День рыбака

Наталья Головина-Хозяинова
Когда в грузовом порту Ханты-Мансийска нам выделили для поездки по хоздоговору мощный ледокольный катер, его капитан Николай пришёл в ярость. Он спорил с начальником, пока не получил резкий приказ: «Выполнять!». Его возмущение можно было понять. Комсомольско-молодежная команда была победителем в соцсоревновании, на хорошем счету, а им, вместо настоящей работы, велели на целый день поступить в распоряжение какой-то тюменской девицы, чтобы сходить на Обь и обратно. Поэтому, поднявшись на борт, капитан пролетел мимо меня, не поздоровавшись, ворвался в рубку и с раздражением начал отдавать команды.

Пока катер выходил из порта и шел по Иртышу, мы с лаборантом на палубе занялись подготовкой приборов и посуды для отбора проб воды. Потом наслаждались свежим ветром, теплыми брызгами и пейзажем, проплывавшим за кормой. Но время подходило к обеду, о чем напоминало урчание в животе, а еды-то мы с собой и не захватили.

Вдруг ко мне подошел матрос Саша и угрюмо спросил:
- Ты хоть готовить-то умеешь? А то от нас кокша сбежала, мы третий день без нее ходим.
- А продукты есть какие-нибудь?
Он оживился:
- Пошли на камбуз, что-то в холодильнике оставалось.

На «кухне» мы обнаружили картошку, свежую рыбу, сухофрукты, хлеб и масло. Саша показал мне, что и где включается, как работает, и ушел, а я начала «творить» обед из трех блюд под мерное гудение и покачивание катера: уха, жареные картошка и рыба, компот. Через час-полтора еда была готова, и я обошла каждого и пригласила на обед. В камбуз спустились все, кроме капитана, который остался у штурвала.

За столом познакомились, разговорились и почти подружились. Ребята даже предложили:
- Оставайся у нас кокшей на сезон! Не обидим, мы покладистые. И денег заработаешь.
Я смеялась:
- Классное предложение! Надо подумать. Смущает только, что кокша от вас сбежала. Это настораживает. Смените-ка лучше капитана, он там голодный рулит.
- А он не пойдет. Принципиальный. Злится все еще. А нам без разницы, куда ходить и зачем. Начальству виднее.
- Ладно, тогда пойду кормить его прямо у руля. Может, подобреет.
Взяла тарелку с картошкой и рыбой, налила компот в большую алюминиевую кружку и поднялась в рубку.

При моем появлении капитан даже головы не повернул, демонстративно вглядываясь вдаль.
- Николай, кушать подано, ешь, пока все горячее. Ребятам понравилось.
- У меня руки заняты, не видишь? – резко ответил он.
- Зато у меня свободны. Держись за свой штурвал, а я тебя покормлю.
Такого он не ожидал, а я ловко скормила ему первую ложку с картошкой:
- Теперь компотиком запей, - приговаривала я, поднося к его губам кружку.
Он ухмыльнулся:
- Оставь, сам поем. Спасибо.
«Лед тронулся». Мне даже доверили подержать штурвал, пока Николай ел. Он зорко следил за курсом катера и постоянно подкручивал штурвал левой рукой.

Поездка наша прошла «в теплой и дружественной обстановке». На ужин я нажарила оладушек к чаю, вновь заслужив благодарность команды и настойчивое приглашение остаться поварихой. Но надо было срочно титровать пробы воды, мы распрощались по-дружески и покинули катер.

На следующий день лаборант улетел в Тюмень с пробами, а я на субботу и воскресенье осталась в Ханты-Мансийске. Мое пребывание состояло в посещении малознакомых, но многочисленных родственников мужа. Было откровенно скучно, и, узнав, что в воскресенье День рыбака, решила поздравить ребят с ледокольного катера. Часам к двенадцати приоделась и отправилась в грузовой порт, где на рейде стояли суда. День был солнечный, настроение – прекрасное. Решила, что, если команды там нет – значит, не судьба, но попытаться стоит.

Дежурный на проходной нисколько не удивился моему появлению и любезно объяснил, как пройти:
- Там они гуляют, где им быть? Иногда и домой не уходят, на катере ночуют.
Да я и сама увидела знакомый катер, пришвартованный к барже, стоявшей у берега на мели.

Берег был усыпан булыжниками и крупной галькой, ноги постоянно проваливались и оскальзывались на камнях, идти было трудно. Но я шла и улыбалась: вот они удивятся и обрадуются такому сюрпризу. Ни разу сомнения не посетили меня, и в голову не приходило, что взрослые люди и праздники отмечают «по-взрослому».

Трапа не было, а забраться на баржу без него невозможно. Я подобрала камешек и швырнула в катер. Как и ожидала, почти моментально показалась голова, а потом и весь Саша выбрался на палубу.
- О! Какие люди! Давай, забирайся. Молодец, что пришла, у нас как раз недобор.
Он спустил трап, подал мне руку и помог подняться. С баржи мы перебрались на катер и спустились в кубрик. Саша шел позади и радостно восклицал: «Смотрите, кого я привел!»

А моим глазам открылась неожиданная картина, которую ясно помню до сих пор. На столе – «джентельменский» набор: жареная картошка в уже знакомой мне сковороде, соленые огурцы, водка и пиво. Справа за столом - моторист с девицей на коленях, которая по-свойски его обнимала. Саша сел слева, и к нему на колени тут же забралась другая девушка.

Капитан был один, он быстренько поставил мне стул, и мы оказались во главе стола. Николай по-хозяйски обнял меня за плечи, и кто-то сказал:
- Хорошо, что пришла, а то наш капитан сегодня без девушки. Налейте ей штрафную.

Девушки с интересом уставились на меня, а Саша охотно пояснил, кто я такая. У меня же в голове долбились панические мысли: «Явилась! Ждали меня, как же! Вот, вляпалась, так вляпалась! Как же теперь быть?» Но внешне старалась не выдать своей растерянности.
- Ну, с Днем рыбака, ребята! Захотелось вас поздравить, вот и пришла, - пояснила я, выпила стопку водки и без стеснения принялась заедать ее картошкой и огурцами. Катер сильно качало на волнах, а мне надо было оставаться трезвой, чтобы выбраться отсюда.

Видя такое свойское поведение, народ расслабился, заговорил, а Николай еще крепче прижал меня к себе. Было ясно, что одними «посиделками» дело не закончится, и уйти с миром не получится. На меня уже предъявили права, и зачем тогда было приходить, если не для более «тесного» общения? Так, видимо, мужчины и рассудили.

Время шло, мое присутствие компанию все-таки смущало, разговор не клеился, да и говорить нам было не о чем. Парни обсуждали «пароходские» дела, а девушки отмалчивались, но наполнять рюмки не забывали.

Вдруг девица, которую звали Галей, соскользнула с Сашиных колен:
- Пойду, покурю, - и стала подниматься наверх.
Я подскочила следом, вывернувшись из объятий Николая:
- И я с тобой!
- Разве ты куришь? – удивился капитан.
- Иногда, когда выпью, - легко соврала я и кинулась по ступенькам наверх.

Галя посмотрела на меня пристально, но сигаретой угостила. Закурили, и тут она спросила:
- Видно, что не куришь. Зачем соврала?
- Уйти хочу.
- Уходи сейчас, потом поздно будет, - спокойно сказала она.

Тут из проема показалась голова Николая:
- О чем беседуем, девочки? Я к вам покурить.
- Да вот, прощаюсь, - быстро сказала я. – Всего вам хорошего!
И спрыгнула с палубы катера на баржу.
- Стой! – понеслось мне вслед, и рука Николая скользнула по моему локтю.

Я рванулась к трапу, который, на мое счастье, Саша забыл убрать, и в три прыжка оказалась на берегу.Николай задержался на долю секунды, выскочил следом и в один прыжок «приземлился» на середину трапа. Тот треснул под ним, и капитан полетел в воду. Это меня и спасло, потому что бежать по камням было невозможно, я мгновенно запыхалась, а услышав треск, обернулась. Николай, чертыхаясь, выбирался на баржу. Расколотый пополам трап плавал у берега. А парни и девушки высыпали на палубу, шумно сочувствуя капитану.

Помахав всем рукой, я не спеша пошла к проходной. Сердце еще колотилось, но душа ликовала: мне удалось выкрутиться из неприятной ситуации, в которую сама себя загнала. И вдруг над Обью разнеслось: «Наташа, вернись. Я все прощу!» Это Николай кричал в рупор из рубки катера. Возвращаться? Нет уж, второй раз я такой глупости не совершу. И, помахав всем на прощанье еще раз, направилась к проходной.

День рыбака для меня сложился удачно: уплыла «рыбка» из сетей, в которые попала по своей глупости и наивности. А «рыбакам» в этот раз не повезло.
 
Спасибо, мой ангел-хранитель не дремал.

Март 2017