Феликс Мендельсон-Бартольди – корифей симфонии, Роберт Шуман – фортепианной музыки.
Ни в вокальной, ни в симфонической музыке Эрнст Гофман не превосходит Франца Шуберта, но в опере – на голову выше автора «Лесного царя».
Нежная и трогательная оперная музыка Томмазо Траэтты вызывает сладостное чувство. Позднее стиль Траэтты воспринимают Паизиелло, Россини, Доницетти, Беллини. Даже роковые страсти в операх Верди очаровательны, чего нельзя сказать о музыке Берга и Шостаковича.
Музыка знает трёх оперных реформаторов: Кавалли, Глюка, Вагнера. Кавалли вводит в оперу арию, Глюк вносит в неё драматическое действие, Вагнер наделяет её симфоническим смыслом. Суть четвертой оперной реформы будет состоять в утверждении синтеза вокала, драмы и симфонии.
Музыка Феликса Мендельсона-Бартольди стилистически чистая, чего не скажешь о гениальных произведениях Моцарта и Бетховена.
Балтассаре Галуппи – народный, сотрудничает с Гольдони, Жан-Батист Люлли – королевский, отдаёт предпочтение Расину.
Рихард Вагнер создаёт сверх оперу, Густав Малер – сверх симфонию: эта гипертрофированное творчество!
Вагнер и Малер – сверхличности, выражающие в музыке ницшеанскую идею сверхчеловека.
Андре-Эрнест Гретри и Франсуа Филидор завершают оперную реформу Глюка. Они опускают античных богов на грешную землю, превращают идеальные чувства небожителей в реальные ощущения простых людей.
Гретри – мелодист первой величины, французский Шуберт, только живущий более чем за полстолетия до венского классика.
Оперы Андре Гретри замечательны тем, что принадлежат к романтическому классицизму.
Гретри и Чимарозо – блестящие оперные композиторы, претендующие на гениальность.
Лирика в операх Андре Гретри – любовно-эротическая как у Люлли и Чайковского.
Гаспаре Спонтини и Карл Мария Вебер – два драматических колосса в оперном искусстве.
Музыкальный драматизм Гаспаре Спнтини сопоставим с бетховенским: у одного он воплощается в опере, у другого – в симфонии.
Самые значительные предшественники Джузеппе Верди – Спонтини, Россини, Беллини.
Над музыкой Феликса Мендельсона-Бартольди сияет яркая моцартовская звезда.
Рейнхард Кайзер создаёт оперы в народно-песенном духе. К нему близко подступает автор «Днепровской русалки» Степан Давыдов.
Оперы Джузеппе Сарти и его ученика Степана Давыдова имеют общие черты: это народно-бытовой мелос, простота и доступность музыки. Они пишут оперы, не мудрствуя лукаво.
Отторино Респиги – мастер оркестрового колорита. Мало кто из композиторов обладает таким утонченным эстетическим вкусом, как итальянский Клод Дебюсси!
Немец Иоганн Хассе наделён итальянским оперным темпераментом в большей мере, чем великий Гендель.
По яркости и ясности музыкальной мысли Иоганн Хассе сопоставим с такими блестящими композиторами, как Вивальди, Перголези, Чимарозо, Россини.
Стилистически близкие Йозеф Мысливечек и Вольфганг Амадей Моцарт принадлежат к разным эпохам: первый творит под звездой Глюка, второй – сам по себе яркая звезда.
Мысливечек – связующее звено между Глюком и Моцартом. Вот почему Глюк и Моцарт – гении, а Мысливечек – талант!
В операх Мысливечека новое содержание и старая форма, в операх Моцарта – новое содержание и новая форма: Мысливечек пишет традиционную оперу-сериа, Моцарт создаёт ранее неизвестную многожанровую оперу. Этим-то Моцарт и гениален!
Над оперной музыкой Михаэля Гайдна витает моцартовская простота.
Насколько Михаэль Гайдн безоблачен в опере, настолько его ученик Карл Мария Вебер – трагичен.
Надо полагать, что воздушная лёгкость музыки Михаэля Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта возникает под влиянием горной местности Зальцбурга, где они долгое время живут.
Полётной красотой музыки Феликс Мендельсон-Бартольди обязан итальянскому оперному композитору Никколо Йомелли, многие годы живущему в Германии.
Меланхолически-нежная оперная музыка Никколо Йомелли приходится по вкусу немцам, но остаётся забытой итальянцами. А зря! Йомелевские зёрна сентиментальности прорастают в музыке Михаэля Гайдна, Карла Цельтера и его ученика Феликса Мендельсона-Бартольди.
Россини воздвигает пьедестал для гениального Верди.
Джоаккино Россини создаёт «народную оперу» «Вильгельм Тель». Через 40 лет Модест Мусоргский - «народную музыкальную драму» «Борис Годунов»: Несомненна преемственная связь между этими операми!
Моцарт создаёт талантливую оперу «Идоменей» в 25 лет, Россини – гениального «Севильского цирюльника» – в 24 года. Спрашивается, кто из них гений, а кто – талант в опере?
Музыкальный триумвират Антонио Сальери, Луиджи Керубини и Людвиг ван Бетховен определяют характер музыки наполеоновской эпохи.
Луиджи Керубини – учитель Фроманталя Галеви, который в свою очередь, - учитель Шарля Гуно: все трое представляют мелодическую ветвь во французской музыке.
Гениальная музыка Петра Ильича Чайковского немыслима без вокально-мелодического драматизма Керубини и инструментально-симфонического драматизма Бетховена. Русский композитор вбирает в себя достижения итальянской, французской и немецкой музыки.
Россини и Верди – национальные герои Италии и любимцы человечества!
Василий Калинников – выразитель русского духа в симфонической музыке. Его смело можно поставить рядом с Бородиным и Мусоргским.
«Русскость» в музыке бывает разной: русско-немецкая у Чайковского и подлинно русская – у Калинникова.
Василий Калинников соединяет воедино две ветви русского мелодизма: эпическую Бородина и лирическую Чайковского. В результате возникает чудодейственный синтез «русскости» в симфонии. Василий Калинников достойно завершает русскую классическую музыку.
Музыка Йозефа Гайдна – умная, Михаэля Гайдна – красивая: именно на этих началах образуется музыкальный стиль Вольфганга Амадея Моцарта.
Камиль Сен-Санс и Дариюс Мийо – композиторы-счастливцы: они долго живут и долго пишут безоблачную музыку!
Живя при фашистском режиме и советской власти, Карл Орф и Дмитрий Шостакович иной раз допускают беспринципность и фальшь в музыке, оборачивавшиеся лицемерием в общественной жизни! Этих композиторов можно понять, но нельзя не видеть того факта, что их мироощущение смыкается с диктаторскими идеями эпохи!
Сергей Танеев – композитор-солнцеед, а не страдающий композитор, каким был его учитель Пётр Ильич Чайковский.