Святая равноапостольная Елена

Геннадий Подбородников
Венеция — не просто город. Это самобытный, уникальный универсум. За какие-то столетия несколько деревушек, основанных беженцами на заболоченных островах Венецианской лагуны, превратились в блистательный город с уникальной системой власти. Процветание крошечной республики было основано на четырёх столпах: международной торговле, мощнейшем морском флоте, финансово-банковской системе, изобретённой в Венеции, и ещё — неистовой вере во Христа. Островитяне слыли чрезвычайно набожными людьми.

Летело время. Венеция быстро набирала силу и укрепляла свой авторитет на международной сцене. Город на стыке Востока и Запада долго оставался верным вассалом империи ромеев, Византии. И патриции-торговцы умело извлекали колоссальную выгоду из своего положения. Когда же могущество Восточной империи пошатнулось, именно венецианцы нанесли смертельный удар в спину бывшему сюзерену: в 1204 г. перенаправили лавину крестоносцев, направлявшихся освобождать Иерусалим от неверных, на столицу православного мира — Константинополь. Энрико Дандоло, старый, полуслепой дож Светлейшей Венеции, лично стал во главе западных варваров, мнивших себя «освободителями Гроба Господня». Столица Востока пала и была нещадно разграблена. Не только несметные богатства Царьграда, но и святыни веры потоком хлынули в Европу. Среди «экспортёров» реликвий венецианцам равных не было. Город на островах быстро превратился в мировую сокровищницу христианских святынь...

В начале XIII века в Венецию доставили мощи равноапостольной Елены, матери святого императора Константина Великого. «Заслуга» их обретения в Константинополе принадлежала канонику, которого звали Аикардо. Обладание мощами святой Елены, разыскавшей в Иерусалиме величайшие христианские реликвии — Гробницу и Животворящий Крест Господень, ещё больше возвышало Республику Святого Марка на европейской сцене.

Императрица Елена скончалась в возрасте 80 лет. Произошло это вскоре после её возвращения из Восточного Средиземноморья — предположительно, в 327–329 гг. Неизвестно, сколь долго она пробыла в Леванте, куда отправилась в 326 г. Не сохранилось и сведений, в каком именно городе она отошла ко Господу. Возможно, Елена умерла в Никомедии, которая являлась столицей её сына: именно сюда она должна была бы триумфально вернуться из путешествия, в котором обрела величайшие святыни христианского мира. Главная резиденция императора разместилась в Никомедии ещё во времена Диоклетиана, гонителя христиан. А в 293 г. после введения им тетрархии город превратился в главную столицу империи, где пребывал старший из четырёх тетрархов (за Римом сохранился номинальный статус стольного града).

Если же смерть настигла императрицу зимой 328–329 гг., Елена могла скончаться в Трире. В то время император находился в западной части государства, подавляя племена варваров в долине Рейна. Являясь августой, Елена вполне могла сопровождать своего сына. К тому же Трир не был для неё чужим городом — после провозглашения в 306 г. Константина императором она жила там несколько лет. Отметим также, что именно весной 329 г. внезапно прекратили чеканить монеты с изображением императрицы Елены. Вероятно, она умерла в это время.

Однако возможно и другое: вернувшись из долгого утомительного путешествия по неспокойным восточным провинциям (Елена совершала официальный имперский визит, об этом свидетельствует её активная деятельность во время поездки), престарелая императрица нуждалась в отдыхе и могла отправиться в Вечный город, в своё имение, где и отошла ко Господу.

Когда августа вернулась из Леванта, в городе Византий, расположенном всего в ста километрах от Никомедии, уже шло активное строительство дворцов и храмов. Византию было предначертано стать новой блистательной столицей империи, Новым Римом — градом Константина. Здесь, на форуме Константина, уже в 328 г. была размещена часть Животворящего Креста, обретённого императрицей: святыню вмонтировали в статую Константина, водружённую на 50-метровой колонне из порфира. Воплощая замысел Константина, в городе возводили величественный храм Святых Апостолов — второй по значимости после Святой Софии. В нем предполагалось собрать мощи двенадцати апостолов Христа и обустроить усыпальницы для Константина, будущих христианских императоров и членов их семей. Это должен был быть большой комплекс из храмов и дворцов, включавший помещения для служб и охраны; однако до кончины августы главный храм не успели завершить.
 
Современник императрицы Евсевий Кесарийский говорит, что её тело с необыкновенными почестями «было перенесено в царственный град и там положено в царской усыпальнице». О каком конкретно «царственном граде» писал историк? В те времена так именовали Рим. Но этот же эпитет начинали применять и в отношении грандиозного Нового Рима на Босфоре, возникшего по воле Константина Великого. Двусмысленность привела к путанице в определении места упокоения равноапостольной Елены и к возникновению двух традиций почитания её святых мощей.

Согласно западной традиции, августу похоронили в Риме. У Елены было большое имение неподалёку от крепостных стен, вдоль Лабиканской дороги; там находился её дворец Сессориум. В отличие от своего сына, который никогда не жил в Вечном городе, бывая в нем наездами, Елена прожила здесь несколько лет (она переехала из Трира в Рим в 312 г.). В этом-то имении император Константин, якобы для своего погребения, в 315–326 гг. построил мавзолей при базилике святых Маркеллина и Петра. (На наш взгляд, более вероятно, что мавзолей возводился по инициативе матери императора, нежели самого Константина.) Здесь Елену и похоронили в роскошном порфировом саркофаге. Руины усыпальницы сохранились до наших дней — они находятся в районе Торпиньятара.

В 840–842 гг. французский монах-бенедиктинец взломал гробницу святой Елены и похитил часть мощей. Они были доставлены в аббатство Сен-Пьер, расположенное в Отвильере, рядом с Реймсом, где короновали французских монархов. Ныне эта реликвия (туловище святой) пребывает в крипте парижской церкви Сен-Ле-Сен-Жиль. Через три столетия, в 1140 г. при папе Иннокентии II, было решено перенести сохранившиеся мощи святой Елены из мавзолея в базилику Санта-Мария-ин-Арачели на римском Капитолийском холме. А четырнадцать лет спустя опустевший саркофаг императрицы был использован для захоронения в нем папы Анастасия IV (1153–1154). Сейчас он выставлен для обозрения в ватиканском музее Пио-Клементино. Начиная с XIV века глава святой Елены хранится в кафедральном соборе немецкого города Трир. Она была подарена храму императором Священной Римской империи Карлом IV в 1356 г. Можно предположить, что это был ответный знак благодарности императора: двумя годами ранее он приобрёл у города давно желаемую святыню — частицу Покрова Пресвятой Богородицы, которую святая Елена привезла из Палестины.

Западная традиция почитания «римских мощей» святой Елены в своей основе опирается на сведения, изложенные в Liber Pontificalis («Книге пап»), более поздние источники лишь повторяют её текст. В этой книге впервые засвидетельствовано, что мавзолей на Лабиканской дороге был построен Константином при базилике святых мучеников пресвитера Маркеллина и экзорциста Петра и что в нем была похоронена Елена. Но «Книга пап» создавалась в VI–IX веках, достоверность многих её частей вызывает обоснованное сомнение у исследователей, и содержащиеся в ней сведения могут быть неполными. В то же время большинство западных теологов и учёных отвергают свидетельства византийских авторов этого и даже более раннего периодов, на которых основана восточная традиция почитания мощей равноапостольной императрицы.

Православные и часть католического мира уверены, что подлинные мощи святой Елены были перенесены из Рима в Константинополь. Создатель «Церковной истории» Сократ Константинопольский (ок. 380–439), более известный у нас как Схоластик, в юности успел соприкоснуться с живыми свидетелями последних деяний Великого Константина. Он утверждает, что тело императрицы Елены «было перенесено в царственный город, Новый Рим, и положено в царских гробницах». Летописец более позднего времени Феофан Исповедник (ок. 760–818) говорит, что блаженная Елена была первой с великими почестями «погребена в константинопольском храме Святых Апостолов, построенном сыном её, Константином, для погребения почивших царей христианских». Никифор Каллист пишет, что императрицу, которая покоилась в Римском мавзолее, перезахоронили в храме Апостолов спустя два года после её кончины. Очевидно, это произошло, когда величественный храм-усыпальница был достроен и освящён.
 
И католики, и православные едины в том, что местом первоначального упокоения Елены являются окрестности Вечного города. Но и если императрица скончалась в Трире, расположенном в 1300 км от Рима, оттуда по вымощенным камнем дорогам усопшую можно было относительно быстро доставить в древнюю столицу. Невероятно, чтобы августу для временного захоронения решили бы перевезти из Никомедии в Рим, расположенный в 2500 км от Константинополя. Очевидно, погребение Елены в мавзолее в пригороде Вечного града было вынужденным и временным.

Чем руководствовался император, принимая решение о месте погребения? Константин очень любил мать. Это известно не только из панегириков его современников, но и из поступков самого монарха. Напомним, Елена была низкого происхождения; несмотря на это, став в 324 г. единоличным правителем империи, Константин сразу же сделал свою мать августой. Не всякая жена императора носила этот высочайший титул, наделявший её обладательницу полнотой власти. Более того, август предоставил матери право свободно распоряжаться казной государства. Константин отправил Елену с инспекционным визитом на Восток, тем самым выказав ей полное доверие. В честь Елены он переименовал провинцию и два города. А после её кончины в центре новой столицы, у стен Святой Софии, обустроил потрясающую площадь во имя августы — Августаион, и установил там порфировую колонну со статуей Елены.

Зададим ключевой вопрос: мог ли Константин, столь сильно любя и почитая мать, похоронить её вдали от своей столицы? В мавзолее, пристроенном к скромной базилике малоизвестных местночтимых святых? Погребли бы императрицу, которая обрела Животворящий Крест, в усыпальнице, не освящённой присутствием святых реликвий? Оставил бы Константин тело матери лежать в простом мавзолее, когда завершилось строительство грандиозного императорского храма-усыпальницы с особым (в будущем) ритуалом поминовения монархов церковными иерархами? Едва ли! Если бы Константин планировал навсегда оставить Елену в земле Рима, он устроил бы роскошную усыпальницу в базилике Святого Петра, под покровом первоверховного апостола.

Тело Елены перевезли на берега Босфора в 331–332 гг. и положили в саркофаг, предназначенный для Константина. Саркофаг был установлен в храме-усыпальнице, соединённом с храмом Святых Апостолов (при императоре Юстиниане храм Святых Апостолов кардинально перестроили, и он приобрёл ещё более величественный вид).
 
Императора, скончавшегося в 337 г., похоронили в одной гробнице с матерью. После его кончины город был буквально наводнён бесчисленными парными статуями святых Константина и Елены с Честным Крестом Господним. Культ их совместного почитания, вскоре зародившийся в Константинополе, быстро распространился на православном Востоке.

Сегодня «константинопольские мощи» равноапостольной императрицы хранятся в монастыре на острове Святой Елены в Венеции. Неизвестно, в каком храме города они бы ныне находились, если бы чудо не сопровождало их прибытие в Светлейшую Республику в 1211 г. Торговый корабль, на котором они приплыли, сел на мель у входа в лагуну. Команде никак не удавалось освободить судно, и капитан решил снять с борта груз, в том числе и ковчег с мощами. Корабль сняли с мели, и груз водворили на место. Но судно вновь остановилось. Тогда один из моряков предположил, что святая хочет остаться на этом острове. Ещё в 1028 г. братья-августинцы построили здесь часовню Святой Елены, сюда и поместили привезённый ковчег с мощами. Только после этого корабль смог беспрепятственно продолжить путь к Сан-Марко.

В 1175 г. на этом острове были обустроены церковь и больница, освящённые во имя другой святой Елены — девы Осерской (†418). Вскоре при храме возник монастырь. После прибытия мощей святой императрицы обитель переосвятили в честь равноапостольной Елены. В 1407 г. монастырь перешел к бенедиктинской конгрегации оливетанцев, и сразу же начались масштабные строительные работы, которые завершились к 1439 г. Часовня Святой Елены, где сейчас покоятся святые мощи (расположена по правой стороне храма), была выстроена на средства Алессандро Борромео в 1418–1420 гг. Однако строительные работы продолжались ещё много лет. По их завершении в 1515 г. главный храм освятили вновь, и обитель Святой Елены приобрела свой нынешний вид.

Монастырь, расположенный «на входе» в Венецию, часто служил местом встречи почётных гостей, прибывавших в город. Их встречали в соответствии с особым пышным церемониалом. В обители нашли упокоение представители славных патрицианских родов: Таленти, Борромео, Контарини, Бальби, Лоредан, Джустиниан и др. При входе в храм привлекает внимание прекрасная скульптурная группа работы Никколо Флорентийца, расположенная над главным порталом, — коленопреклонённый перед святой Еленой адмирал Витторе Капелло (†1467). Этот патриций был главой антитурецкой партии в Венеции, и в 1466 г. его назначили адмиралом. Республика связывала с ним большие надежды. Капелло стремительно освободил от турок несколько островов, сжёг корабли неприятеля в Пирее и занял нижний город в Афинах, однако затем потерпел серьёзное поражение в Патрасе. Через несколько месяцев адмирал скончался от сердечного приступа, был доставлен в Венецию и похоронен в храме Святой Елены.

После капитуляции Венецианской республики по распоряжению Наполеона в 1807 г. монастырь закрыли, конфисковав предметы сакрального культа и искусства, и стали использовать как склад. Некоторые полотна, прежде украшавшие храм, можно сейчас увидеть в галереях «Академия» в Венеции и «Брера» в Милане. Во время австрийской оккупации в обители располагались казармы и хлебопекарни. А в конце XIX столетия, уже при объединённой Италии, на острове собирались создать чугунолитейный завод. К счастью, этот план не осуществился.

Во времена лихолетья мощи святой Елены пребывали на соседнем острове в храме Сан-Пьетро-ди-Кастелло, который несколько столетий был кафедральным собором патриарха Венеции. В 1929 г. церковь Святой Елены вновь освятили и мощи вернули настоятелю. Ныне глава равноапостольной Елены и большая часть её тела находятся в опечатанном реликварии. По заключению специальной католической комиссии, они являются «единственными мощами святой Елены, которые прошли процесс официального признания в 1929 г.».

Греки называют святую Елену четырнадцатым апостолом. В мае 2017 г., впервые со времён 4-го Крестового похода, мощи равноапостольной императрицы покинули пределы Венеции и прибыли на православную землю, в Афины.

В Греции святыню приветствовали в соответствии с дипломатическим протоколом как главу государства — её благоговейно встречали президент республики, архиепископ Элладской Церкви и послы всех православных государств. Хранимая ныне в Венеции святыня, как и много столетий тому назад, доступна для всеобщего почитания и поклонения.

Иллюстрации:
1. Главный фасад храма Святой Елены в Венеции. XV-XVI века
2. Монастырь Святой Елены в Венеции. XIII-XX века
3. Императрица Елена. Фрагмент статуи. 320-325. Капитолийские музеи, Рим
4. Вид на остров Святой Елены и Венецию со стороны лагуны с высоты птичьего полёта
5. Венецианский реликварий с мощами Святой Елены в византийском императорском облачении. Пребывание мощей Святой равноапостольной Елены в Афинах. 2017

Первая публикация:
Ежемесячное православное издание «Календарь», № 6 от 2017г., стр. 11-17.