Закрытие сезона 2016 2017 в Театре Островского

Ирина Пекарская
30 июня закрывает 208-ой театральный сезон Театр им. А.Н.Островского. 

Первой премьерой уходящего сезона стала постановка по пьесе «Стакан воды» французского комедиографа XIX века Эжена Скриба (1840 год). Сюжет большинству известен по советской экранизации 1979 года с Натальей Белохвостиковой и Аллой Демидовой. Все персонажи этой истории имеют реальные прототипы, в своей пьесе Скриб вставил романтическую интригу в дворцово-политические события при дворе королевы Великобритании Анны, последней из династии Стюартов, которая правила в первой четверти восемнадцатого столетия. В постановке Елены Сафоновой спектакль получился, как всегда, красивым. Добротные исторические костюмы из парчи, тафты, шифона и кружев, с непривычно ярко сверкающими драгоценностями, радуют глаз. Удачное распределение ролей: Анна Заварихина в роли королевы и Нина Маврина в роли герцогини Мальборо создали образы женщин с характером, способных к волевым решениям. Герцогиня, подруга юности Анны, ставшая статс-дамой, которая ощутимо влияет на политические процессы, показана женщиной, которая, получив власть, утрачивает ощущение границ. Эта леди ходит тяжелым, почти гренадёрским, шагом, оставшись одна – пьет вино прямо из бутылки, говорит, сильно артикулируя, что свойственно авторитарным манипуляторам, навязчиво диктует своё мнение. Герцогиня, дворцовый тиран, не смотря на красоту, кажется, утрачивает женственность. Роль королевы сложнее – в ней сочетаются и наивность, какое-то легкомыслие, подчинённость и, в то же время, воля и величие. Эту двойственность Анна Заварихина сглаживает через  деликатность и лёгкую нервозность героини, которые делают сильный характер королевы более привлекательным. Не очень понятно, как две эти умные, зрелые  дамы вдруг «прокололись», равно как и юная, но очень бойкая Абигайль Черчиль (Елизавета Камерлохер), влюбившись в смешного, не очень умного молоденького дворянчика Артура Мешема в исполнении Александра Соколова. Возможно, в этом вся история – женщина всегда женщина и любовь – чувство нерациональное. Как уверяет виконт Болингброк – любовь погубит политика. Болингброк в исполнении Дмитрия Рябова – авантюрист и умница, очень подвижный и насмешливый, эдакий чёртик из табакерки. Изюминку образу добавляют иногда вводимые артистом простонародно-иронические интонации. Некоторые зрители высказывали сомнение в том, что английские леди и лорды так ходили и так говорили, но мало кто представляет, что такое аристократия и тем более – трёхсотлетней давности. Театр не может говорить об английской аристократии, он может говорить только о нас нынешних.

Следующая постановка, снова Елены Сафоновой, создана на основе очень хорошей пьесы швейцарца Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» (1952/1961 годы) об утрате веры в любовь и верность. Художественное оформление спектакля выполнено в стиле стимпанк, программка сообщает о влиянии испанской художницы Ремедиос Варо. Костюмы и герои, в которых одна из частей состоит из шестерёнок, линз и пружинок стильны и интересны, привлекают внимание. Жаль только, что эта их особенность нигде не обыгрывается. Самыми запоминающимися персонажами оказываются плутоватый отец Диего (Дмитрий Рябов), механистическая и целеустремлённая донна Эльвира (Анастасия Краснова) и в финале женственная, элегантная Миранда (Мария Петрова). Но в целом спектакль можно проиллюстрировать образом Лепорелло в исполнении Дениса Дубровкина. В тексте этой роли есть небольшой фрагмент на французском языке, его обычно не переводят. Лепорелло обычно где-то изображает страх, но с вялым лицом, куда-то спешит, не особо меняясь, и вот, французский тест и артист читает его так, чтобы, кажется, все поняли – он работает всем телом, оживает лицо. Этой жизни добавить бы чуть-чуть и в русский текст.

Самая сильная и самая спорная премьера сезона – «Ревизор» (1835) в постановке главного режиссёра театра Сергея Кузьмича. «Ревизор» оказался современным, остро-социальным спектаклем, в котором, хоть иногда и используются исторические костюмы, но они больше подчёркивают, что проблема коррупции идёт из глубины веков. Элегантный городничий в исполнении Евгения Фарапонова – современный сенатор, который поначалу даже вызывает симпатию. Однако эта симпатия начинает пугать с пониманием, что он по сути – чудовище. Обсуждение приезда ревизора-инкогнито идёт в рамках рабочего совещания, за длинным столом. Кроме этого стола декораций нет – чёрная стена. В других сценах декорацией работают четыре белых трапа с имперскими орлами на перилах. При том, что гоголевский текст не изменён, режиссёр сделал своё введение – у городничего пять дочек, а не одна. И такой поворот усиливает эффект и нездорового страха перед ревизором, и представление о серьёзности преступлений градоначальника. Хлестаков Дмитрия Рябова – не привычный субтильный дурачок с коротенькими мыслями, он зрелый привлекательный мужчина, жёсткий и себе на уме. Обращает на себя внимание несколько демонический персонаж секретарши Машки Анастасии Красновой. Актриса прекрасно владеет телом, голосом, интонацией и во всех своих ролях продумана до мелочей. Постановка сильная по воздействию, но вызвала споры у зрителей. Более подробный разбор спектакля можно прочитать здесь http://start-std.ru/ru/blog/144/

К финалу сезона родилась комедия «Летучая мышь» по остроумному тексту Николая Эрдмана, который в свою очередь основан на оперетте Иоганна Штрауса (1874 год). Текст Эрдмана давно разошёлся на цитаты благодаря фильму Яна Фрида 1979 года. Постановщик Сергей Кузьмич отказался  от вокала и от музыки Штрауса в целом, заменив его Вагнером – текст хорош и сам по себе. Ушла известная по фильму интрига Фалька с попыткой влюбить Айзенштайна в горничную, но, очевидно, это была удачная сценарная находка Яна Фрида – в первых либретто её нет. С распределением ролей режиссёр, похоже, решил поэкспериментировать. В роли Розалинды, верной и наивной жены, выступает характерная, яркая Анастасия Краснова, а её «гулящего» мужа изображает замечательный артист Игорь Гниденко. Однако Гниденко-Айзенштайн совершенно не производит впечатления ловеласа; это артист, который может создать образ, не используя «открытую» историю. Так, можно предположить, что его судья в «Ревизоре» способен на «левак», но он слишком умён, чтобы об этом знали все. Так и Айзенштайн – либо он должен быть умён и скрытен, либо он должен быть простаком, но тогда он не «монтируется» в Розалиндой-Красновой. Можно только предположить, что он не хочет упасть «в грязь лицом» перед безбашенным другом Фальком – Дмитрием Рябовым. Князь Орловский в исполнении Ивана Полякова выглядит карнавально и, вероятно, он такой же князь, как горничная Адель (Оксана Меркулова) – баронесса. В целом получилась милая праздничная комедия, которая придётся кстати хоть к 8 марта, хоть к Новому году.

Таким образом, в театральный сезон 2016/2017 внёс в репертуар Театра им. Островского четыре комедии в историческом стиле, из них «Ревизор» оказался острым и на удивление современным спектаклем. Новый, 209-й сезон, костромская драма откроет, естественно, постановкой по пьесе Островского. Коллектив театра уже приступил к работе над «семейной историей о любви» «Женитьба Белугина», которая выйдет в постановке Елены Сафоновой.

Фотографии из архива театра.

Ирина Пекарская,
театральный критик