Как умирают города

Валера Матвеев
               
Был когда-то на берегу Чёрного моря один на всём побережье ра-бочий промышленный город, известный всей стране своим лучшим цементом и героическим, в основном благодаря Леониду Ильичу, прошлым. Для курортников из близлежащих для этого мест он был  транзитный и экскурсионный город. Не сильно большой, но и не сильно маленький для своего южного региона, в общем, средний такой величины городишко. Жил, работал, понемногу принимал «дикарей» из родственников местных жителей со всей страны, любителей неор-ганизованного отдыха, а организованные любители отдыха посещали его чисто «посмотреть», «поэкскурсировать». В общем, ничего осо-бенного, город как город.

 Но тут неожиданно к нам пришла эпоха, так называемого, недо-развитого капитализма, и промышленность из города начала посте-пенно исчезать, словно мыльные пузыри под дождём. Под видом индустриализации стали строить «индустриальную» перевалочную базу. То есть на месте, где была большая (для нашего небольшого города) промышленность, стали расти как грибы после дождя, сначала металлоломные, а потом мазутные и зерновые терминалы. А все предприятия, стоящие на берегу, превратились в места скопления терриконов и отгрузки металлолома за «кордон». (Где столько берут на металлолом металлических кроватей в течении более двадцати лет?) По логике вещей, убрав промышленность из города, он должен постепенно «курортивизироваться». Но  городом культурного курортного отдыха, однако, он не стал и  становиться, по всей видимости, не собирается. Что же в итоге получаем?
 
Для начала закрыли мелкие заводы и предприятия, мешающие красоте в центре города, портящие его облик, скорее даже больше похожие на крупные мастерские: Бондарный завод, завод Пищепром, Кроватный завод. Потом пришла очередь уже предприятий пищевого направления:  Молокозавода и Винзавода (хотя бы Хлебозавод оста-вили в покое, пока). Затем пришла очередь «рыбного направления»: НУРРФа (управление рыболовно-рефрижираторнго флота), Рыбозавода и Рыбколхоза «Черноморец», работающего в акватории Чёрного и Азовского морей. Следом закрылись и электротехнические предпри-ятия: Перемоточный цех, Опытно-экспериментальный завод и даже завод «оборонки»  «Прибой». Прикрыли и относительно, но для города самые крупные машиностроительные заводы «Молот» и «Красный двигатель». И наконец, вершиной всего процесса стало исчезновение с карты города Судоремонтного и Вагоноремонтного заводов. Вместо отлично оснащённого СРЗ, построили судоремонтные военные мас-терские! Перепрофилировать никак или ума не хватило? Апофеозом послужило закрытие второго в городе по величине цементного  завода «Октябрь». Всё! Для работы остались рынки, охранные предприятия и мелкие, больше похожие на шабашников, строительные конторы.

На грани полнейшего развала троллейбусное управление и пассажирская автоколонна №1490. Автоколонна ещё немного еле теплица на междугородных перевозках, но «частники» её практически вытеснили. Так, как и городское такси.
А если добавить ещё и переход крупнейшего в России (по грузо-обороту) Пароходства под юрисдикцию Санкт-Петербургского пароходства (видно, хороший для кого-то  лакомый кусок из «президентской столицы», и «не при делах»). Также расформирование, по указу Президента, строительного Треста 12 (военное строительство), который, можно сказать, построил город,  то, что же осталось от промышленной инфраструктуры в городе с уже трёхсоттысячным населением? И тут же, не раздумывая, получаем ответ: НИЧЕГО! Выживает, кто как может. А остальные?
Но и этого оказалось мало. Если рушить, то до основания!

Закрыли и крупнейший цементный завод. Под красивым предлогом защиты окружающей среды. Это тогда, когда и пылить он практически перестал.

Но апофеозом действия «акул капитала» стало строительство не-далеко от центра города Мазутного терминала. Чтобы получить раз-решение на строительство такого терминала, район города перевели на бумаге в СЕЛЬСКУЮ местность. После завершения строительства вернули обратно. Ау, экологи?

Так вот умирает некогда промышленный город. Ломать – не стро-ить, это всем известно и понятно. А кто виноват? Да никто! Руководители – рвачи, чиновники – рвачи, руководители страны – рвачи. А так, извините, больше никто не надо винить.
 Так и стал наш город уже далеко не промышленным, но ещё больше не курортным местом в курортной зоне.  А каким? А никаким.

И последнее. Есть желание у кого-то убрать из города в Анапу (это 50 км) Железнодорожный вокзал.

Ну, что ж. Колючую проволоку по периметру. И всё. Резервация …