Ширин. Табунный след. Часть 18

Татьяна Трофимова 2
Завершив дела в имении, граф вернулся к супруге в Санкт- Питербург. И в мае прислал письмо в котором сообщал, что они с супругой рады рождению дочери Аннушки.

И теперь основная работа по воспитанию маленького Барса лежала на Ширин.
Каждые три месяца, начиная с первого, она зарисовывала Барса, и вела многочисленные записи о его состоянии и замерах.
Особенно ей нравились  крупные светлые яблоки на серой шерсти, из-за которых собственно он и получил свое имя у Алексея Григорьевича.
Раз в три месяца она отправляла свои подробные отчеты графу с прилагаемыми к ним зарисовками растущего и приобретающего все новые и новые формы жеребенка.  Будучи неуемной натурой она не оставила и другие попытки скрещивания лошадей разных пород, но Барс занимал все ее воображение.   
Через полтора года, уверившись в том, что запястья малыша сформировались и перестали расти она сама стала его учить ходить в поводу, по прежнему следя за формированием скакуна, проводя измерения и замеры, продолжавших расти и укрепляться позвонков у холки и основания шеи. А к двум годам пришло время его первой уздечки.

В мае 1786 года от графа пришло письмо.

« От всей души желаю вам и девочкам доброго здравия, моя дорогая и шлю самые нежные заверения дружбы от любимой моей супруги Дуни. По Высочайшему распоряжению Ее Императорского Величества Екатерины Алексеевны, прошу вас незамедлительно прибыть в Санкт- Питербург вместе с Барсом.  Ее Величество желает самолично и воочию убедиться   в том, что наш Барс именно то, что мы хотели создать. Так же она понимает, что возраст лошади не достиг пика созреваемости,    но ждать еще три- четыре года Ее Императорское Величество не желает.   Посему, прошу вас с максимальными предосторожностями прибыть в столицу на представление Ее Величеству долгожданного жеребца.
Для вашего удобства и удобства Нурхаят и  Михриджихан, направляю вам мою карету. Все необходимое для путешествия Барса, вы возьмете в имении.»

Ширин читала письмо ранним утром на террасе своего дома. Горячий кофе дымился  на начатым на столике возле ее кресла.
«Слишком рано его вывозить, граф. Ваша Императрица подвергает слишком большому риску нашего малыша»- думала она.
На веранду вышла  Михриджихан и поцеловала мать, за ней появилась и сестра, так же прильнувшая с нежностью к тетке.
- Что ты читаешь — спросила Нурхаят.
- Письмо от Его Светлости, милая.
- У тебя такой расстроенный вид, что -то случилось?
- Граф просит меня прибыть вместе с Барсом в столицу. Но боюсь жеребец не готов не только к такому длительному путешествию, но и к самой столице с ее грязью и нечистотами.
- Мама!- Обняла ее  Михриджихан- Мне кажется ты преувеличиваешь грязь и нечистоты Санкт- Петербурга.- Но было похоже на то, что четырнадцатилетние барышни были счастливы пуститься в путь в столицу и опасения матери были для них несущественны.
Ширин вздохнула и приказала служанке позвать к себе Силуяна.
- Звали, Ширин- ханум- Силуян появился через минут двадцать.
- Присаживайся, мой друг. Желаешь ли чаю.  Фатима испекла эчпочмак.
- О, я завсегда с удовольствием, госпожа. - Силуян глубоко уселся в кресло и принял из рук Асны огромную чашку с дымящимся чаем, в которой подавали только ему, зная его любовь ко всему большому. Девушка поставила перед старшим конюхом блюдо с горячими источающими умопомрачительный запах треугольными пирожками.
За всю жизнь я, Ширин — ханум не едал вкуснее, чем готовит наша любезная Фатима. Эх! Вот  не соглашается она выйти за меня! Все говорит старая я. Ну и что, что старая. Я вот... Ширин слегка закашлялась и сложив губы в трубочку , наклонила голову в право, как всегда это делала, когда была чем-то озабочена.
- Что-то случилось, Ширин- ханум. Он моментально стал серьезным, уловив настроение хозяйки дома.
- Не то чтобы случилось, Силуян, но боюсь может. - Переведя дыхание проговорила женщина.
- Чем я могу быть полезным вам, моя Ширин- ханум.
- Да, как всегда, Силуян, всем. Мне как и всю жизнь без тебя не обойтись.
- Вы только прикажите, Ширин- ханум и ведь всенепременно за вас хоть в огонь, хоть в воду.
- В огонь и в воду не нужно, родной. А вот медные трубы нас ожидают с Санкт — Петербурге.
- Это как понимать, Ширин- ханум?  Вы уж не юлите. Знаете, же, что человек я простой и все ваши эти светские штуки не понимаю.
- На, читай. - Она протянула ему письмо графа. Тот внимательно приблизил лист к глазам.
- Прочитал?- спросила его женщина, когда тот опустил письмо.
- Да, что же это. Ведь рано его везти. А вдруг где зараза какая. А разбойники? Если ж украдут наше сокровище то....
- Да, за разбойников, Силуян, я переживаю меньше всего. А вот зараза и олгий путь, это я скажу тебе совсем не шутка.
- И что? Повезете? - спросил конюх.
- У меня есть выбор, Силуян?
- Да, почитай что нет, Ширин — ханум.
- Ладно- вздохнув сказала Ширин и откусила эчпочмак. Мясной сок тут же потек по подбородку и она вытерла егосалфеткой. -Ты кушай, Силуян, кушай.
А потом будем решать, как устроить наше путешествие, дабы Барс достиг столицы лучшим образом и также благополучно вернулся домой.
Силуян один за другим жевал истекающие острым и пахучим  мясным соком треугольники.
- Что ж- размышляла Ширин- Если мы не можем избежать представления Барса Императрице, то     нам придется очень внимательно за ним следить. Перво наперво нужно взять весь корм, который нам понадобиться в пути с собой, чтобы ненароком не отравился у кабатчиков. Второе, в сарае стоит черная бадья из шунгита. Ее нужно взять с собой. И поить нашего мальчика только оттуда. Там также есть большая бутыль из того же шунгита. Пусть в нее наливают запас свежей воды и поят его только этой водой.
- Что это за шунгит такой, Ширин- ханум?
- Камень это. Говорят, что он заразу убивает.
- И откель такое чудо, моя госпожа.
- Из Финляндии. Мне его — этот чудо князь Кобленцский прислал. Остальные травы и лекарства на все случаи приготовлю сама. Ты займись кормом. Бери повозку и грузи с запасом.
- Слушаюсь, Ширин- ханум. Сочные треугольники таяли один за другим в огромном теле старшего конюха.- Что еще прикажете?
- Да собственно больше ничего. Готовь мальчика к походу в столицу Российской Империи. - Силуян поклонился, прихватил с блюда три пирожка и поспешил выполнять распоряжения хозяйки- И проследи, чтобы этот самый шунгит не роняли. Камень все-таки. Треснуть может.
- Слушаюсь, Ширин- ханум- послушался издали громогласный голос конюха.
На террасе показались юные барышни.
- Мама, что нам брать с собой? - Спросила сияющая в предвкушении путешествия    Михриджихан.
- А с чего ты взяла, что вы тоже едете?
Девочка задохнулась от возмущения. - А как же иначе. Ты, что хочешь оставить нас дома, а сама их царице податься?
- Не то чтобы мне очень хотелось к их царице, доченька. Но я что-то не упомню, что звала тебя и твою сестру с собой.
- Тетя! Да как же мы тебя одну отпустим? - тут же нашлась хитренькая Нурхаят.
- А вдруг там с тобой что-нибудь случиться?
- Что, например?- спросила улыбающаяся Ширин.
- Ну разбойники или еще что-нибудь- Вставила   Михриджихан.
- И вы, стало быть,  меня спасете, красавицы? - засмеялась Ширин.
- Ну не то чтобы спасем, но скучать в дороге не дадим.
- Ладно, спасительницы. Можете не брать с собой много скарба. Все купим в столице, раз такое дело.
Девчонки бросились целовать женщину.- Какие вы у меня хитрые, девочки. - Погладила и расцеловала их Ширин.
- А как же иначе. Мы же знаем, что тебе там будет скучно.
- Ну конечно, скучно. Куда же мне без вас, мои проказницы- Она улыбалась счастливой улыбкой, и нежно гладила сидевших на ее коленях девочек.
- Кажется кто-то сейчас меня раздавит- весело сообщила  Михриджихан мать.
Обе вскочили. - Ну почему ты у нас такая маленькая, мама?
- Да уж какая есть, солнышко. Какая есть. Ладно. Ступайте. После завтра выезжаем.


- Не слишком ли утомила дорога? - граф встретил их в своем столичном доме, целуя руку Ширин и целуя в щечки юных прелестниц.
- Не сколько дорога, сколь тревога. Ваше Сиятельство, велите почистить нашего малыша. Он весь в дорожной пыли.  Это может плохо сказаться на его здоровье.- Ширин прошла в дом и направилась к с встречающей ее Дуне, на руках у которой была двухлетняя Аннушка.
- Здравствуй,   Ширин, заждались. - Евдокия Николаевна поцеловала подругу — Анюта, доченька, познакомься с тетей Ширин. Девочка протянула ладошку к гостье и схватила ее брошку на платье. - Хочу! -требовательно произнесла она.
- Хорошая у вас хватка, маленькая графиня. - засмеялась Ширин  и сняв с руки браслет, протянула малышке. - Примите, моя прелесть. Этим вы по крайней мере не уколитесь. Девочка удовлетворившись заменой, тут же стала натягивать его на ручку. Но решив, что там он не удержится, села на пол, стянула бархатную туфельку и стала надевать его на ножку. Не получилось. И малышка расплакалась. Наблюдавшие за малышкой  Ширин и  мать рассмеялись. Ширин взяла у девочки браслет, расстегнула и надев его ножку ребенка застегнула. - Ну, вот так будет лучше, солнышко. Она поцеловала ребенка в макушку.
В холл вернулся граф, побывавший на конюшне.
- Это кто тут плачет? Моя королева плачет? - Он подхватил дочь на руки и подбросил вверх   - Аннушка залилась счастливым смехом. А когда отец поставил ее на ноги, продемонстрировала свою добычу.
- Прелестно- сказал дочери граф, и взяв малышку за ручку повел в гостинную вслед за матерью и гостьей.
Аннушка вытащила ладошку из огромной ладони отца  и залезла под стол, где у нее были разложены игрушки.
- Ребенок, растущий под столом в гостиной. Кто бы мог подумать! - вошел улыбающийся Петр Алексеевич Румянцев- Задунайкий. - Графиня — Он низко склонился перед хозяйкой дома, целуя той руку- Сударыня- Петр Алексеевич поклонился  и протянул ладонь к Ширин.
- Познакомься,  Петр Алексеевич, моя помощница и лучший в мире специалист по разведению новых пород лошадей — Ширин Барынбек- ханум, в замужестве госпожа  Газы- Булат.
- Мне ваше имя что-то напоминает, госпожа  Газы- Булат.
Ширин замялась — Возможно я встречал ваше.... - Алексей Григорьевич не дал гостю договорить.
- Пройдем, Петр Алексеевич, на конюшню, я сейчас покажу тебе моего Барса.
Гость внимательно посмотрел на Орлова, тот ему незаметно от Ширин подмигмигнул.
- Непременно, Алексей Григорьевич — Затем и ехал к тебе через весь город. Гость окинул внимательным взглядом Ширин. И направился за хозяином.
-  Что случилось, Алексей- спросил Румянцев, когда они вышли из гостиной.
-  Все потом, Петр. Все потом. У меня для моей помощницы большой сюрприз. Они направились на конюшню, где граф с гордостью продемонстрировал наместнику Курского и Харьковского     наместничеств, а также  Малороссии своего Барса.
- Однако- был удивлен герой русско- турецкой войны, любуясь жеребцом- Удивил ты меня. - тут же забыл гость помощнице графа- Недурен. - Он погладил животное по холке.- Весьма недурен! Да что тут говорить, Алексей Григорьевич — это же просто красавиц! Как ведет себя под седлом.
- Не ставили под седло. Два года всего Но весьма смышлен и легко обучаем, Петр Алексеевич.
- Порадовал ты меня, Орлов! - Румянцев продолжил  осмотр животного. - Какая морда! Голова! Ты только посмотри на него- Он отдернул руку, когда Барс попытался его куснуть. - Когда будешь ставить в завод производителем?
- Да рано еще, брат- ответил хозяин жеребца- Через год лишь под седло. А через пять можно и производителем.

- Передай графине, что сейчас идем.  - сказал Орлов камердинеру, что сообщил о том, что супруга зовет его и гостя к ужину.
Изволь отужинать с нами, Петр Алексеевич. Супруга распорядилась готовить рябчиков.
- Да с удовольствием, и откушаю у тебя, Алексей Григорьевич, и выпью. Ведь сущий грех, не выпить за такого жеребца как твой Барс. - Он напоследок потрепал животное по лебединой шее.    - Красавец! - Смачно произнес гость.

Ширин спустилась к ужину последней, приняв ванну и надев бирюзое шелковое платье, подчеркивающие цвет ее глаз. На груди поблескивала, лошадиной головой в россыпи брильянтов и бирюзы брошь, привезенная ей графиней из Будапешта.
- Вы прелестны, сударыня.  Царство небесное моей незабвенной супруге Екатерине Михайловне, чью красоту я всегда считал наипрекраснейшей, но вы госпожа Газы- Булат не только прелестны, но я не могу не преклоняться за перед вами за такого красавца как ваш подопечный Барс.
- О, Петр Алексеевич — улыбнулась Ширин- Барс для меня больше, на много больше нежели подопечный. Он мне как ребенок. Сколько лет я ждала его рождения, одному лишь Всевышнему известно.
- Милости прошу к столу, господа, - позвала Евдокия Николаевна.
- Водочки?- обратился улыбающийся граф к гостю.
- Пожалуй- сверкнул тот лукавым глазом. 
- Лишь под нее, родимую- улыбнулся граф- Вы Перт Алексеевич сможете оценить рябчиков, приготовленных по рецепту моей любезной супруги и осетров, запеченных в сметане . Лишь поутру привезли с Волги. В бочках живыми. 
Когда ужин с четырьмя переменами блюд подходил к концу, Ширин обратилась к наместнику.
- Прошу меня простить, господин Румянцев- Задунайский, но вы вначале нашего знакомства предположили, что знакомы с кем-то из моей семьи. Могу ли вас спросить, кого вы знаете из моих родственников.
- Разве, сударыня?- приподнял брови вверх спросил Петр Алексеевич, но наткнувшись взглядом  на суровый  взгляд хозяина дома тот произнес.
- Я обознался, сударыня. Решительно, я обознался, о чем мне не преминул сообщить наш дорогой хозяин.    Женщина вздохнула. - Жаль. Тихо произнесла  она и любезная улыбка погасла на ее лице.

Вечером, когда графиня и Ширин сидели в гостиной рядом с пылающим камином, а граф играл с псом, тот вдруг поднялся
- Дамы, прошу меня просить. Неотложные дела. Нужно отписать несколько весьма важных писем. Дорогая, Ширин — он подошел к гостье и подал ей бумагу- Это по праву принадлежало вам и по прежнему принадлежит вам и вашей семье. Она развернула, свернутый в трубочку документ и стала читать. В документе удостоверялось, что имение Барынбеков со всеми угодьями  и землями , что находиться на территории бывшего Крымского  ханства, которое ныне является частью Российской империи  принадлежит ей и ее потомкам. А так же, что она вправе распоряжаться им по своему усмотрению как полновластная хозяйка.
- Вы купили наше имение для меня? - сглотнула Ширин и подняла глаза на графа.
- Я его никогда не продавал, дорогая. Все это время имение принадлежало вам и за ним присматривал Фарид с супругой, а после его смерти, случившейся четыре года назад его старший сын.
- Так вот почему, они перед самым отъездом отказались ехать, хотя были отправлены почти все их вещи.- Она села в кресло и слезы заструились по ее щекам- А я все это время думала, что они..... Почему вы не сказали мне этого раньше, Алексей Григорьевич? - Она приняла у Евдокии Николаевны платок и громко высморкалась- Простите — Женщина тут извинилась за оплошность. Ее руки дрожали.
- Я не мог, Ширин. Я опасался, что вы будете тосковать по дому гораздо сильнее, чем это было, все время зная,     что можете в любой момент туда вернуться.
- Я понимаю вас, Ваше Сиятельство.- Спокойно проговорила она.-  Но я должна оплатить вам расходы на содержание моего имения и вернуть те деньги, что вы  передали мне от продажи. Несостоявшейся продажи имения.
- Мы квиты, моя гордая госпожа Барын- бек- Газы- Булат. Мы абсолютно квиты, особенно, если учесть, что вы сами оплатили расходы по переезду вашего имущества и своих людей во время путешествия в Россию.  Эти средства я получил их казны Ее Величества. Более того, моя дорогая,  вас ждет еще один прекрасный сюрприз. Но об этом завтра. Его пока не привезли в столицу.
- О чем вы говорите граф?
- Завтра моя, дорогая. Вы все увидите завтра. А сейчас- он поцеловал руки гостьи    и губы жены-  Я вынужден откланяться. В полдень у нас с вами, прием у Ее Императорского Величества Екатерины Алексеевны II.  Орлов поклонился и вышел из гостиной.