таврическом парке и назывался “Театр Опера Кукол” - домик в парке - уже интересно! Вот этот домик в парке в мае 1994 г стал клубом, где мы начали играть. Играла только моя группа, она ещё не называлась Белинов Блюз Бэнд. Предварительное название, вот когда я рассказывал про Арт-Клуб в 1993 г на канале Грибоедова... Там  образовалась группа и меня пророчески прозвали, поскольку я вытворял потрясающие вещи на СаВиТаре - целые каденции (соло в конце произведения) по 20-30 минут и на гитаре - и прозвали они меня ЛедЗэБелинов. В конце шоу я обычно исполнял рок-н-ролл Led Zeppelin - это был апофеоз каждого выхода, завершавшийся  получасовой каденцией с которой я выпрыгивал в зал, совершая немыслимые вещи ( падал с гитарой, катался по полу, подползая, подносил гриф прямо к изумлённым, восторженным глазам зрителей, и, сканируя эмоцию - тут же воплощал в смертельном пассаже и т.д. и т.п.), за что и был прозван ЛедЗэБелиновым и группа носила то же имя - LZB. Так вот, в Новом Джасс клубе в Таврическом парке только группа LZB с разными солистами играла джаз. На барабанах играл Гарик Багдасарян - сегодня один из самых известных барабанных джазмэнов в стране и другие музыканты ( все стали выдающимися сегодня). Мы начинали этот клуб, в котором после прошла серия фестивалей, но сначала мы просто приглашали разных джазовых солистов. Получалось так - LZB + какой-то солист... Вечера Джаза, иногда второе отделение я стал исполнять блюзы, потому что порой хотелось поиграть другое или попеть. Постепенно стали подтягиваться другие музыканты - клуб начал оживать. Так возник клуб JFC в котором мы будем тоже...

Алекс - да , вечером мы делаем там съёмку и это всё покажем зрителям!

Вал - вы будете свидетелями всего того, о чём мы говорим... Рассказывать очень много, на самом деле - вообщем, после того, как я стал исполнять блюзы, меня позвал Голощёкин и сказал - надо чтобы группа имела твоё имя - мы назвали Белинов Блюз Бэнд, потому что весь концерт состоял из разножанровых блюзов. Таким образом LZB перетекло в BBB. Конкретно,  первый наш концерт, произошедший в Новом Джасс Клубе( впоследствии OLBI Jazz Club, потом JFC после переезда на Шпалерную) 22 мая 1994 г и считается официальным днём рождения группы Белинов Блюз Бэнд - так родилась эта группа!
Недавно 22 мая мы праздновали XXлетие нашей группы, 21 мая был концерт в JFC . Группа существует, на фестивалях выступает, не смотря на то, что большой период был пропущен, когда я уезжал в НЙ и проект был приостановлен...

Алекс - затишье было

Вал - Хотя музыканты группы участвовали в других проектах... Ничто никуда не исчезло, да и в Америке возникли новые проекты. Ничего в этом нет плохого, если на время деятельность приостанавливается

Алекс - у меня тоже вопрос - многие музыканты и чаще это лидеры групп стараются удержать участников вокруг себя и никуда не отпускать. Как вы думаете? Эти переходы или передвижения музыкантов разных коллективов - это положительный или отрицательный момент?

Вал - существуют контрактные проекты, где по контракту ограничивается сфера возможностей музыканта. В основном это контрактные отношения, но у нас только в попсе контрактная система присутствует...

.................................

... И тогда же я приехал со своим фьюжн-проектом ( 1977 год) ... Мы встретились в гостинице Виру и Йак мне говорит - я вообще-то флейтист ( выяснилось, что он и на гитаре играет и на басу. Он пригласил меня домой - поставил Cry of Love - и говорит - мой любимый диск и Джими Хендрикс мой любимый гитарист; всю жизнь его мечта была спеть и сыграть Хендрикса)... И потом, гораздо позже (1987) на фестивале в Тарту была сделана группа А из лучших эстонских гитаристов, где Йак играл на басу. А одну вещь Wind Cries Mary по специальной просьбе - Йак исполнил на гитаре и спел. После, в гримёрке весь вспотевший, Йак признался, что никогда ни на одном из персональных концертов он так не волновался, как тут исполняя песню своего кумира Джими. Эта запись есть в Ютубе. Йак поёт и играет а мы, как лучшие эстонские гитаристы (смеётся) ему аккомпанируем- я как член группы Радар там участвовал... Я не много перескакиваю во временах... вы уж простите...
Вот Йак и говорит(1977) - было бы здорово, если бы ты с нами мог играть, на что я ответил, что у меня есть некоторые проекты, которые необходимо доделать в Риге. И потом мне Паап звонит, ну что - мы едем дальше - ты работаешь или нет? Я прошу его - Паап, ну дай мне месяц! Мне нужно пару концертов сыграть... - Ну, старик, мы не можем ждать... Так не случилось, что я должен был играть в Радаре весь период с Йаком Йоалой и работать с группой Радар, но случилось, что я тот момент не прочувствовал... Сегодня я немножечко жалею с одной стороны, с другой - я всё-таки доделал свои дела в Риге в тот период, и случилось, что я получил повторное приглашение... Тогда они взяли известного эстонского гитариста Андреаса Пылдру - гитариста, который играл, кстати, в группе Психо. Паап взял гитариста из группы Психо, но предложение сначала сделал мне. Я хочу сказать, что так интересно перетекло из одного в другое. Андреас Пылдру работал, а он и есть лучший эстонский гитарист. Правда потом он переехал в Швецию. Недавно с ним встречались, тоже. Он и работал период Радара с Йак Йоалой, так они и работали, а потом у Йака начались какие-то внутренние проблемы. Скорее всего он захотел остановиться самостоятельно ( это был примерно 1984 г) Когда мне звонит Паап и говорит. Что - мы уже инструментальная группа, - я говорю - как? Без Йака Йоалы? - Йак по каким-то причинам решил сделать перерыв, а мы перерыв делать не хотим - мы делаем инструментальный коллектив и давай опять в Радар. В этот раз я уже понимал...

Алекс - в третий раз не позовут...

Вал - Я скажу так - у меня был период - я попал в очень серьёзный accident - очень сложная авария в которой я чудом остался живой ( это к моменту о падении и возрождении) в этой аварии, я был весь - на костылях, с проколотыми дырами в ногах, и лежал по 20 часов в сутки на кровати... И вдруг, о  чудо - я вижу по телевизору выступает группа Радар. Это было как знак! Я вижу их выступление на фестивале в Тарту - они играют потрясающую фьюжн композицию - это Радар??? А я здесь лежу сломанный весь и неизвестно - выживу ли?!! Тяжёлый был момент и мысли всякие в голову приходили... Все говорят - светлый путь - он не померкнет никогда, а на самом деле, бывает что меркнет, и очень серьёзно .
Но я хочу сказать, Господь видит - подожди!!! Вот тебе картинка Радара по телевизору - вижу - Радар и тут же... Я никогда больше не буду играть в Радаре, а там такой феноменальный успех... Ты просто видишь - Республиканский фестиваль, шикарное выступление... Вот я потихонечку начинаю выздоравливать и буквально, через пару месяцев мне звонит Паап в конце 84 года и говорит - Валера! В Радар! А я говорю - неужели??? А я ходить ещё не могу, я ещё с палочкой!!! Он говорит - ничего! Не волнуйся,  приедешь, я тебе дам палочку ( а он сам горнолыжник и несколько раз ломался), тут в подвале финская баня - мы тебя отпарим!!! Короче, я приехал под Новый Год к Паапу в его трёхэтажное бунгало и там он меня конкретно, отпарил, показал мне какое-то сумасшедшее количество концертов ( прямые трансляции финского ТВ), палочку мне дал, показал свои концерты - сказал вот пластинка. Нот нету - ноты мы не пишем! Я говорю - как?!! Я не верю! Нет никаких нот - это ещё отдельная тема... Я спрашиваю - А как же я это буду всё - вот сядь, слушай... И потом на концерт едем сразу в Москву ( под Новый Год у нас концерт уже был - смена состава Радара, потому что у них уходили басист и гитарист из первого коллектива. Смена состава) Получилось что я справлял дома Новый Год с 1984-1985 под музыку Радара и писал всё на ноты, всё что слышал, чтобы сыграть всё так, как было на пластинке. Когда вы думаете, что ни кому, ни куда, не нужны - вдруг что-то сверху!!! И это неоднократно происходило... Я ещё раз хочу подчеркнуть, что я нахожусь в девятой реинкарнации при жизни, что характерно. Поэтому я призываю воспринимать всё очень позитивно, не смотря на то, что история Радара очень странно закончилась внезапно тоже. В моём контексте она перетекла в какую-то очередную фазу. В их контексте тоже. Но я считаю, что Радар распался из-за того что вся система распалась . Потому что это была большая серьёзная филармоническая система. Радар был востребованной филармонической группой. Гастролировал, объехал пол-Европы, участвовал во многих фестивалях.
 
Алекс - вы просто не знали тех моментов, которые руководители знали...

Вал - там был один момент из-за аппаратуры. Филармоническая аппаратура Peavey на которой работал Радар - четыре тонны аппаратуры возилось фурой... Сейчас так никто не делает, но тогда буквально группа переезжает уже так серьёзно... Просто Анна Вески сказала - почему у Радара такая аппаратура? И директор группы Радар - Райво Серсант, он наверно  обиделся на всё это и сказал - Раз вы забираете у нас всё это, то и горите вы синим пламенем!!! В группе разногласий никаких не было. Группа была в нормальном состоянии. Мы прекрасно коммутировались. Не было проблем и всё было прекрасно. Пластинка была выпущена - Балтийский Берег в 87 году на Апрелевском заводе в Риге. Винил.

Алекс - наш разговор переходит в новую фазу. Мне кажется можно сделать музыкальный перерыв

Вал - Да! Давайте! С удовольствием

Алекс - подготовимся к выступлению, а потом ещё поговорим

Вал - безусловно!

* * *