В гостях у северных камней 58

Евгения Савера
Вот, что В. Трошин сообщал для фильма, создателей которого привел в эти места.

«Я сам местный житель, скольд. Норвежцы называют нас «скольд-саамен». Саамы, которые живут на земле скольдов».

(Заглядываю в быстрооткрывающиеся источники, «скольд» - брань, «скальд» - древнескандинавский поэт-певец.  «Песня скальда имела характер по преимуществу военный». Ф. И. Буслаев, «Древнесеверная жизнь», 1857 г. «Воспой нам песнь любви и брани,  О скальд, свидетель древних лет, Твой меч тяжёл для слабой длани,  Но глас века переживет! К. Н. Батюшков, «Скальд», 1809–1811 г. ).


Далее по интервью:
«Я сам из Пулозерских, тут у нас такая деревня есть Пулозеро, там наше родовое кладбище, никто не помнит, когда это кладбище основано, это наши родовые могилы, они находятся в так называемой волости Коло, которая известна очень давно. У нас часто путают волость Коло, котор(ая) находится между (неразборчиво)… Имандры с городом Кола. Это очень большая путаница, она вызвана, скорее всего, плохим знанием истории, либо подгонкой ее». (Варианты топонимики – Кольские карты http://www.kolamap.ru/toponim/top_kol/top_k02.htm )

«Так вот наши родственники, вся наша родня, многочисленный род – он раскидан по всей территории Кольского полуострова, по всей территории Мурмана. У нас – достаточно семейных преданий, легенд. Сколько раз пытались выселить людей, вывозили в Вологодскую, Ленинградскую область, все равно люди возвращались назад. И родовое гнездо наше никогда не угасало. Но никто не мог понять, что, же тянуло наших родственников (обратно). А ларчик-то открывался просто! Вызвали меня в район Ловозера на родовой сход, наши старики сказали – значит, заканчивается род, время стариков прошло, пора кому-то принимать на себя функции хранителя знания. Ну, я человек современный, я никогда не верил ни в каких-то языческих, или каких-то других Божеств, меня это, честно, никогда не интересовало. Хотя я сам по образованию историк, я никогда этим вопросом не задавался. Но, когда баба Маша, а все-таки бабушке 94 года, говорит, что «Я больше не могу ходить делать обряды, давай-ка принимай на себя эти функции». Ну, пришлось поневоле заняться, используя свои знания, методологию, знания по истории. Пришлось вспомнить, чему меня когда-то учили, да меня в детстве еще дед учил кое-чему, отец меня на мотоцикле возил. Я думал, чем они там занимаются, зажигают (костры), какие-то столбы дыма там».

Вопрос:
- А куда возил?

«Ну, ездили по Серебрянке и в район Ловозера, на «Верблюды» так называемые, на Монче-тундру время от времени. Я не знаю, чем они при этом руководствовались».

Вопрос:
- Это к сейдам?

«Да, к камням мегалитическим, к камням «сейдов», там меня научили чувствовать камни. Я еще никак не мог понять, почему это, да что это они меня заставляют руку подносить к камням, чувствовать температуру, чувствовать вибрации какие-то, я плохо понимал, о чем идет речь. Но, я чувствовал, что вот этот камень среди зимы – он не обмерзает, он живой, этот камень. Он излучает какое-то тепло. Потом попробовал, когда сын стал подрастать. Я сына возил, тоже пробовал на нем испытывать – действует. Ставлю его, например, за отрогом холма, и говорю, ну-ка, давай выстави руку и почувствуй, с какой стороны находится сейд. У меня он практически безошибочно определял. Ну, я показал нашим родственникам, старикам, они говорят – да, из этого тоже выйдет толк! Это интересное дело. Но, это я воспринимал не более, как шутку. Ну передают традиции, передают – не нами они заведены, не нам их и отменять, ну, а потом, когда я подошел к этому делу как историк, исследователь, с научной точки зрения, я понял, что за этим стоит очень глубокий смысл – наша задача, как мне объяснили, просто эти традиции сохранять, беречь, передавать. Другое дело – кто и когда ими воспользуется, вспомнив эти традиции. Согласитесь, что не всякий народ так просто и легко отбрасывает какие-то традиции. Под ними есть более глубинный смысл, чем просто часть культуры. Они имеют какую-то другую, весьма значимую общественную функцию. Я когда спрашивал наших стариков, наших старейшин, дядюшек, тетушек, бабушек – зачем это нужно, (они отвечали) – не твое дело! Твое дело передавать, хранить, ты должен быть «Тулом», хранителем. Передавай, научишь своего сына, у него сын родится – внука научишь, и будешь передавать и сохранять эти знания. Когда придет время, кто-то, когда-то научится это употреблять по назначению».

В. Мизин:
- В пространстве сейда нет стереотипов современного восприятия, ведь что может связывать людей, поставивших эти камни со смотрящими на них сегодня, за такую прошедшую бездну времени изменилось все, исчезли ответы даже на самые главные вопросы, кто, зачем, для чего их ставил. Эти немые древние камни сами обладают способностью задавать вопросы любому, кто на них обратит внимание.

«Парадокс сейда состоит в том, что он есть».