Записки троллящего тролля. Тролль советует

Никита Белоконь
«Что такое рецензия на Проза. ру?»

Представьте, что вы получили рецензию на ваше «творчество». Какие мысли одолевают вас, что испытываете, радуетесь или спина покрывается потом? Может, немного неверия и предвкушение чего-то теплого и необычного, как весенний дождь, который приносит свежесть, развеивает скуку, помогает снова почувствовать себя ребенком; хочется натянуть резиновые сапоги и пойти попрыгать по лужам, вспоминая детство? Если вы – завсегдатай Прозы.ру сомневаюсь, что именно это ощущаете. «Тролль?», - первая мысль проскакивает в голове. – «Или все-таки доброжелатель. Помнится приглашал к себе кого-то на страницу, пришлось здорово покумекать, чтоб даже она не поняла, что льщу». Мало кто знает, но рецензия – это тоже литературный жанр, причем довольно изысканный и тяжелый, требующий понимания искусства, гармонии, стиля и, конечно же, личной культуры. Вспомните хотя бы «Рататуя». Надеюсь, хоть кто-то из вас, мои читатели, смотрел этот мультфильм студии «Пиксар». (Да-да, той самой, создательницы «Истории игрушек» и других не менее популярных шедевров. У них есть свои правила построения сюжета, создания интересных персонажей и композиции произведения в целом. Советую поучиться у них.) Некоторые из вас, быть может, пишут рецензии; некоторые, возможно, даже знают, что: «Замечательно, жму руку», «У меня есть похожая история, приглашаю...» – это не рецензия, не отзыв даже и не отклик. Это неприкрытая самореклама и ничего у автора, настроившегося на милое пение петушка, кроме зуда ниже спины, не вызовет. И на это есть свои причины – такое поведение просто хамство, не имеющее ничего общего ни с приличным поведением, ни с «произведением». Как и троллинг и переход на личности. Рецензент может описывать свои чувства и рефлексии на тему прочитанного, удивляться и восхвалять (последние два пункта в большинстве своем и составляют половину откликов прозарян, но об этом – потом), может замечать недостатки (опять-таки довольно часто так делают), может советовать (этого не делает почти никто или же – в общих фразах, поэтому непонятно вообще, о чем идет речь), но задевать автора – даже с Прозы.ру – это непозволительно (в конце концов, на Прозе тоже бывают иногда люди, у них могут быть чувства (наверное, это неточно)). Рецензия – это не пара фраз типа «понравилось, «это шедевр», «ничё не панятна». Рецензия – это не выборка наиболее понравившихся цитаток со своими ощущениями после кавычек. Рецензия – это не разбор каждого предложения в поисках повторов, ляпов, тавтологий, пропущенных запятых и т.д. Рецензия – это произведение о произведении, следовательно чтобы написать рецензию, нужно знать литературу, нужно чувствовать язык, нужно понимать стиль и риторические приемы. И тавтология тавтологии рознь – иногда одно слово просто нельзя заменить другим, иногда слова одинаковые, но используются в разных значениях (да, прозаряне-рецензенты, у русских слов может быть много значений, иногда разные слова являются синонимами только частично и не полностью покрывают смысл друг друга). Неужели Черчилль в своей известной речи во время объявления Германии войны не замечал повторяющихся фраз? Замечал, писал так намеренно, что усилить эффект произносимых слов. Даже Толстой «чувствовал чувство», что, как по мне, вполне романтично. Это риторика, прозаряне, риторика. Может, вы забыли о поэтических приемах, когда строфа начиналась одинаково – или кончалась – и так создавалась атмосфера. (Держу пари, что не знали). А градация и деградация (последнее не относится к Украине и Европе, если что) – для них тоже нужно повторение похоже звучащих или похоже значащих слов. А знаки препинания – о них вы не говорите вовсе: видимо не знаете о них. Во всяком случае, попадались мне такие прозорливые, которые расставляли знаки препинания уже после того, как текст будет написан. Это что за ересь? Кто так делает? Детсадовец? Вы же «писатели», прозаряне, соберитесь! Википедия же есть. Викисловарь. О том, что перед «когда» запятая может не всегда ставится – нет, мои любимые двоечники-недоучки, – ставиться и говорить не буду. Вы что, не видите: из-за присутствия/отсутствия мягкого знака значение глагола меняется. Не представляли себе такой магии? Да о чем я говорю, если даже с оформлением диалогов у вас туго-претуго (да, когда после слова стоит такое же слово, их нужно объединить дефисом и «пре» –значит «очень», а «при» – «рядом» (не «преблизиться») или «не до конца» («не пресесть»). Еще вы любите разбирать логику поведения персонажей, логику мира (если жертва рецензии «фантаст» или «фэнтезист»), несостыковки и другие подобные оплошности. Так вот: это – тоже не рецензия, это создание из мухи слона. При желании любое художественное произведение, будь то пьеса, кинолента, книга можно разобрать на отдельные составляющие и сравнивать и препарировать. Кто-то у нас тут, прозаряне, не реализовался в паталогоанатомии. Каждое творение человека несовершенно, потому что а) человек несовершенен, б) все мы отличаемся. У каждого взгляд на мир разный, у каждого свои ценности и устои, у каждого своя мораль, у каждого своя правда – и именно это доносит до нас искусство. В погоне за деталями мы теряем целостность, то, что автор хотел до нас донести. И именно это нужно рецензировать: ценность произведения, то, какую роль для читателя оно несет, чему учит и перед чем предостерегает. Нужно рецензировать чувства и эмоции, которые возникли у вас при и после прочтения. Нужно рецензировать мысли, которые пришли в голову, когда страница перевернута. Если нет ни мыслей, ни эмоций, ни чувств, то нет и литературного произведения, потому что искусство должно на нас воздействовать, изменять нас. Раз история пуста – резание ее на кусочки и рассматривание ее под лупой ничего не даст. Если история задевает – дайте автору шанс, подтолкните к развитию, напишите о своих переживаниях. Вас, прозарян, много; талантов среди вас – единицы: так помогите старающимся, а не зарывайте их попытки в могилу критикой бездарной так же, как и ваши «произведения».