Гора Морджёт. Восхождения. Часть 3

Владимир Кудрин
                Часть 3
 
                Сусуманская тургруппа во главе с Вячеславом Ушаковым
                на вершине горы Морджёт

  Никто из нас в начале пути не подумал, что самое тяжелое предстоит в конце пути, когда мы уставшие в темное время суток, в 40 градусный мороз, начнем возвращаться домой  еле передвигая ноги.
  Я оглянулся назад, посмотрел еще раз на Морджот , мысленно говоря ему что мы с тобой не прощаемся надолго, ты нас жди.
  И в это самое время меня поразили наши следы  на снегу от лыж, они   голубые, впечатление захватывающие, смотрю вперед  лыжня как лыжня, снег чисто белый, лыжня тоже обыкновенная, оглядываюсь назад  та же самая лыжня только   поменяла цвет, о боже   мы спустились с неба и лыжи  начали за собой  оставлять след  с отливом голубизны, такого я еще не встречал, как  объяснить это природное явление осталось загадкой  по сей день.
  Я поделился впечатлением с Вовкой, мы  полюбовались с ним этому природному явлению, и покатили с ним в сторону дома, так-как  идти нам  было 25 км. до родного дома .
  Одеты мы были просто, фуфайки, обыкновенные шапки, ботинки с шерстенными носками поверх одеты бахилы, другой  одежды у нас просто не было. Пройдя  километров  10  мы  начали выбиваться из сил  и  нам было  так жарко что шапку можно, нам казалось выжимать. Но чуть  стоило задрать шапку на затылок как  волосы превращались в лед, вместо чуба висели сосульки.
Луна висела над Морджотом , освещая своим холодным  светом нам  путь домой,  ночь  действовала очень  успокаивающе , нам казалось  что этому пути не будет  конца.
Как бы мы не храбрились но силы покидали  нас ,   мы решили  сделать привал упали  в снег, но это не тот снег к которому все привыкли, белый и пушистый,этот как будто сахарный песок состоящий из мелких кристаллов, которые обжигают все к чему прикасаются. Сколько мы отдыхали я не понял, только невольно начали  закрываться глаза, и под одежду медленно  начал пробираться мороз, кто - бы знал какое это наслаждение,  сравнить можно только с баней, когда тебя обжигает жара, а потом ты наслаждаешься  холодом. 
  Меня как будто ошарашило кипятком, глаза начали слипаться, Вовка потихоньку посапывал, до меня дошло, если уснем то мы  не проснемся, это будет наш конец, меня подбросило от этой мысли.
  Я  начал трясти Вовку, он видимо уже спал, растолкав его мы дружно начали орать песню Высоцкого…« солдат всегда здоров, солдат на все готов, и пыль как из ковров мы выбиваем из дорог, и не остановиться и не сменить ноги …».
На горизонте появились огни совхоза,  отчетливо стало слышно, как  собаки ведут перекличку  еще чуть – чуть  и мы  выйдем на дорогу .
Как  мы с Вовкой  разошлись я не помню,  силы  нас уже покинули  и шли мы  с ним в забытье , последние метры до дома  мне показалось  что я не дойду , слава богу что мать увидев меня в окно  сразу открыла дверь , как  я разделся и лег спать , я ничего этого  не помню.
  Только спустя какое – то  время  до нас дошло  что мы чудом  остались живы, пройдя на трех лыжах сорок км.  Находясь в движение 21 час из которых примерно часов  восемь мы поднимались на гору, да это был наш первый поход, который  запомнился на всю  жизнь.
  В скором времени мы так подружились  с этой горой , что нам казалась это  прогулкой. В часов 7 утра  мы отправлялись на  Морджот, грелись в его распадках, так – как  в распадке  воздух прогревался очень быстро до плюсовой температуре, пили чай перекусывали бутербродами, катались на его склонах это был изумительный  отдых. И в 7 -8 часов вечера  мы  загорелые, здоровые  бежали в ДК   танцевать.
  В 68 году за нами пошли ребята и с ними мой хороший знакомый Толик Хариусов, так вот при спуске он там переломался напрочь, его оттуда вывозили. В то время нам казалось, что на Морджёт с южной стороны можно было залезть не глядя, но это, как потом выяснилось только показалось.
 
                На фото Вячеслав Ушаков обучает группу
                сусуманских туристов работате с альпийским шнуром
 
  Надо отдать должное капитану сусуманской милиции, криминалисту, Ушакову Вячеславу! Вот кто создал и руководил туристами Сусумана, обучал работать с альпийским шнуром и основным приёмам страховки.
  С ним мы делали восхождение слева, всё было заранее спланировано и рассчитано по времени. Со стороны трассы короткая дорога проходит почти рядом, но попали там в сложную ситуацию, перед самой вершиной гребень превратился в отвесный шириной примерно метр обрыв. Слева и справа метров по сто отвесные стены, а впереди расщелина больше метра, девчонок обвязали шнуром и с визгами перетаскивали через эту расщелину, есть фото, где мы всей группой сидим на вершине, сзади нас мощная тренога.
  Перед этим восхождением Ушаков, рассказал о группе Дятлова, которая погибла при странных обстоятельствах. Потом были восхождения, областные слеты туристов и много всего интересного.

         Продолжение   http://www.proza.ru/2017/06/29/805