Монастырь на линии судьбы

Алекс Нефедов
Жизнь после смерти. Возможно ли такое? Некоторые медики и парапсихологи отвечают на подобный вопрос с оптимизмом. Да и отряд серьёзных учёных, начинающих верить в возможность существования некоего загробного или параллельного мира и в вечное бытие души человеческой, в её возможную реинкарнацию,  год от года неуклонно увеличивается.  Но ведь человек может действительно жить вечно в своих добрых делах, в написанных книгах, в музыкальных произведениях, в картинах и архитектурных сооружениях. А еще – в творимых чудесах исцелений, в чудесах помощи людям в трудных житейских ситуациях. Даже, если эта поддержка продолжается спустя века после смерти самого чудотворца…
               
В очереди за чудом

         Да, скажете вы, о подобных фактах мы знаем.А уж бесконечные очереди летом нынешнего года сначала у Храма Христа Спасителя в Москве, а затем у стен Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге ради поклонения ненадолго привезенным в Россию мощам Николая Чудотворца – самое яркое и свежее тому подтверждение: люди жаждут чуда и ждут помощи от святых угодников. И ведь порой получают!  Но сколько ещё в православном мире святых и удивительных храмов и монастырей, где человек буквально вымаливал реальную помощь или невзначай получал её лишь благодаря искреннему стремлению постичь чудо? Великие тысячи! Самое удивительное ещё и то, что места, где стоят храмы и монастыри, где покоятся останки святых, являются ещё и своеобразными местами силы, точками пересечения многих жизненных линий известных и позабытых людей и исторических событий. Нет, не всё случайно в нашем мире…

         Эта святая обитель на высокой меловой горе на протяжении веков своего многотрудного существования стала своеобразной вершительницей судеб великого множества народа. Одни нашли здесь утешение, немногие – упокоение, другие обрели здоровье, третьи получили здесь хлеб и кров, немало и тех, кто добравшись сюда, на берега реки Северский Донец, преодолев тяготы, искушения, сомнения, обрёл новое видение своего бытия, определил для себя, говоря современным языком, новые тренды и приоритеты в личной или семейной жизни, в работе или творчестве, в вере…
       Лето 2017 года. Украина. Донецкая область, та её часть, которая не вошла в состав известной на весь мир непокорной ДНР. Неподалеку расположены так часто и печально известные нам по телевизионным сюжетам Первомайск, Дебальцево, десятки городов, сел и станиц, где время от времени гремят орудийные залпы, свистят пули, горят и рушатся жилые дома, гибнут люди. Три года назад в этот район устремились тысячи, десятки тысяч  беженцев, которые затем  большей частью перебрались к нам, - в Россию. Перевалочным пунктом для многих семей, особенно с детьми и стариками, стала православная обитель - Свято-Успенская Святогорская Лавра, расположенная в городе  Святогорске. Отсюда рукой подать до таких городов как Изюм, Славянск, Донецк и Луганск, но главное – рядом трасса  Киев-Ростов – без преувеличения современная «дорога жизни» для тех, кто сделал свой судьбоносный выбор и решил навсегда связать себя с Россией...

Монастырские предания

          На первый взгляд в стенах этого монастыря, находящегося в юрисдикции украинской православной церкви (Московского патриархата) тишь да гладь, круглосуточное молитвенное послушание, подчеркнутая неспешность насельников, скромная трапеза, набожность редких теперь паломников…Но человек, попавший сюда впервые из нашего суетного мира сразу же ощущает мистическую силу этого места. И вовсе не случайно, что в стенах обители в разные годы подвизались 17 святых русской православной церкви. А свои произведения монастырю посвящали Иван Бунин, Антон Чехов, Федор Тютчев, путешественник, писатель и журналист Василий Немирович-Данченко. История же здешнего края и вовсе пестрит знаковыми именами. Здесь и Богдан Хмельницкий, и коварный гетман Пётр Дорошенко, и всесильный Григорий Потёмкин… Но не они влекут сюда путешественников, не их в первую очередь поминают в  молитвах в возрождённых храмах.
      В нынешнем году в обители отмечается две памятные даты – 25-летие возобновления монашеской жизни и 150-летие преставления святого Иоанна Затворника, удивительного чудотворца и прозорливца, снискавшего фантастическую популярность у верующих и нашедшего здесь своё упокоение
     История Святогорского Успенского монастыря, в начале XXI века получившего статус Лавры, уходит своими корнями в баснословно далёкий XVI век. Большая же часть дошедших до нас храмовых построек и келий относится к XIX столетию. В это время окрестности монастыря считались курортным местом, где развивалось входящее тогда в моду кумысолечение, река Северский Донец была судоходной, что способствовало развитию торговли, вокруг было много богатых усадеб, а потому  обитель не могла пожаловаться на скудное житьё. События вековой давности круто изменили судьбу монастыря и его насельников. Здесь была колония, затем дом отдыха для шахтёров Донбасса. К началу Великой Отечественной войны монастырь лишился былого величия: храмы были закрыты и полуразрушены, монахи исчезли, богатая ризница опустела.  Но главной его ценностью были, и остаются по сей день,  многокилометровые и многоярусные пещеры-катакомбы, высеченные вручную монахами в меловых горах. Местные легенды вселяют надежду, что часть монастырских сокровищ, которая  была спрятана от алчных большевиков, а затем и от  оккупантов в тайных уголках пещер, будут рано или поздно найдены. А может их уже и нашли – несмотря на политический и экономический кризис на Украине, судя пор внешнему виду отреставрированных построек,  дела в Лавре идут явно неплохо. Попадая в лабиринт катакомб, испытываешь удивительные ощущения, граничащие с видениями. Без сомнения эти феноменальные пещеры достойны пристального исследования учёных. Впрочем, есть сведения что в 1942 - 1943 годах их уже тщательно обследовали…специалисты из нацистского  Аненербе. Какое арийское «наследие предков» пытались отыскать здесь фашисты мы вряд ли узнаем, но духовным наследием наших, славянских и православных предков, долгие годы затворнически живших в пещерах, мы можем только восхищаться.

Семнадцать лет навстречу  вечности

          Вечером 11  августа 1867 года над полями и лесами, хуторами и городками тогдашнего Изюмского уезда Харьковской губернии сгустились невиданные даже старожилами свинцовые грозовые тучи. Они принесли сильную бурю с ливнем, громом и молниями. В это время в больничном корпусе Святогорской обители монахи снимали с умирающего семидесятидвухлетнего схимника тяжкие вериги и внушительный медный крест, которые затворник носил почти два десятилетия. На рассвете, как гласит монастырское предание, «отделилась душа его от тела. Шумевшая буря и гроза, вслед за кончиною затворника, сменилась тишиною и благорастворенностью освеженнаго дождем воздуха».
Так, под буйство стихии ушёл в мир иной человек, жизнь которого в иконописных образах, в памяти народной и в творимых по сей день чудесах продолжает своё неспешное течение. Как и положено, биография и сотворённые чудеса Святого Иоанна Затворника изложены в его канонических «Житиях» и пересказывать судьбу и дела этого славного уроженца города Курска мы сегодня не будем. Отметим лишь, что уже при жизни схимника было официально зафиксировано несколько сотен случаев исцеления им всевозможных недугов самых разных людей – от крестьян до  помещиков, от солдатских жён до седых генералов, от  мелких дворян до титулованных особ. Самое удивительное заключалось в том, что ни затворник, ни страждущие при общении в подземной келье непосредственно друг друга не видели. Монах жил в меловой комнатушке навечно запертой замком и лишь малое оконце в двери служило ему для принятия пищи и пития, приносимых назначенным к нему в услужение братом. Аскетизм его быта можно оценить воочию -  келья открыта теперь для паломников. Настоятель монастыря, благословивший в 1850  году монаха на вечный затвор, описывал его быт так: «Всё убранство келии составлял деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и убогое возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику, претружденному подвигом бдения молитвенного. Затем небольшой налой у святых икон, деревянный обрубок, служивший вместо стула, кувшин для воды, тулуп и неугасаемая лампада — удовлетворяли все жизненныя потребности затворника; да еще неизменные его тяжелые железные вериги и жесткая власяница, которые носил он на своем теле и которые сами составляли немалое испытание своею тяжестию и остротою. Правило молитвенное совершал он следующее: в сутки полагал 700 поклонов земных, 100 поясных, произносил молитв Иисусовых 5000, Богородичных 1000, читал акафисты Сладчайшему Иисусу, Богоматери и Страстям Христовым, помянник с именами живых и усопших по запискам, подаваемым от благотворителей обители и других усердствующих…». Так продолжалось 17 лет…

Поверить и…исцелиться

     Местные жители, духовенство и монахи уверяют, что именно заступничеством Иоанна уцелела обитель и в годы торжества воинствующих безбожников, и в годы фашистской оккупации, да и теперь, когда на Украине фактически идёт гражданская война. И такие утверждения имеют под собой реальную почву: затворник являлся «словно наяву» многим людям, порой совсем и неверующим, давал советы,  вразумлял и, конечно, исцелял страждущих.  А уж современных письменных свидетельств об избавлении от недугов  людей, приезжающих на могилу затворника из разных уголков не только Украины, но и России, многих стран мира в обители могут представить тысячи. Приведем лишь один из многих. «Я, Савченко Светлана Григорьевна, жительница г. Краматорска
хочу засвидетельствовать чудо исцеления у могилы святого Иоанна
Затворника. На протяжении 2,5 лет я болела мастопатией левой молочной
железы. В 1997 г. состояние ухудшилось, увеличились лимфоузлы под левой подмышкой и появилась небольшая опухоль на правой молочной железе. Я решила сначала ехать в Святогорский монастырь, а затем идти в онкологический диспансер для того, чтобы что-то сделали врачи. Мне очень не хотелось туда идти, т.к. там умерла моя мама от онкозаболевания. В монастырь я приехала 16.09.97 г. На второй день мы с сестрой решили пойти на могилу Иоанна Затворника. Когда мы на коленях молились святому Иоанну Затворнику, я просила его помощи и ходатайства ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он избавил меня, если возможно, от болезни, а если Господу угодно, чтобы я
шла на операцию, то чтобы Господь укрепил меня. В монастыре я
исповедовалась,  причастилась и уехала домой. Дома я не сразу, а через какое-то время заметила, что у меня не болит грудь, а опухоли рассосались. К врачам я больше не ходила, но об этом случае им рассказала. Вот уже прошел год, и я хочу
поблагодарить святого Иоанна Затворника за содеянное чудо. 07.10.1998 г., Савченко Светлана Григорьевна».
    Учёные давно уже пытаются найти объяснение феномену исцеления на могилах святых или возле их мощей. Иронизировать по этому поводу может только тот, кто не видел бесконечные очереди людей разного возраста и достатка стремящихся приложиться к самым разным христианским святыням.  Будь то мощи праведной старицы Матроны  Московской в столичном Покровском монастыре, рака с останками великого игумена земли русской Сергия Радонежского  в подмосковной  Свято-Троицкой Сергиевой Лавре или статуя Черноё Мадонны в испанском бенедиктинском монастыре на горе Монсеррат – центре паломничества католиков всего мира. Человеку свойственно верить в чудо, надеяться на помощь высших сил. И если такое чудо действительно происходит, то что это – статистическая случайность или благодать, заслуженная человеком, верящим в божественное провидение?

                Автор благодарит Секретаря Святогорской Лавры
                архимандрита Лазаря за содействие в подготовке материала